Этапы развития психологического знания

В своем развитии психология, как и все остальные научные дисциплины, прошла (точнее, находится в процессе прохождения) через три этапа: донаучного знания, естественнонаучной парадигмы познания и гуманитарной парадигмы.

Донаучное знаниехарактеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением житейских знаний и невысоким уровнем обобщения.

По общему мнению, естественная наука возникает в тот момент, когда накопленные исследователями факты уже не могут быть объяснены, истолкованы ранее существующими дисциплинами. Рождение психологии датируется серединой Х1Х в. и ознаменовано рядом естественнонаучных открытий (время реакции, психофизическое уравнение, открытие Лейпцигской лаборатории).

Научные работы того периода находились под сильным влиянием философии позитивизма, которая, отмечая принципиальную непознаваемость вещей, призывала ученых ограничиваться непосредственно наблюдаемыми фактами и их связями. Основным методологическим принципом позитивизма был принцип верифицируемости, т.е. возможности проверить сделанные выводы на практике.

На ранних этапах своего существования психология складывалась как естественнонаучная дисциплина, и рассматриваемые ею факты должны были отвечать ряду методологических требований.

1. Обнаруженные закономерности должны были содержать строгие причинно-следственные зависимости, на основании которых по начальным условиям могли быть предсказаны последствия любой дальности (принцип детерминизма). Для получения таких закономерностей было очень важно проводить множество опытов, а отдельное событие, единичный случай научными считаться не могли. В силу этого получил распространение статистический анализ данных, в процессе которого результаты характеризовались в основном усредненными показателями (средняя скорость реакции, среднее количество проб и ошибок и т.д.). Результаты, далеко отстоящие от средних (артефакты), обычно отбрасывались как недостоверные (4).

2. Полученные данные должны были быть объективными, т.е. разные исследователи должны наблюдать одни и те же явления. Присутствие наблюдателя в естественном эксперименте в идеальном случае никак не изменяет реальности, а ее интерпретация (толкование, объяснение) должна быть по возможности однозначной.

3. Создание науки предполагает наличие понятийного аппарата - специального языка, при помощи которого объясняются научные явления. Понятие, отражающее значение предмета или явления, представляет собой единицу культурного опыта людей благодаря операциям обобщения, в результате которых это понятие появляется. Понятие обращено к каждому человеку, доступно каждому (в отличие, например, от символов). Его содержание обобщено, лишено эмоциональности и точно.

Легко видеть, однако, что если внешние появления поведения человека могли быть объяснены с позиций естественнонаучного подхода, то явления внутреннего мира, духовной жизни человека (сны, чувства, переживания) никак не укладываются в рамки перечисленных принципов познания. Это было отмечено еще в начале нашего века в России, в период расцвета естественнонаучных течений (реактологии и рефлексологии), когда внезапно обнаружилось, что «человека потеряли». Однако требования научности, понимаемой в соответствии с перечисленными выше принципами, привело к тому, что гуманитарный подход формировался в основном в практике - психиатрии и психотерапии, причем работы выдающихся психотерапевтов так и не были признаны академической наукой и освещались только в специальных журналах.

В отечественной науке важным этапом становления гуманитарного подхода было опубликование в 1977 г. программной статьи методологов В.П.Зинченко и М.К.Мамардашвили «Проблема объективного метода в психологии», в которой они утверждали право субъективной (а не только объективной, материальной) реальности на существование в науке, а психологическое знание трактовали как постижение субъективного субъективным же, что требует особого научного языка, отличного от языка значений. К настоящему времени уже можно сформулировать основные методологические принципы гуманитарного изучения психологии личности, которые первоначально стихийно сложились в практической психологии.

1. Прежде всего - это нежесткий детерминизм, или индетерминизм.

Более того, существуют явления психики человека, построенные на акаузальных связях (т. е. эти явления не считаются с закономерностями физического времени и пространства, которые и делают возможным причинно-следственные закономерности, синхронистичность). Парные случаи.

Что же является критерием истинности научного познания? Можно говорить об общих и частных, объективных и субъективных критериях в зависимости от задач психологического исследования. Не бывает абсолютно верной рекомендации или утверждения, подходящего для каждого. Если психолог дает совет, который претендует на универсальность, - подвергните его сомнению. Поскольку наряду с позитивистским критерием верифицируемости в гуманитарных науках, основанных на словесных рассуждениях, давно утвердился критерий фальсифицируемости, научным (верным или ложным) может быть признано только то утверждение, которое можно логически опровергнуть. Иначе говоря, ни одна дисциплина (особенно гуманитарная) не может брать на себя право делать утверждения слишком высокого порядка обобщения.

2. Важное следствие из сказанного о психологическом детерминизме - слабый перенос закономерностей жизни одного человека на жизнь другого. Статистика в гуманитарной науке исключена, здесь каждое явление - единично. Поэтому все более популярными становятся исследования жизненного пути человека, его собственных способов разрешения жизненных сложностей.

Возникает вопрос о втором принципе естественнонаучного познания - объективности данных о психологических характеристиках исследуемого лица. В естественных дисциплинах надежным и достоверным считается лишь тот факт, который обнаружен различными наблюдателями. В психологии это практически невыполнимо: присутствие психолога меняет стиль общения в группе или между матерью и ребенком, влияет на способ подачи материала (например, обстоятельств конфликта).

Далее, психология допускает большую свободу интерпретации данных. Важнейшие моменты интерпретации - это отождествление себя с клиентом (идентификация) и приписывание ему собственных черт, наделение своими установками, взглядами (проекция). Клиент - не объект, а тоже субъект диалога, и он может оказывать встречное влияние на психолога.

Поскольку основная цель этого взаимодействия - понять сущность другого человека, чтобы помочь ему полнее реализоваться, необходимо выявить закономерности уникальные, присущие только одному человеку. Обратим еще раз внимание на то, что гуманитарная наука не требует многочисленных подтверждений какого-либо положения. «Единичный феномен может оказаться представителем определенного типа явлений; в нем может быть найден всеобщий принцип или закономерность», - пишет Т.А.Флоренская ( 6, с.28). Г. Бейтсон: гиманитарная наука всегда контекстуальна. Всегда недостает каких-то условий, а закономерность описывает данную конкретную систему.

3. Итак, психология (особенно практическая) имеет дело в основном с внутриличностными закономерностями, т.е. строит свои выводы не на сравнениях одного человека с другими, а выделяя именно его сущностные характеристики, поэтому возникает необходимость истолкования фактов в рамках жизнедеятельности одного человека. И если уподобить его жизненный путь тексту, то понять смысл каждого факта - значит раскрыть и его непосредственное, и его символическое значение. Сны, оговорки, ошибки, случайные мысли интерпретируются не вообще, а с точки зрения того, что они могут значить в жизни данного человека.

Что же такое символ? К.-Г. Юнг писал, что символ - это «термин, имя или изображение, которые могут быть известны в повседневной жизни, но обладают специфическим добавочным значением к своему обычному смыслу». В отличие от языка значений, язык символов часто описывает явления, остающиеся бессознательными. Примером символического языка является поэтическая речь.

Очевидно, что психология личности стремится объединить лучшее в естественнонаучных и гуманитарных дисциплинах с целью возможно более объективного представления о психологическом мире человека. Можно говорить о трех уровнях описания личности.

Типологическое описание. Каждый человек может быть отнесен к одному из нескольких заранее выделенных типов, каждый из которых представляет собой некоторый размытый, обобщенный образ. Типологический подход задает преобладающий способ поведения. Существуют физиологические и психологические типологии, построенные на особенностях темперамента, характера, мировоззренческих характеристик человека.

Описание через перечисление черт личности. Черта - это устойчивое психологическое качество, проявляющееся в различных ситуациях. В психологическом портрете личности черты представлены перечислительно и не образуют типа (например, «ответственный, но эмоционально неустойчивый, робкий, мечтательный» и т.п.). Описание строится обычно на основе стандартного набора черт.

Индивидуальное (идиографическое) описание. Основное внимание при этом уделяется особенностям данного конкретного человека, отличающим его от «типичного» образа и наделенного своеобразными качествами. Используются дневниковые и биографические методы, беседа, интервью.

Все современные психологические исследования личности тяготеют к одному из трех способов описания, что определяется целями, установками, научным мировоззрением автора. При этом два подхода реализуют естественнонаучный способ познания личности, а третий отвечает требованиям гуманитарной науки.

Наши рекомендации