Коммуникативная сторона общения: понятие, виды коммуникативных барьеров, понятие кинесики, проксемики, такесики, паралингвистики.

Разделы невербального общения

• кинесика – раздел, изучающий передачу информации с помощью жестов, мимики, пантомимики, походки, позы.

• проксемика – раздел, изучающий передачу информации с помощью расстояния, взаимного положения, времени и места общения.

• такесика – раздел, изучающий передачу информации с помощью физических контактов.

• паралингвистика – изучение передачи информации с помощью тональности, тембра голоса, громкости, быстроты речи, пауз, покашливания, смеха и т.д.

БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ

Демонстрация разницы позиций.

К этому типу барьеров относится высокомерная манера вести себя – сознательное или подсознательное стремление поставить себя выше собеседника. Это может выражаться в прямом принижении собеседника: угрозы, обвинение, приказы, оскорбительные прозвища, пренебрежение («Такое мог сказать только идиот», «Ну, что с тебе возьмешь?). Иногда этот барьер возникает помимо воли человека, если он использует менторский тон, категоричность в суждениях, нравоучение, советует другому, когда его об этом не просят.

2. Непонимание интересов, состояния собеседника, его отношения

к другим людям, вещам, событиям.

3. Конфликтогенные черты. С некоторыми людьми просто не хочется общаться – возникает барьер, причиной которого является их бесцеремонность, бестактность, фамильярность.

Оценочные суждения.

5. Переход с роли на личность.

Сравните:

Исполнение роли ученика Оценка личности

- Ты сегодня не выучил урок. – Ты ленивый и безответственный

- В этом задании ты допустил - У тебя никогда ничего не полу-

ошибку чается

6. Стереотипизация - стремление обобщать.

Барьер несовместимости характеров.

Страдание или горе.

Барьер отвращения и брезгливости.

Барьер презрения.

Барьер страха.

Барьер стыда и вины.

Барьер общения, вызванный гневом

ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ

Следующие советы помогут вам произвести наиболее благоприятное впечатление:

- следите за осанкой, никогда не сутультесь;

- походка должна быть свободной, без суеты, лености и усталости;

- поза, в которой сидите или стоите, должна говорить о вашей уверенности и доброжелательном спокойствии (не следует скрещивать руки, подобострастно наклонять голову набок или высокомерно откидываться на спинку сиденья);

- смотрите в глаза собеседнику большую часть времени беседы, это признак вашей внимательности, открытости и искренности;

- низкий спокойный тембр голоса свидетельствует о продуманности и

прочувствованности сообщения, поэтому вызывает больше доверия, чем высокий тон, визгливый и громкий;

- темп речи должен быть спокойным и размеренным;

- паузы позволяют подчеркнуть ключевые фразы, дают время подумать и лучше запомнить сказанное;

- одежда должна соответствовать вашей профессиональной компетентности и желаемому статусу (одевайтесь в соответствии с той должностью, на которую претендуете).

Классификация больших социальных групп.

ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Большие социальные группыэто общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные и сплоченные зачастую не меньше, а иногда даже сильнее и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ

Время существования больших групп:

1. Длительно существующие (классы, нации)

2. Кратковременные (митинги, толпы)

Характер организованности – неорганизованности:

1. Организованные (партии, союзы)

2. Стихийные (толпа, «фанаты»)

ТОЛПА - относительно кратковременное, неорганизованное и бесструктурное скопление множества людей, обладающее огромной силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг сотворить или уничтожить, дезорганизовать поведение и деятельность людей.

Психологические особенности толпы

Кратковременность и бесструктурность скопления множества людей

Сходство эмоционального состояния участников

Эмоциональная возбудимость

Контактность

Общий объект внимания

Отсутствие общей осознанной цели

Пространственная близость

Высокая степень конформизма

Циркулярная реакция

Циркулярная реакция - нарастающее обоюдно направленное эмоциональное заражение людей в неорганизованных общностях и экстремальных ситуациях.

ОКАЗЫВАЕТ:

Отрицательное воздействие:

Обусловливает иррациональное и общественно опасное поведение людей (снижение критичности людей, ощущение паники, теряется способность воспринимать сообщения, источник которых находится вне толпы)

Положительное воздействие:

Повышает эффективность коллективного восприятия искусства и агитации

Психологические особенности толпы

Кратковременность и бесструктурность скопления множества людей

Сходство эмоционального состояния участников

Эмоциональная возбудимость

Контактность

Общий объект внимания

Отсутствие общей осознанной цели

Пространственная близость

Высокая степень конформизма

ВИДЫ ТОЛПЫ

Пассивная (выжидательная)

Активная (действующая)

ПАССИВНАЯ ТОЛПА

Случайная толпа – неорганизованная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием (ДТП, пожар и др.)

Конвенциональная толпа – поведение людей основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения (митинг, концерт, демонстрация) массового проявления эмоций и чувств (болельщики)

Наши рекомендации