Основные направления деятельности.
1. Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
2. Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
3. Работа с неблагополучными семьями.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:
1. Информационно-аналитическое – психологическое сопровождение образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся на основании данных мониторинга, наблюдений за психофизиологическим и эмоциональным состоянием учащихся и педагогов, за эффективностью учебно-воспитательных мероприятий, в том числе и с использованием ИКТ и возможностей Интернета.
2. Диагностическое – получение своевременной и достоверной информации об индивидуально-психологических особенностях учащихся, выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии учащихся.
3. Коррекционно-развивающее – обеспечение продуктивного психического развития и становления личности, реализация возрастных и индивидуальных возможностей развития; ослабление, снижение или устранение отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии школьников, профилактика риска суицидального поведения.
4. Профилактическое – предупреждение девиантного и деликвентного поведения, алкоголизма и наркомании, социальной дезадаптации детей и подростков, а также возникновения суицидального поведения у подростков.
5. Консультационное – оказание помощи учащимся педагогам и родителям по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения профилактики суицидального поведения.
6. Просветительское – повышение уровня психологических знаний и психологической культуры всех участников образовательного процесса.
Принципы реализации программы.
1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
5.Основные этапы системного психолого-педагогического сопровождения:
1. Диагностический этап. Целью данного этапа является осознание сути проблемы и ее целевых групп. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического исследования, который включает в себя первичную диагностику соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда, школьной документации.
2. Поисковый этап. Цель – сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком.
3. Консультативно-проективный этап.Обсуждение вариантов решения проблемы, анализ позитивных и негативных сторон разных решений. Распределение обязанностей по решению проблемы, определение последовательности действий, уточнение сроков исполнения и возможность корректировки плана.
4. Деятельностный этап.Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата. Реализация психолого-педагогического плана.
5. Рефлексивный этап. Осмысление результатов деятельности службы психолого-педагогического сопровождения по решению той или иной проблемы.
Ожидаемый результат.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, социального педагога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Учащиеся школы должны знать:
-главная ценность жизни – это здоровье и жизнь, за которое отвечает сам человек;
-о необходимости регулярных профилактических осмотров с целью предупреждения и распознавания заболеваний на ранней стадии;
-о заболеваниях, передающихся половым путем и способах их предупреждения.
Должны уметь:
-противостоять психологическим перегрузкам;
-оказать первую доврачебную помощь пострадавшим;
-контролировать собственные поведенческие реакции, а также внести персональную ответственность за собственное поведение и здоровье;
-оценивать адекватно различные обстановки, вести себя правильно, в психологически неблагоприятных условиях;
-иметь устойчивую мотивацию на ту или иную психологическую активность;
Должны иметь:
-сформированную точку зрения на вредные привычки;
-потребность соблюдения правил личной гигиены;
-устойчивую положительную мотивацию на достаточный уровень двигательной активности и закаливание организма;
-навыки позитивного отношения к людям.
План работы по реализации программы.
План