Профессиональная этика общения

Профессиональной этикой принято называть - специфические нормы поведения, характерные для данного рода профессиональной деятельности людей.

Четкое соблюдение норм этики является необходимым условием для успешной профессиональной деятельности, служит оздоровлению общественного сознания, а также способствует развитию общества и человека.

Выделяют анонимное, служебное (функционально-ролевое), неформальное, интимно-семейное общение.

Анонимное общение — взаимодействие между незнакомыми людьми. Это любые временные связи, например между жителями одного города, пассажирами поезда, посетителями музея. Люди встречаются, общаются и расходятся, как правило, не познакомившись. Они анонимны, безымянны по отношению друг к другу.

Служебное общение (функционально-ролевое) — постоянное контак­тирование людей, связанных общими интересами и делами (учитель — ученик, покупатель — продавец, врач — пациент, руководитель — подчиненный).

В наше время широкий размах приобретают различные виды неформального общения. Особенно это характерно для молодежных группировок, объединений по интересам (спортивных, музыкальных, туристических). Неформальное общение может происходить и между сослуживцами, если оно не касается служебных дел (культ­походы, туристические поездки).

Интимно-семейное общение — контакты между близкими людьми, членами семьи.

Любое общение связано с этикетом.

Этикет (в пер. с фр. — ярлык, церемониал, форма обхождения) — это совокупность норм и правил, призванных регулировать взаимоотношения людей (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, одежда).

Знание и соблюдение норм и правил этикета способствует гармоничному общению в любой деятельности, в том числе и в профессиональной. Культуру служебного общения принято называть служебным этикетом. Общественная дисциплина требует усвоения и выполнения правил этикета, которые распространяются и на взаимоотношения в коллективе. Вот некоторые из них.

- Не забывайте здороваться. Вошедший в помещение после других обязан (независимо от ранга) первым приветствовать присутствующих.

- Улыбайтесь людям. Известно, что от настроения зависят уровень производительности труда и характер взаимоотношений на производстве. А настроение, в свою очередь, зависит от обстоятельств повседневного бытия и способности управлять своим настроением. Улыбка и утреннее приветствие оказываются мощным стимулятором хорошего настроения.. Будьте приветливыми и вежливыми. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддержать хорошее настроение и у себя, и у окружающих.

- На равных правах. Собрания, заседания, совещания — коллективные формы управления. Их эффективность достигается тогда, когда поставленные вопросы рассматриваются на равных условиях, независимо от должностного положения, возраста, стажа работы. Поэтому проявляйте максимум доброжелательности к участникам совещаний. Научитесь терпеливо слушать других, не перебивать, не отвергать выдвинутые высказывания и предложения только потому, что вы с ними не согласны, дайте высказаться другим.

- Просьба и приказ. Желая убедить человека что-то сделать, постарайтесь прежде возбудить в нем желание это делать. Те, кому это удается, пользуются всеми благами мира. Помните, что поручения лучше воспринимаются в форме просьбы, а не приказа.

- Понять и помочь. Обвиняя человека в чем-либо, вы только вызываете в нем внутренний протест. Вместо того чтобы обви­нять людей, постарайтесь понять их и по возможности помочь. Дайте человеку возможность удовлетворить свое тщеславие. Пусть благодаря вам он почувствует себя значительным, нужным, интересным... Он будет всегда благодарен вам и сделает для вас очень много. Искренне цените и хвалите достоинства других людей. А эти достоинства есть даже у самого маленького человека.

- Критика и этика. Часто можно слышать: критику никто не любит. Да, критикой нельзя злоупотреблять, как нельзя и прене­брегать. Критика - могучее средство воздействия на людей, кото­рым надо пользоваться умело и осторожно. Не злоупотребляйте критикой, не унижайте достоинства людей, не допускайте перерас­тания ее в ссору.

- Подлежит безоговорочному осуждению. В служебных отношениях, как и во всех других формах взаимоотношений, важно разви­вать и поддерживать чувство собственного достоинства каждого человека, творческий подход к делу. Поэтому цените самостоятельных людей, избегайте навязчивых услуг подхалимов. Этим вы будете способствовать укреплению здорового психологического клима­та в коллективе.

Это далеко не полный перечень основных правил общения людей. Соблюдение норм этикета, служебного в том числе, — одно из важнейших условий успешной жизнедеятельности как отдельного человека, так и всего коллектива.

Наши рекомендации