Процедура оценки результативности и эффективности социально- педагогической деятельности.

Определение эффективности социально-педагогической деятельности проводят с целью ее усовершенствования. Под эффективностью понимают обобщенный, интегрированный показатель качества социально-педагогической деятельности.

Эффективность зависит во-первых, от целей, затрат ресурсов, условий выполнения, во-вторых от выбора методов оценки эффективности и субъективности того, кто проводит оценку результатов. Так, социально-педагогические процессы чрезвычайно сложны, потому при определении эффективности учитывается понятие "норма" (стандарт) как точку отсчета, относительно которой можно определить элементы системы нормативной регуляции жизнедеятельности человека, общества. Результатом социально-педагогической деятельности можно считать улучшение или ухудшение социокультурных условий социализации личности, а значит, формирования в личности определенного уровня социальных качеств самосознания, самоопределения и самоутверждения как составляющих общественного бытия согласно ее возможностей и особенностей социальной среды.

Эффективности социально-педагогической деятельности определяется реальными результатами работы социального педагога с учетом стажа, накопления опыта и на основе глубокого анализа самого процесса деятельности, а также мнения клиентов, коллег, работников социальных институтов.

Для определения уровня эффективности социально-педагогической деятельности используют следующие методы сбора информации:

1. Непосредственное наблюдение за практической деятельностью социального педагога: стилем общением с клиентом, характером отношений, уровнем удовлетворенности клиента оказанными услугами, участием специалиста в различных видах деятельности, атмосферой в трудовом коллективе.

2. Беседа с клиентом, его окружением.

3. Социологические экспресс-опросы.

4. Анализ статистической отчетности.

5. В практике работы широко используют специально подготовленные бланки статистического анализа ("Бланки получения статистической информации"), которые можно рассматривать как метод определения эффективности социально-педагогической работы.

6. Математическое моделирование и прогнозирование.

7. Метод самооценки. Например, "Анкета деятельности социального педагога" может включать следующие вопросы:

1. Какой оценкой Вы оцениваете эффективность своей работы?

- высокая

-удовлетворительная;

- низкая;

- очень низкая

2. Каковы Ваши предложения по улучшению вашей работы_

Собранная информация является основой для выводов и предложений. Дальнейшая работа по определению эффективности социально-педагогической деятельности должна включать: мониторинг, оценивание и оценку.

Мониторинг - это постоянное отслеживание процесса деятельности для сравнения реального состояния с запланированным. К инструментарию мониторинга входит наблюдение, анкеты, опросы.

В зависимости от времени вмешательства различают входное, текущее и итоговое оценивание.

Входное оценивание осуществляется на начальном этапе вмешательства с диагностической целью, чтобы спланировать организацию социально-педагогической деятельности, определить реальную цель и задачи, содержание, конечный результат.

Текущее оценивание осуществляется в ходе вмешательства с целью определения соответствия запланированных и ожидаемых промежуточных результатов, необходимости привлечения дополнительных мероприятий и т.д. Оно заключается в систематическом наблюдении социального педагога за ходом вмешательства. Целью оценки является получение данных о качественных (во взглядах, поведении и др.) изменения участников процесса.

Итоговое оценивание - это оценка результатов вмешательства.

Оценивания - это выставление оценки результатов деятельности в условных единицах (баллах, процента), а также в лингвистических оценочных суждениях.

Оценка выставляется по результатам качественных показателей: последствия вмешательства, влияние мероприятий на качество жизни клиента, его непосредственные достижения, позитивные изменения в поведении, преодоления сложных жизненных обстоятельств.

Оценка эффективности может быть внутренней и внешней. Внутреннюю оценку осуществляют специалисты, которые непосредственно реализуют вмешательства (самооценка). Для внешней оценки создают мульти-дисциплинарную команду, в состав которой входят специалисты заинтересованных организаций, учреждений, заведений.

Для практического определения эффективности социально-педагогической деятельности необходимы критерии и показатели эффективности, на основе которых определяют уровень эффективности. Показателем эффективности является уровень адаптации клиента и уменьшение дезорганизации в обществе. Продуктивным методом получения оценки эффективности является параметрический (сравнительный) метод. Он предполагает сравнение двух параметров: до обращения клиента за помощью и после оказания помощи. Разница между двумя параметрами является критерием эффективности. Приемлемым методом определения оценки эффективности социально-педагогической деятельности может быть определение уровня удовлетворения потребностей клиента до установленных нормативов или стандартов.

Критерий - это признак, на основе которой проводится оценка. Они должны быть объективными, отражать существенную информацию, быть стандартом оценки результатов деятельности. Каждый критерий включает группу качественных показателей, которые раскрывают содержание и дают характеристику достижений. Примером критериев эффективности социально-педагогической деятельности с детьми могут быть:

- результат решения социально-педагогических проблем детей и молодежи конкретного микросоциума;

- степень включения детей и молодежи в различные виды деятельности в социуме, по месту жительства;

- динамика изменений отношений детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;

- степень включения взрослого населения в деятельность по улучшению социально - педагогических условий в микрорайоне;

- улучшение обстановки в социума;

- степень развитости у детей и молодежи демократических гуманных отношений, взаимопомощи и т.д.

Оценка эффективности может быть как положительной так и отрицательной: - социальный педагог положительно решает проблему ребенка и на этом его деятельность с ребенком заканчивается; - социальный педагог не смог или частично решил проблему ребенка, тогда необходимо определить, на каком этапе была допущена ошибка. В этом случае необходима коррекция социально-педагогической деятельности.

Вопросы определения эффективности социально-педагогической деятельности исследовали Г.А.Воронина, Г.В.Овчарова, П.А. Шептенко и другие. Они отмечают, что достигнутые результаты анализируются с наличием у специалиста соответствующих умений и навыков или уровнем его профессионализма. В структуре профессиональной подготовки к выполнению социально-педагогической деятельности можно выделить три уровня:

- личностная готовность - профессиональная направленность, общий уровень культуры, коммуникативные, организаторские, перцептивные, креативные качества, состояние психического и физического здоровья;

- теоретическая готовность - владение системой знаний о закономерностях развития человека; знаниями основ социальной педагогики; системой знаний о содержании, технологии, методы и формы социально-педагогической деятельности; знаниями мотивационного программно-целевого воспитания; знаниями основ социологии, социальной политики государства и социально-правовой защиты детства; знаниями по психологии и социальной психологии;

- технологическая готовность - реализация диагностической, прогностической, организационно-коммуникативной, коррекционной, охранно-защитной функции социально-педагогической деятельности; оказание индивидуальной поддержки и помощи клиентам; умение взаимодействовать с семьей, защищать личность в мікросоціумі, обеспечивать физическое и психологическое здоровье детей и молодежи, создавать благоприятные условия для развития личности в микрорайоне, быть посредником.

Названные компоненты являются критериям профессионального уровня социально-педагогической деятельности и определяют готовность специалиста к практическим действиям как: высокую, среднюю и низкую.

Уровень профессионализма определяется как: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый.

Важной задачей высшей школы в подготовке специалистов является формирование ценностных ориентаций, профессиональных знаний, умений и навыков практической работы, которые обеспечивали бы эффективную социально-педагогическую деятельность, профессиональное самообразование.

Итак, социально-педагогическая деятельность направлена на развитие качественных положительно-полезных инициатив, творчество, различные виды самопомощи, формирование ценностных ориентаций.

Наши рекомендации