Лектор – доцент Ю.Б. Дормашев
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. М. В. ЛОМОНОСОВА
_______________________________________________________________
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
кафедра общей психологии
ПЛАН
семинарских занятий по курсу
Внимание и память
для студентов 2 курса дневного отделения специальности
«Клиническая психология»
Лектор – доцент Ю.Б. Дормашев
План составлен:
доц. Ю.Б. Дормашевым, доц. В.Я. Романовым
Москва – 2014
РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ
Тема 1. Общие представления о памяти
(5 часов)[1]
Определение памяти и характеристика основных мнемических процессов. Понятие мнемической функции. Три стадии акта памяти: запоминание, сохранение и восстановление. Процессы явной (эксплицитной) работы памяти на стадии восстановления. Явления неявной (имплицитной) работы памяти. Основные функции и характеристики памяти. Содержания памяти: привычки, навыки и умения, знания, воспоминания. Основные виды связей в памяти. Виды, уровни и типы памяти. Традиционные классификации видов памяти. Классификации видов памяти в когнитивной психологии. Нарушения памяти: аномалии памяти, определение и классификация амнезий, гипермнезии. Память и научение.
Тема 2. Организация памяти
(5 часов)
Понятие организации. Основные подходы к изучению памяти. Память как репродукция: представления об организации памяти в ассоцианизме. Явление и понятие ассоциации. Виды и законы ассоциаций. Исследования Эббингауза. Коннекционизм. Классические методы исследования памяти. Организация памяти как результат организации восприятия: исследования гештальтпсихологов. Память тела и память духа. Типы личности по Бергсону. Память как конструктивный процесс. Исследования Бартлетта. Формирование навыков и умений. Классификация навыков и умений. Представление о механизмах формирования навыков в бихевиоризме:классическое обусловливание и латентное научение. Общее представление об оперантном и социальном научении. Бернштейн о формировании двигательных навыков: периоды и фазы построения навыка Подход к исследованию организации памяти в когнитивной психологии. Виды и функции схем. Представления о научении в когнитивной психологии.
Вопросы к семинарским занятиям по темам 1 и 2 {162}*
1. Круг явлений памяти. Забывание в повседневной жизни. Амнезии {43}
· Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРО, 1998/2000. С. 238–242 (Норман), 130–148 (Фрейд), 54–61 (Рибо), 62–75 (Корсаков)
2. Определение памяти. Основные функции, процессы, содержания и связи памяти. Память и научение {14}
· Там же. С. 215–222, 226 (Рубинштейн); 583–585 (Флорес) C. 234–238 (Норман).
3. Метафоры памяти. Виды, уровни и типы памяти {5}
· Там же. С. 11–13 (Платон), 230–232 (Рубинштейн).
4. Характеристика видов памяти по Бергсону {18}
· Психология памяти. М., 1998/2000. С. 270–287 (Бергсон).
5. Явление и понятие ассоциации. Законы, условия, виды ассоциаций и методы их исследования {11}
· Там же. С. 243–252, 261–262 (Эббингауз) или Эббингауз Г. Смена душевных образований // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3 / М., 2007. С. 27–41.
6. Репродуктивное и конструктивное запоминание. Основные методы и результаты исследований Бартлетта {11}
· Там же. С. 292–303 (Бартлетт) или Бартлетт Ф. Человек запоминает // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3. Книга 3 / М., 2007. С. 78–87
7. Научение и понимание. Характеристики умений и навыков. Кривая научения. Понятия переноса и эффекта переноса {13}
· Вудвортс Р. [Кривая научения. Перенос и эффекты переноса] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 103–111 (7, 8).
· Психология памяти. М., 1998/2000. С. 792–800 (Норман) (4,5) или Норман Д. Научение и приобретённое мастерство // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3 / М., 2007. С. 131–138 (7, 5)
8. Представление о памяти в бихевиоризме {6}
Психология памяти. М., 1998/2000. С. 264–269 (Уотсон)
9. Проблема формирования навыков. Стадии и фазы построения двигательного навыка {41}
Психология памяти. М., 1998/2000. С. 288–291, 755–791 (Бернштейн) или Бернштейн Н.А. Об упражнении и навыке // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 112–127.
Тема 4. Основные факты и закономерности психологии памяти
(4 часа)
Классические методы и основные результаты исследования памяти. Исследование образов памяти. Зависимость запоминания от материала. Исследование явлений интерференции и реминисценции. Примеры экспериментальных исследований сенсорных регистров, кратковременной и долговременной памяти.
Тема отчасти изучается самостоятельно. Занятие по данной теме проводится в форме коллоквиума — индивидуальных устных ответов на вопросы по списку, включающем в себя материалы темы 3.
Коллоквиум по темам 3 и 4
Коллоквиум принимается индивидуально, по частям: первая половина (вопросы 1-12) и вторая половина (вопросы 13–24). Время и место приёма, по согласованию со студентами, устанавливает лектор или преподаватель, ведущий семинарские занятия.
Вопросы и литература к коллоквиуму
Часть 1 {27}
1. Образы памяти и их исследование
· Вудвортс Р. [Исследование образов памяти] // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 42–50
2. Метод заучивания
· Психология памяти. М., 1998 / 2000. С. 586 (Флорес) или Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 51–52.
3. Метод антиципации
· Там же. С. 587–588 (Флорес) или Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 52–53.
4. Метод парных ассоциаций
· Там же. С. 588 (Флорес) или Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 53.
5. Метод узнавания
· Там же. С. 589–590 (Флорес) или Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 53–54.
6. Метод сбережения
· Там же. С. 590–592 (Флорес) или Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 55–56.
7. Влияние сходства и различия материала на запоминание. Эффект фон Ресторф
· Там же. С. 594–597 (Флорес) или Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 59–62.
8. Влияние осмысленности материала на запоминание
· Там же. С. 597–599 (Флорес) или Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 62–64.
9. Проблема распределения упражнений. Закон Йоста
· Там же. С. 600–605 (Флорес) или Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 64–69.
10. Кривая забывания (сохранения) Эббингауза.
· Там же. С. 261–263 (Эббингауз), 605–607 (Флорес) или Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 39–41 (Эббингауз), 69–70 (Флорес).
11. Явление ретроактивной интерференции и его исследование
· Там же. С. 608–610 (Флорес) или Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 72–74.
12. Явление реминисценции. Феномен Бэлларда
· Там же. С. 610–612 (Флорес) или Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 75–77.
Часть 2 {80}
13. Характеристика иконической памяти*. Эксперименты Сперлинга
· Психология памяти. М., 1998 / 2000. С. 489-494 (Линдсей, Норман) или Линдсей П., Норман Д. «Непосредственный отпечаток» сенсорной информации // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 177–182.
14. Характеристика эхоической памяти*. Эффекты модальности и суффикса (т.е. приставки или добавки)
· Клацки Р. Слуховой регистр // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3. Книга 3: Субъект познания. М., 2007. С. 183–190.
15. Характеристика кратковременной памяти (КП)*. Эксперимент М. Питерсон и Л. Питерсона
· Психология памяти. М., 1998 / 2000. С. 494–495 (Линдсей, Норман) или Линдсей П., Норман Д. [Забывание в кратковременной памяти] // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 191–192.
16. Контролируемые процессы в КП: повторение, структурирование, их функции
· Психология памяти. М., 1998 / 2000. С. 497-498 (Линдсей, Норман). 1
· Клацки Р. [Исследования кратковременной памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 196–202.
17. Сканирование памяти и зрительная КП. Эксперимент Стернберга
· Клацки Р. [Исследования кратковременной памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 212–219.
18. Эксперименты Познера по сравнению букв
· Клацки Р. [Исследования кратковременной памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 206–211.
19. Забывание в КП. Эксперимент Во и Нормана
· Психология памяти. М., 1998 / 2000. С. 498–502 (Линдсей, Норман). или Линдсей П., Норман Д. [Забывание в кратковременной памяти] // Общая психология. Тексты. 3. Книга 3. М., 2007. С. 192–195.
· Клацки Р. [Исследования кратковременной памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 203–205.
20. Эксперименты на свободное припоминание. Позиционные эффекты и их объяснение
· Психология памяти. М., 1998 / 2000. С. 502–507 (Линдсей, Норман), 514–517 (Аткинсон)
· Клацки Р. Одна память или две? // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 168–169.
21. Данные, подтверждающие теорию двойственности памяти
· Клацки Р. Одна память или две? // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 166–170.
· Линдсей П., Норман Д. Случаи Г.М. и Н.А. // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 173–176.
22. Характеристика ДП*. Представление о семантической и эпизодической памяти
· Психология памяти. М., 1998 / 2000. С. 559–560 (Солсо)
· Клацки Р. Долговременная память: структура и семантическая переработка информации // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 246–247.
23. Структура ДП. Эксперимент Брауна и Макнилла
· Клацки Р. Долговременная память: структура и семантическая переработка информации // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 243–246, 248
24. Эксперименты Крейка и Тулвинга, Роджерса и др., Крейка и Уоткинса
· Психология памяти. М., 1998/2000. С. 552, 554–555, 556–559 или Солсо Р. [Концепция уровней обработки] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 280–287.
-------------------------------
*Примечание:Характеристика видов памяти проводится по входам таблицы, заполняемой на семинарских занятиях теме 3.
Тема 6. Развитие памяти
(4 часа)
Различные подходы к постановке и решению проблемы развития памяти. Общее представление о развитии памяти. Социокультурная природа памяти человека. Виды памяти по Жане. Память как высшая психическая функция. Экспериментальное исследование онтогенеза памяти: параллелограмм развития памяти. Проблема улучшения памяти. Феноменальная память. Тренировка памяти.
Вопросы к семинарским занятиям {83}
1. Память и сознание. Уровневая классификация видов памяти (Блонский) {10}
· Психология памяти. М., 1998/2000. С. 380–389 (Блонский)
2. Память и речь. Функции памяти и характеристика ее видов по Жане {4,5}
· Там же. С. 371–379 (Жане)
3. Проблема памяти в культурно-исторической теории Выготского. Экспериментальное исследование опосредствованного запоминания {25}
· Там же. С. 616–625 (Выготский), 420–436 (Леонтьев)
4. Феноменальная память. Мнемотехники {44}
· Там же. С. 149–165 (Лурия), 166 –172 (Клацки), 694–703 (Солсо), 682–693 (Челпанов).
Тема 2. Внимание и сознание
(7 часов)
Внимание как узловая проблема психологии сознания. Внимание как состояние и как процесс сознания. Учение Вундта об апперцепции: виды и функции апперцепции. Представление о внимании в структурной психологии Титченера. Джеймс о внимании и его механизмах: понятие преперцепции. Проблема внимания в ассоцианизме. Моторная теория внимания Рибо: естественное и искусственное внимание. Теория волевого внимания Ланге. Проблема внимания в гештальтпсихологии.
Вопросы к семинарским занятиям {112}
1. Сознание и его свойства. Метафоры сознания (зрительного поля, потока и волны) и их связь с различными представлениями о внимании {27,5}
· Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001. С. 137–151 (Вундт), 182–184, 192–195 (Титченер), 214–215, 230-234 (Джеймс)
2. Внимание как состояние и процесс сознания. Понятие апперцепции {9}
· Там же. С.151–154, 163–168 (Вундт)
См. также вопрос контрольной работы и литературу к нему:
Ø Понятия объема сознания и объема внимания: эксперименты Вундта.
· Там же. С. 137–151, 176–181 (Вундт).
3. Внимание как атрибут процессов сознания. Понятие сенсорной ясности и виды внимания по Титченеру {7}
· Там же. С. 184–191 (Титченер)
См. также вопросы контрольной работы и литературу к ним:
Ø Понятия объема сознания и объема внимания: эксперименты Вундта.
· Там же. С. 198–203 (Титченер)
Ø Проблема и методы измерения степени внимания. Метод вторичной зондирующей задачи: эксперимент Канемана.
· Там же. С. 206–208 (Титченер)
Ø Исследование отвлечений внимания (Гови, Морган, Вебер), аккомодации и инерции внимания (компликационный эксперимент).
· Там же. С. 208–211 (Титченер)
4. Джеймс о внимании и его механизмах. Понятие преперцепции {18,5}
· Там же. С.245–254, 286–296 (Джеймс)
См. также вопрос контрольной работы и литературу к нему:
Ø Понятие и исследование сдвигов внимания: обычных (Биллингс, Пилсберри), при восприятии двузначных фигур (Биллс) и борьбы полей зрения (Гельмгольц)
Там же. С. 242–244 (Джеймс)
5. Моторные теории внимания Рибо и Ланге: определение, механизмы и виды внимания {35}
· Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 297–304, 316–323 (Рибо); 381–394, 409– 415 (Ланге).
6. Гештальтпсихологи о внимании: постановка проблемы и экспериментальные исследования {15}
· Там же. С. 430–431 (Рубин), 432–435 (Коффка), 436–444 (Кёлер, Адамс)
См. также вопрос контрольной работы и литературу к нему:
Ø Исследование внимания в гештальтпсихологии: опыты Гельба и эксперименты с измерением порога расчленения и маскировкой.
· Там же. С. 432–433 (Коффка), 436–444 (Кёлер, Адамс)
Теории ранней селекции: модели фильтра Бродбента и аттенюатора Трейсман. Теории поздней селекции: модели поздней селекции Дойчей и уместности Нормана. Внимание как умственное усилие: модель Канемана. Внимание как перцептивное действие: теория Найссера.
Вопросы к семинарским занятиям
Семинар 3.1 {32}
1. Внимание как селекция. Эксперименты Черри. Модели ранней селекции Бродбента и Трейсман. {22}
Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. 49–69 или то же М., 1999 С. 47–67 или М., 2002 С. 50–72.
См. также вопросы контрольной работы и литературу к ним:
Ø Эксперименты Черри
· Там же. М., 1995. С. 51–55 или то же М., 1999. С. 49-53 или то же М. 2002. С. 52–56.
Ø Эксперименты Бродбента на расщепленный объем памяти
· Там же. С. 58–62 или то же М., 1999. С. 56–60 или то же М. 2002. С. 60–64.
Ø Данные исследований Морея; эксперименты Грея и Уэддерберн
Там же. С. 62–63 или то же М., 1999. С. 60–61 или то же М. 2002. С. 65–66.
Ø Эксперименты Трейсман
· Там же. С. 64–65, 67–68 или то же М., 1999. С. 62–63, 65–66 или то же М. 2002. С. 70–71.
2. Модели поздней селекции Дойчей и Нормана {11}
· Там же. М., 1995. С. 70–78; 91-92 или то же М., 1999. С. 68–77; 89-90 или то же М.,2002. С. 74–83; 96-97.
· Андерсон Д.Р. Эффект Струпа // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 3. М., 2007. С. 534–538.
См. также вопрос контрольной работы и литературу к нему:
Ø Эксперимент Форстера и Гоувера. Эффект Струпа: эксперименты Данбара и Маклауда.
· Андерсон Д.Р. Эффект Струпа // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 3. М., 2007. С. 534–538.
· Дормашев, Романов. Психология внимания. М., 1995. С. 91–92 или то же М. 1999. С. 89–90 или то же М. 2002. С. 96–97; (2)
Семинар 3.2 {41}
3. Внимание как умственное усилие. Модель единых ресурсов Канемана {14,5}
· Дормашев, Романов. Психология внимания. М., 1995. С. 110–122 или то же М., 1999. С. 108–120 или то же М., 2002. С. 116–130.
См. также вопрос контрольной работы и литературу к нему:
Ø Проблема и методы измерения степени внимания. Метод вторичной зондирующей задачи: эксперимент Канемана.
· Там же. М., 1995. С. 117–122 или то же М. 1999. С. 115–120 или то же М. 2002 С. 124–130.
4. Найссер о процессах предвнимания и фокального внимания: конструктивная теория внимания. Эксперимент на селективное чтение {15,5}
Там же. М., 1995. С. 166–170 или то же М., 1999. С. 164–169 или то же М., 2002. С. 176–181.
Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 629–639 (Найссер)
См. также вопрос контрольной работы и литературу к нему:
Ø Эксперименты Найссера на селективное чтение и смотрение
Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 629–639 (Найссер)
Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. 168 или то же М., 1999. С. 166 или то же М., 2002. С. 178.
5. Критика моделей селекции и ограниченных ресурсов. Внимание как перцептивное действие. {11}
· Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. 171–181 или то же М., 1999. С. 169–179 или то же М., 2002. С. 181–192.
См. также вопросы контрольной работы и литературу к ним:
Ø Эксперименты Найссера на селективное чтение и смотрение
· Там же. М., 1995. С. 171–176 или то же М., 1999. С. 169–174 или то же М., 2002. С. 183–187.
Ø Проблема и результаты исследований распределения внимания (Бине, Стерзингер). Эксперимент Спелке и Херста на выполнение двойного задания.
· Там же. М., 1995. С. 177–180 или то же М., 1999. С. 175–178 или то же М., 2002. С. 188–191.
ПРИЛОЖЕНИЕ
I. Отчетности
Обязательные:
Ø Коллоквиум по памяти (две части)
Ø Контрольная работа по вниманию (две части)
Ø Монография Нормана или Бернштейна (на выбор)
Ø Монография Найссера
Факультативные:
Ø Реферат по выбранной теме (см. ниже)
II. Темы докладов и рефератов
Выберите тему реферата и сообщите о своем выборе преподавателю, ведущему семинарские занятия и лектору ([email protected]). В течение семестра делается один реферат по любой теме курса. По согласованию с преподавателем Вы можете предложить свою тему для реферата и можете использовать соответствующую литературу и материалы Интернет не только на русском, но и на иностранных языках. Объем реферата не более двадцати страниц (полтора интервала, шрифт 10). Рефераты высылаются по электронной почте лектору и отдаются в отпечатанном виде на проверку преподавателю, ведущему семинарские занятия.
Тема 2. Организация памяти
Ø Оперантное научение
Ø Социальное научение
Ø Коннекционизм
Тема 3. Исследование памяти в когнитивной психологии
Ø Рабочая память
Ø Автобиографическая память
Развитие памяти
Ø Эйдетическая память
Ø Память примитивного человека
Ø Феноменальная память
III. Вопросы к монографиям
Предлагаемые вопросы могут быть использованы студентами при изучении монографий, а также преподавателями с целью контроля и оценки знаний студентов во время приёма зачётов и экзамена. Вопросы общего характера (список А) относятся к любой монографии и требуют полного и внимательного её прочтения. Ответы на конкретные вопросы (списки Б,В и Г) можно найти в соответствующих фрагментах указанных монографий. Выберите к разделу «Психология памяти» одну из двух монографий – Нормана или Бернштейна. Монографию Найссера читают все во второй половине курса (раздел «Психология внимания»). При первом прочтении монографий сделайте к книге свой указатель с номерами вопросов или расставьте номера вопросов в файле электронного текста. При вторичном прочтении запишите ответ на каждый вопрос: своими словами, а если необходимо дать определение, то буквально. При сдаче монографии вы можете пользоватьсясвоими конспектами.
А. Общие
1. Область и предмет исследований автора.
2. Философские и методологические положения, принимаемые автором (взгляд на человека и условия человеческого существования, на предмет и задачи психологии, методы психологического исследования и др.).
3. Авторская характеристика познавательной ситуации (оценка достижений, основные проблемы и пробелы в знаниях, перспективы развития).
4. Обзоры исследований, содержащиеся в данной работе. Выводы автора.
5. Основные цели, поставленные автором.
6. Положения, разделяемые с другими авторами или заимствованные у других авторов и, напротив, положения, с которыми данный автор не согласен, и от которых он отталкивается.
7. Оригинальные положения автора: их теоретическое и эмпирическое обоснование.
8. Место автора и/или его отношение к известным течениям и школам психологической мысли.
9. Как можно охарактеризовать исследовательский подход автора?
10. Какие (и почему) положения, выводы и данные, содержащиеся в монографии, являются, на Ваш взгляд, недостаточно обоснованными, спорными, принципиально ошибочными или просто непонятными?
11. Что в данной монографии Вас особенно заинтересовало и почему?
12. Какие параллели Вы находите между идеями данной монографии и тем, что Вам уже известно из прочитанных или читаемых в настоящее время курсов общей психологии и других психологических дисциплин?
Б. К монографии Д. Нормана Память и научение. М., 1985. 160 с.
1. Общие представления об этапах и уровнях обработки и использования информации.
2. Основные структуры (виды) памяти. Критерии их различения и общая характеристика.
3. Два класса процессов обработки информации. Характеристика нисходящей и восходящей обработки.
4. Основные подходы и проблемы изучения первичной и вторичной памяти.
5. Формы забывания в системе вторичной памяти. Забывание намерений и оценка психоанализа Фрейда.
6. Процессы извлечения (поиска) в системе вторичной памяти. Основные виды запросов к системе вторичной памяти.
7. Общая и сравнительная характеристика основных форм репрезентации знаний в системе вторичной памяти: семантические сети, схемы, мысленные образы.
8. Понятие семантической сети. Основные функции и компоненты семантических сетей.
9. Понятие схемы. Виды и функции схем. Сценарии и прототипы как разновидности схем.
10. Проблемы исследования мысленных образов. Функции образной памяти.
11. Основные характеристики умелого выполнения действий. Этапы научения при решении задачи "миссионеры и каннибалы".
12. Общая характеристика процесса научения. Кривая научения в свете трех основных форм научения.
13. Научение путем наращивания схем. Характеристика и примеры.
14. Научение путем создания новых структур. Примеры.
15. Научение путем настройки схем. Виды настроек.
16. Предвосхищающая функция схем. Изменения схем в процессе чтения.
17. Принципиальные положения и задачи когнитивной инженерии.
18. Как Вы понимаете следующие высказывания автора:
— «Структуры памяти — это не просто связи. Это активные пути, с холмами и зарослями ежевики, с магнитными полями и большими дорогами» (с.40);
— «Окружающая среда составляет важную часть нашей памяти и именно для таких проблем, которые я назвал ошибками образа действий» (с.145).
В. К монографии Н. А. Бернштейна О ловкости и ее развитии. М., 1991. 288 с.
1. Определение и сравнительная характеристика психофизических качеств организма.
2. Отличия ловкости от других психофизических качеств организма.
3. Почему ловкость невозможно количественно оценить или измерить.
4. Виды ловкости.
5. Научное определение ловкости.
6. Ситуации (двигательные задачи), требующие ловкости.
7. Наказ читателю.
8. Почему так сложно управлять движениями?
9. Определение координации.
10. Принцип сенсорных кольцевых коррекций.
11. Определение проприорецепции в широком и узком смысле.
12. Основные события по линиям развития (а) рецепторики, (б) центральной нервной системы, (в) эффекторного аппарата.
13. Значение появления животных продолговатой формы.
14. Чем ловкость отличается от проворства.
15. Недостатки и преимущества поперечно-полосатой мышцы.
16. Зачем нужны сенсорные коррекции?
17. Почему погибли рептилии?
18. Двигательная задача как ведущее начало развития мозга.
19. Что включается в понятие физиологического уровня построения движений?
20. Критика теории "проторения"
21. Принцип "повторение без повторения"
22. Понятие ведущего и фоновых уровней коррекции движений
23. Объяснение феномена автоматизации.
24. Феномен снятия зрительного контроля.
25. Понятие смысловой структуры двигательного акта.
26. Понятие двигательного состава
27. Почему прямое управление движением оказывается невозможным?
28. Принцип (необходимость) сенсорных коррекций.
29. Почему двигательный навык не может быть двигательной формулой или штампом?
30. Маневренность чувствительных систем: что такое перешифровка?
31. Определение двигательного навыка.
32. Зачем нужно проделывать упражняемое движение множество раз?
33. Две капитальных ошибки традиционных представлений о формировании двигательного навыка
34. Х-ка, феномены (примеры) фазы установления ведущего уровня.
35. Х-ка, феномены (примеры) фазы определения двигательного состава.
36. Х-ка, феномены (примеры) фазы выявления и росписи коррекций.
37. Х-ка, феномены (примеры) фазы разверстки фонов, автоматизация движений.
Ø Что происходит на этой фазе?
Ø Что при управлении движениями и формировании навыков осознается?
Ø Характеристика и определение автоматизмов
Ø Определение переносов по органу и переносов по навыку. Примеры.
Ø Определение и три особенности автоматизации
Ø Теневая сторона переносов по навыку. Примеры
38. Х-ка, феномены (примеры) фазы срабатывания фонов между собой.
· Содержание "творческой паузы"
· Что такое забалтывание?
39. Характеристика, феномены (примеры) фазы стандартизации.
40. Характеристика, феномены (примеры) фазы стабилизации.
41. Что же сохраняется в памяти?
Г. к монографии У. Найссера Познание и реальность. М., 1981. 230 с.
1. Характеристика психологии сознания, психоанализа и бихевиоризма: различия во взглядах на сущность человека, в понимании задач психологии, в методах и экологической валидности проводимых исследований.
2. Основные положения и направления когнитивной психологии: различное понимание познавательной активности в линейной модели обработки информации, в теории Гибсона и теориях когнитивного развития.
3. Теория восприятия Найссера: её истоки и центральные положения. Модель перцептивного цикла.
4. Понятие схемы. Виды схем: схемы объектов, ориентированные схемы, когнитивные карты, категориальные схемы. Функции схем: примеры. Развитие схем, их структура, взаимосвязи и взаимодействие.
5. Проблема избирательного внимания. Понятие отбора и механизмов отбора информации. Теории раннего и позднего отбора. Представление о едином центральном пределе способности обработки информации. Аргументы за и против существования ограниченной емкости обработки информации.
6. Природа и характер ограничений, накладываемых на обработку информации.
7. Критика представлений о внимании как процессе фильтрации. Навыки и умения избирательного и распределенного внимания.
8. Экспериментальное исследование избирательного смотрения: замысел, цель, методика, результаты и выводы.
9. Экспериментальное исследование одновременного выполнения двух заданий: замысел, цели, методика, результаты и выводы.
10. Найссер об автоматической обработке информации (процессы предвнимания, эффекты интерференции и ожидания) и о взглядах на познание в классической и современной когнитивной психологии.
11. Объяснение и представление воображения и памяти в терминах линейной перцептивной модели и модели перцептивного цикла. Обзор исследований воображения. Роль схем в процессах запоминания.
12. Критика моторных теорий восприятия.
13. Функционирование схемы при восприятии речи.
14. Почему и при каких условиях невозможно психологическое манипулирование поведением человека?
15. Как Вы понимаете следующие высказывания автора:
— «Восприятие и другие познавательные процессы - это обычно не только операции, совершаемые в голове индивида, но и акты взаимодействия с миром. Такое взаимодействие не только информирует индивида, оно также трансформирует его» (с. 33);
— «Акт восприятия вообще не завершается перцептом» (с.44);
— «Существующая схема, сформировавшаяся на основе предыдущего опыта, определяет воспринимаемое мною, а не дополняет его» (с.63);
— «Каждому известно, что дети совсем не умеют лгать; способность думать одно, а говорить другое формируется гораздо позднее» (с.185);
— «Интроспекция представляет собой своего рода подготовку к экстероспекции» (с.186).
IV. Контрольные вопросы к экзамену
Приведённые списки вопросов, а также вышеперечисленные вопросы к монографиям могут быть использованы при подготовке к экзамену. Каждый билет включает в себя три вопроса разных уровней. Ответы на вопросы первого уровня (список А) предполагают обобщение изучаемого материала, выявление и установление связей между различными источниками, а также выделение соответствующих теме вопроса принципиальных положений. Вопросы второго уровня (список Б) посвящены частным направлениям, отдельным теориям и положениям психологии памяти и внимания. Ответы на вопросы третьего уровня (список В) требуют твёрдого знания конкретных фактов, рабочих гипотез, методов и специальных методик, а также экспериментально полученных данных, зависимостей и закономерностей.
Таким образом, успешный ответ на вопросы вышележащих уровней предполагает опору на знание соответствующих вопросов нижележащих уровней. С другой стороны, осмысленный ответ на специальный и конкретный вопрос возможен только при условии знания общих вопросов.
А. Общие вопросы (первого уровня)
1. Общая характеристика памяти и внимания: их взаимосвязь и значение в жизнедеятельности человека.
2. Основные положения и понятия когнитивной психологии. Тенденции развития современной психологии памяти и внимания.
3. Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.
4. Метафоры памяти. Подходы к изучению памяти.
5. Определение памяти. Основные процессы, содержания и связи памяти. Функции и характеристики памяти.
6. Основные классы явлений памяти. Аномалии и нарушения памяти.
7. Сравнительная характеристика классификаций памяти. Виды, уровни, типы памяти.
8. Проблема памяти в ассоцианизме: характеристика подхода, основные положения, понятия и методы исследований.
9. Понятие схем. Виды и функции схем.
10. Виды научения. Характеристики навыков и умений. Научение и понимание. Кривая научения.
11. Проблема развития памяти: различные аспекты постановки и подходы к решению. Метапознание и метапамять.
12. Проблема улучшения памяти. Мнемотехники и летотехники: виды и примеры использования. Феноменальная память.
13. Память и мотивация: сравнительная характеристика различных подходов (ассоцианизм, психоанализ, гештальтпсихология, конструктивный и деятельностный подходы).
14. Когнитивный подход к исследованию памяти. Основные положения, альтернативы, понятия и методы.
15. Характеристика контролируемой и автоматической обработки информации: примеры. Эффект Струпа.
16. Характеристика систем памяти. Проблема и модель двойственности памяти. Трехкомпонентная теория памяти.
17. Подход к исследованию памяти с позиций теории уровней обработки информации: примеры исследований.
18. Метафоры сознания (зрительного поля, потока и волны) и их связь с различными представлениями о внимании.
19. Явления внимания и невнимания. Виды рассеянности: ошибки внимания и невнимания.
20. Классификации видов внимания: анализ оснований и сравнительная характеристика.
21. Характеристика функций и свойств внимания. Типы внимания.
22. Эффекты и критерии наличия внимания.
23. Проблема внимания. Сравнительная характеристика ранних представлений о внимании в различных психологических теориях.
24. Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии: характеристика различных подходов и направлений исследования.
25. Развитие внимания: постановка проблемы и характеристика различных подходов к ее решению.
Б. Специальные вопросы (второго уровня)
1. Характеристика видов памяти по Бергсону.
2. Виды амнезий. Изменения памяти при корсаковском синдроме. Закон регрессии Рибо.
3. Бартлетт о памяти: характеристика подхода, основные методы и результаты исследований.
4. Исследование памяти в бихевиоризме и проблема изучения двигательных навыков.
5. Построение двигательных навыков по Бернштейну: принципиальные положения, стадии и фазы.
6. Социальная сущность и функции памяти. Характеристика видов памяти по Жане.
7. Выготский о памяти и ее развитии: роль искусственных средств. Характеристика подхода, методы и результаты исследований Леонтьева.
8. Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по И.П. Зинченко).
9. Понятие мнемической направленности деятельности. Задачи и установки запоминания. Исследования Истоминой и А.А. Смирнова.
10. Характеристика сенсорной памяти. Основные методы и результаты ее исследования.
11. Характеристика кратковременной памяти. Основные методы и результаты ее исследования.
12. Характеристика, структура и виды долговременной памяти.
13. Вундт о внимании как состоянии сознания и процессе апперцепции.
14. Определение и виды внимания по Титченеру.
15. Джеймс о внимании и его механизмах.
16. Определение, виды и механизмы внимания по Рибо.
17. Определение, виды и механизмы внимания по Ланге.
18. Исследование внимания и представления о его развитии с позиций культурно-исторической концепции Выготского.
19. Определение внимания и уровни его развития по Добрынину.
20. Гальперин