Толерантность в преодолении коммуникативных барьеров.

От чего же еще зависит эффективность нашего общения или что мешает взаимопониманию людей? Одна из важнейших причин — коммуникативные барьеры. Коммуникативные барьеры — психологические препятствия на пути передачи информации в процессе человеческого взаимодействия и общения. Возникновение таких барьеров приводит к потере или искажению информации. Все существующие барьеры психологи пытаются сгруппировать. Наиболее важными в аспекте рассмотрения конфликтов являются барьеры лингвистические, социокультурные и барьеры отношения. Среди лингвистических барьеров, возникающих по ряду причин, можно выделить следующие.

Языковой барьер появляется, когда люди разговаривают на разных языках или диалектах. Может ли какую-то роль играть при снятии этого барьера толерантность? Как ни странно, да, даже если вы совершенно не знаете языка. Толерантность носителя языка и его настрой на понимание, общение снижают этот языковой барьер.

Фонетический барьер возникает из-за плохой дикции, когда участники общения имеют существенные дефекты речи, используют большое количество звуков-паразитов. Фонетический барьер может иметь место, если люди заикаются, говорят с сильным акцентом, скороговоркой, быстро и невыразительно или, наоборот, медленно и монотонно. Особенно это мешает профессиональному общению, например учителю, психологу, врачу. Многие люди интуитивно учитывают эти особенности и старательно отрабатывают речь, когда предстоит общение с большой аудиторией или важной персоной.

Семантический барьер связан с различиями «смысловых полей»: или систем значений в тезаурусах участников общения, например профессиональные жаргоны и молодежные слэнги (хиппи, панки и т. д.).

Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи говорящего стилю речи партнера; напомним, что стиль — это отношение формы сообщения к его содержанию. Если стиль слишком тяжелый или, наоборот, легковесный, т.е. не соответствующий содержанию, то слушающий его не воспринимает. Стилистический барьер очень часто мешает учителю, если он не учитывает возможностей своих учеников, т.е. его речь может восприниматься ими как слишком сложная, высокопарная, недоступна и т.д. Если коммуникатор проявляет толерантность, то он учитывает своего партнера, в том числе его стиль и логику.

Социокультурные различия между партнерами по общению могут также стать барьером, сегодня в нашей стране появилось много мигрантов — людей, приехавших из стран ближнего зарубежья. Непонимание обеими сторонами традиций, норм поведения, привычек может стать социокультурным барьером, порождающим интолерантность. В этом случае нам может помочь наше сознание и Я как «прививка» установки толерантного сознания, которая предостерегает от неприятия другого, иного, чем я сам. Следовательно, не надо спешить с оценкой другого человека, даже тогда, когда кажется, что уже все ясно. Различия социальные, политические, религиозные, профессиональные могут порождать барьеры. Помня об этом, лучше не наращивать эти барьеры, а снижать существующие, способствуя пониманию.

Барьеры отношения – это прежде всего психологическая защита от чужеродного воздействия. Общение всегда предполагает попытку воздействия на партнера, на его поведение, поэтому внимание в процессе общения - важная задача как для говорящего, так и для слушающего, особенно если они хотят друг друга понимать, причем именно то что говорит и делает его партнер, а не что-то иное. Любая информация содержит в себе элемент влияния на поведение, мнения, установки другого человека. Барьеры отношения связаны часто с возникновением чувства недоверия, антипатии, неприязни к говорящему, что распространяется и на саму информацию. Вопрос о доверии к собеседнику связан с его авторитетностью: если партнер признается неавторитетным, то его воздействие не будет иметь успеха, если же авторитет есть — коммуникация будет эффективной. Обычно считают, что авторитетность источника информации зависит от его надежности, компетентности, привлекательности, искренности, полномочий и объективности. Обычно чем больше человек доверяет своему собеседнику, тем выше оценивается его надежность, чем меньше слушающий думает, что его хотят убедить, тем больше он доверяет говорящему. Так, одно и то же высказывание о вреде алкоголя из уст родителей, учителей и друзей имеет разную силу. Большим доверием будет пользоваться наименее заинтересованный человек.

Помимо рассмотренных нами барьеров общения далее сконцентрируем свое внимание на тех моментах, которые не просто мешают общению, а являются своеобразными провокаторами конфликтов. Опираясь на работу X. Корнелиус и Ш. Фэйр. Вперечислим конфликтогены, или так называемые саботажники, общения:

- угрозы, которые вызывают обиду, страх, враждебность и нет подчинение («Если ты будешь опаздывать, придется вызвать родителей» или «Если это еще раз повторится, ты будешь исключен,, из группы»);

- приказы, вызывающие аналогичные чувства, когда кто-то пытается продемонстрировать власть над другими («Не задавай лишних вопросов, выполняйте, как велено»);

- критика, часто негативная, направленная на личность («У тебя плохой характер» или «Ты просто ленив»);

- прозвища, навешивание оскорбительных ярлыков («Ну и чего можно ждать от такого...», «Этого следовало ждать от этих дерьмократов», «Такое может предлагать только этот крокодил»);

- слова-должники («Вы должны вести себя ответственно», «Жена должна любить своего мужа», «Вы не должны так сердиться», «Дети должны уважать родителей» и т.д.);

- сокрытие важной информации — один из важных факторов, влияющих как на деловое, так и на интимно-личностное общение. Здесь особо отмечают роль реплик-ловушек, дающих эмоциональную оценку, но не содержащих конкретных информативных характеристик и того, что с ними связано («Вам этот проект придется по душе», «Тебе это понравится»);

- допрос с пристрастием («Почему так поздно? И что ты там делал? Кто еще был там?»); - похвала с подвохом («Ну как же может быть иначе с таким гением, как ты!»);

-диагноз мотивов поведения («Конечно, этого следовало ожидать, потому что ты не в состоянии понять другого человека»);

- несвоевременные советы («Я всегда знала, что такой «друг» тебя рано или поздно подведет»);

- убеждение логикой («Ну ты сам подумай, это же глупо влюбляться в таких» и т.д.);

-позиция сверху, или проявление снисходительности, превосходства, прикрываемого мнимой доброжелательностью (учитель, обращаясь к расстроенному его словами родителю: «Не обижайтесь, успокойтесь, из этого ребенка скорее всего ничего путного не выйдет»);

-категоричность, безапелляционность: «Вам русским языком говорят», «Неужели не ясно, что это следует сделать так»;

- хвастовство, вызывающее раздражение;

- подтрунивание, подшучивание, задевающее личность («Да, конечно же ты большой писихолог» или «Ты же наш «гений»);

-обобщения и стереотипы, глобализация там, где в этом нет никакой необходимости («Все мужчины — подлецы», «Все женщины — обманщицы», «Не стоит жертвовать жизнью ради детей», «В стране все воруют» и т.д.);

- неприятные воспоминания о каких-то фактах или событиях («А помнишь, как Ленка тебе при всех сказала...»);

- навязывание своей позиции («Нет, ты ничего не понимаешь. Зна- ешь, как надо было сказать...»).

Обобщая все эти проявления конфликтогенов, можно с уверенностью говорить, что они свидетельствуют об интолерантности или недостаточной толерантности, за которой скрываются следующие основные тенденции:

- стремление к превосходству, к власти;

- неумение учитывать другого, или просто эгоизм;

- стремление к демонстрации силы, агрессивность;

- неумение управлять собственными эмоциями, инстинктами;

- стереотипность мышления, т.е. отсутствие искреннего отношения и оценки окружающих, использование для этого готовы) клише.

Стили общения и конфликты.

Стиль общения проявляется в манере говорить, слушать других людей, в отношении к другому человеку, часто не такому, как ты сам, в умении руководить, управлять другими людьми. В конфликтных ситуациях стиль общения может играть весьма важную роль.

В 1930-е гг. К. Левин выделил три основных стиля авторитарный, демократический и попустительский. До сих пор этот подход к анализу и классификации стилей является наиболее распространенным.

Авторитарный (директивный) стиль характеризуется централизацией власти в руках одного человека. Он единолично принимает решения, жестко определяет всю деятельность группы, не давая другим возможности проявить инициативу. Контроль целиком основан на силе и власти такого человека, который пресекает всякую критику в свой адрес.

Демократический стиль связан с децентрализацией власти и стремлением распределить равномерно права и обязанности. Человек с таким стилем общения согласовывает свои позиции при выработке общих решений, передает некоторые функции и полномочия, всячески стимулируя инициативу каждого члена группы. Деятельность контролируется не только властью руководителя, но и самим коллективом.

Попустительский (либеральный) стиль руководства характерйзуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Обычно дела он пускает на самотек, действуя только тогда, когда оказывают давление либо сверху, либо снизу. Склонен к уговорам, налаживанию личных контактов. Критику выслушивает и соглашается с ней, ничего не предпринимая. Ни один стиль не может считаться универсальным, применимым в любых ситуациях, поэтому важно владеть разными стилями, пользоваться ими в зависимости от обстоятельств.

Толерантность как установка и личностное качество позволяет не ограничивать себя каким-то одним стилем взаимодействия, а использовать в зависимости от обстоятельств любой, следуя при этом важным принципам.

1. Конфликты в межличностных отношениях неизбежны, поэтому необходима компетентность в общении и конфликтологическая грамотность.

2. Ориентация на диалог, взаимодействие, которое позволит прояснить и уточнить позиции.

3. Необходимо отказаться от насилия, принуждения, придерживаясь убеждения, что другие люди могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, учитывать разные факторы.

4. Отказ от категоричности суждений, гибкость и стремление понять иную точку зрения при сохранении своей позиции.

5. Открытость общения. Никому не нравится, когда им манипулируют, когда с ним хитрят, обманывают, пытаются на чем- то подловить.

6. Способность принять другого таким, какой он есть, что вовсе не требует одобрения любого поступка. Но безучастное, безразличное отношение к человеку, подчеркивание дистанции вызывают недоверие.

7. Безоценочное отношение к личности, которое предполагаете отказ от оценок, обращенных к личности («Ты плохой, черствый, умный, глупый и т.д.), отказ от навешивания ярлыков (тупица, двоечник, прогульщик).

Наши рекомендации