Предмет психологии в зарубежной психологии

Вся история культуры человеческой цивилизации содержит конструктивные начала, которые определяют её поступательное развитие. Генезис психологического знания и интеграция его востребованных компонентов позволяют в современных условиях наиболее полно охарактеризовать предмет психологии, проследить его понимание на различных исто­рических этапах.

Традиционные представления о предмете психологии свидетельствуют о восхождении знания о предмете психологии, в качестве которого принималась:

Ø душа;

Ø явление;

Ø сознание;

Ø поведение;

Ø бессознательное;

Ø процессы переработки информации и результаты этих процессов;

Ø личный опыт человека.

Все эти предметные области нашли отражение в достижениях различных традиционных и новых школ, научных направлений, теорий и концепций. Важнейшие из них следующие.

Бихевиоризм(от анг. behaviour — поведение) — одно из ведущих направлений психологии, получившее широкое распространение в различных странах и в первую очередь в США. Родона­чальники бихевиоризма — Э. Торндайк, Дж. Уотсон.

В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения. При этом порой невольно из предмета исследования исключается сама психика, соз­нание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не созна­ние, психику, которые в принципе непосредственно не наблюдаемы.

Поведение же понимается ортодоксальными бихевиористами как совокупность отноше­ний «стимул — реакция» (S — R). По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздра­жителей и учитывая прошлый опыт человека, можно исследовать процессы научения, образова­ния новых форм поведения. При этом сознание не играет никакой роли в научении, а новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы.

Необихевиоризм в той или иной степени отказался от классической формулы бихевиоризма (S — R), а пытается учесть и проявление сознания как реальной детерминанты поведения челове­ка. При этом становится очевидным, что в промежутке между действием стимула и поведенчески­ми реакциями происходит переработка поступающей информации как активный процесс, без учета которого не удается объяснить реакцию человека на наличные стимулы. Так возникает не­обихевиоризм с его важнейшим понятием «привходящих, или промежуточных переменных». Мно­гие выводы, достижения бихевиоризма плодотворны с научной точки зрения и исключительно практичны.

Психоанализили фрейдизмпредстает как общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения 3. Фрейда, которое выступает в качестве ключевого звена единой психотерапевтической концепции. Психоанализ (от греч. psyche — душа и analysis — разложение, расчленение) — учение, разработанное 3. Фрейдом и исследующее бес­сознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека. В дальнейшем фрейдизм воз­вел свои положения в ранг общепсихологической теории, приобретя большое влияние во всем мире. Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное, а его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека.

Психоанализ тесно связан с теорией З.Фрейда о переживаниях в психической деятель­ности личности подсознательных инстинктивных влечений. В структуре личности З.Фрейд выделяет три компонента:

1) ИД (ОНО) - ячейка слепых инстинктов, влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению, независимо от отношения человека с окружени­ем. Эти стремления, приникая из подсознательного в сознание, становятся источником ак­тивности человека, своеобразно направляют его поступки и поведение. Особое значение психоаналитики придают влечениям;

2) ЭГО (Я) - регулятор, который воспринимает информацию об окружении и состоянии собственного организма, сохраняет его в памяти и организует действия в интересах самосо­хранения;

3) СУПЕР - ЭГО (CBEРХ - Я) - совокупность моральных стандартов, запретов и поощре­ний, которые усвоены личностью в процессе воспитания, причем преимущественно подсоз­нательно,

По мнению 3. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ус­кользающими от ясного сознания. Он создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т.д. Корни по­ведения человека — в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования, развитая человека отводится инстинктам и влечениям.

В рамках психоаналитического направления имеют место и другие точки зрения. Так, ученик Фрейда А. Адлер полагал, что в основе поведения каждой личности лежат не влече­ния, а очень сильное чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения.

К. Г. Юнг считал, что личность формируется как под влиянием конфликтов раннего дет­ства, так и наследует также образы предков, пришедшие из глубин веков. Поэтому необходимо при исследовании человека и работе с ним учитывать также понятия «коллективного бессозна­тельного». Он предложил концепцию аналитической психологии, в которой признается не только роль бессознательного в виде архетипов, осознанного, но и групповое бессознательное как автономное психическое явление.

В неофрейдистской концепции К. Хорни поведение определяется внутренне присущим каждому человеку «основным беспокойством» (или «базальной тревогой»), лежащим в основе внутриличностных конфликтов.

Гештальтпсихология(от нем. gestalt — целостная форма, образ, структура) — одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии первой половины XX века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к ана­лизу сложных психических явлений. Заметное место в рамках гештальтпсихологии занимает ассо-цианизм— учение в психологии, рассматривающее психическую жизнь человека как соедине­ние отдельных (дискретных) явлений психики и придающее особое значение принципу ассоциа­ции при объяснении психических явлений.

Основное внимание гештальтпсихология уделила исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и пр.) как целостные структур, первич­ных по отношению к своим компонентам. Главные представители этого направления — немец­кие психологи М. Вертхеймер, В. Келлер, К. Коффка.

Гуманистическаяпсихология — направление в зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и у нас в стране, признающее своим главным предметом личность как уни­кальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистической психо­логии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу. Фундаментальными потребностями человека согласно данной теории являются: физио­логические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, порядке; потреб­ность в любви, чувстве принадлежности к какой-то общности людей (семья, дружба и др.); по­требность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации.

Генетическая психология— учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изучающая происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в его детском возрасте. Ее психологическая концепция: развитие интеллекта происхо­дит в процессе перехода от эгоцентризма (центрация) через децентрацию к объективной пози­ции путем экстерио- и интериоризации.

Индивидуальная психология— одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности. Наи­большее распространение, особенно в области педагогики и психотерапии, индивидуальная пси­хология получила в 20-е годы нашего века.

Концепция трансактного анализа— совокупность научных взглядов американского психолога Э. Берна и его последователей о том, что судьба человека предопределена в существенной степени особенностями его бессознательного, которое как бы влечет его к определенным событиям — ус­пеху, неуспеху, трагедиям и т.д. По взглядам Э. Берна, в бессознательном человека как бы сидит некий маленький человек и дергает за веревочки, управляя жизнью большого человека по сцена­рию, зафиксированному в бессознательном с помощью жизненных ситуаций, имевших место при активном формировании бессознательного (детские, юношеские годы).

Дифференциальнаяпсихология (от лат. differentia — различие) — отрасль психологии, изу­чающая психические различия, как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий.

Критическая психология— направление в зарубежной психологии (главным образом мар­ксистки ориентированной немецкой психологии), возникшее на рубеже 60-70-х годов XX века (К. Хольцкамп, У. Холцкамп-Остеркамп, П. Кайлер и др.), исходящее из теории деятельности А. Н. Леонтьева и исследующее социогенез психики личностей, социальных общностей (класса, со­циальной группы и др.). Ставит своей основной целью создание общей психологии как общего теоретико-методологического фундамента психологической науки, что предполагает критиче­ский анализ всех школ и направлений в психологии и выработку нового категориального аппа­рата с учетом достижений и изъянов, имеющихся концепций.

Критическая психология широко использует марксисткую методологию и ряд концепций советской психологии. Особенно большое внимание уделяется критике и дальнейшему разви­тию теории деятельности советского психолога А.Н. Леонтьева, в частности исследованиям деятельности и «образа мира» в социогенезе, а также онтогенезу и актуал-генезу психики у представителей различных классов, групп и слоев современного общества, что ранее не рас­сматривалось в теории деятельности. Одна из ключевых позиций заключается в понятии -«способность к действию». Под ней понимается способность индивида, благодаря его участию в жизни общества, контролировать и произвольно регулировать свои собственные условия жизни.

Парапсихология(от греч. para — возле, около) — область гипотез, представлений, фикси­рующих и пытающихся объяснить:

1) формы чувствительности, обеспечивающие прием информации способами, не объяснимы-ми активностью деятельностью известных органов чувств;

2) формы воздействия живого существа на физические явления, происходящие без посредст­ва мышечных усилий.

Нередко в рамках парапсихологии исследуются гипноз, предчувствия, ясновидение, спири­тизм, телекинез, телепатия, психокинез и другие, как реальные, так и мнимые, явления.

Феноменалистичеекая психология— направление зарубежной, главным образом, амери­канской (Р. Бернс, К. Роджерс, А. Комбас) психологии, объявившей себя «третьей силой» и в противовес бихевиоризму и фрейдизму обратившая главное внимание на целостное человече­ское «Я», его личностное самоопределение, его эмоции, отношения, ценности, убеждения. Фе­номеналистическая психология рассматривает поведение личности как результат восприятия че-

ловеком ситуации.

Акмеология— наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии — акме.Ее содержание может быть представлено через совокупность научных и прикладных ком­понентов, которые базируются и развиваются на стыке естественных, общественных и технических наук. Такой подход дает возможность изучать феноменологию индивидуальных и групповых со­циальных субъектов, закономерности, механизмы, условия и факторы их продуктивного развития и реализации в реальной жизнедеятельности.

Наши рекомендации