По психолого-педагогической программе по нравственному воспитанию детей «Открытые сердца»
Автор Пляскина Е.П.
Цели программы:
1.Развитие познавательных интересов, интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.
2.Обучение конструктивным способам взаимодействия с окружающими.
3.Снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи программы:
· Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности; учить проявлять вежливость при вступлении в общение и в различного рода социальные взаимодействия;
· Развивать эмоциональное отношение к окружающей действительности, умение сочувствовать людям, сопереживать, сорадоваться; формировать представления о нравственных чувствах и эмоциях (любовь, долг и ответственность, гордость, стыд, совесть);
· Формировать представления о нормах и правилах поведения (в том числе моральных, формировать умение соблюдать нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, совершать нравственно-направленные действия (поделиться чем-либо, помочь в затруднительной ситуации, придвинуть стул и предложить сесть, подать руку, поднять выроненную вещь, утешить обиженного и др.);
· Учить понимать содержание некоторых моральных понятий («честность» - «лживость», «скромность» - «нескромность» («зазнайство») и др.), различать близкие по значению нравственных понятия (например, «жадный» - «экономный»), приводить соответствующие примеры из жизни, кино, литературы и др.;
· Формировать соответствующую морально-оценочную лексику;
· Побуждать совершать положительный нравственный выбор (воображаемый и реальный (в ситуациях с участием близких людей, друзей и т. д.).
Систематическая работа по нравственному воспитанию способствует формированию интегративных качеств - эмоционально отзывчивый, общительный, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Назначение программы – содействие благополучному и гармоничному психическому развитию ребенка-дошкольника.
Параллельно с работой детской группы предлагается работа с родителями с целью гармонизации детско-родительских отношений.
Ожидаемые результаты:
· сформированность основ ценностных сфер личности;
· развитие коммуникативных навыков дошкольников;
· улучшение детско-родительских отношений;
· закрепление положительных поведенческих реакций.
Программа состоит из 10 занятий. Занятия проводятся 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий – 25 минут.
Примерное перспективное планирование занятий по программе «Открытые сердца» для детей старшего дошкольного возраста.
Месяц | № | Тема | Содержание | Формы, методы, приемы работы |
Октябрь | На свете добрых слов живет немало | · Принятие правил занятий; знакомство с Веселюнтиком · Игра "Давайте познакомимся". · Игра "Как живешь?" · Беседа: “добро, доброта”. · Сказка про добрые слова · Игра «Ветер дует…» · Загадки Вежливые слова · Игра «Скучно, скучно так сидеть» · Инсценировка «Добрые слова на солнышке» | Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Дыхательная гимнастика. Подвижные игры. | |
Как найти друзей | · Приветствие Веселюнтика «Доброе утро». · Прослушивание песни «Настоящий друг» · Глазастики (зрительное внимание) · Сказка «Как Слоненок искал друзей» · Игровое упражнение «Что такое дружба?» · Физкультминутка · Песенка «От улыбки» · Игра «улыбка по кругу» · Изобретаем «Правила дружбы · Игра « Давай дружить». | Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры. | ||
Октябрь | Цвет добра | · Приветствие Веселюнтика · Игра «Назови соседа ласково» · Игра "Как живешь?" · Беседа «Цвет настроения» · Сказка «Цвет добра» · Игра «Скучно, скучно так сидеть». · Физкультминутка-презентация · Психогимнастичес-кое упражнение Улыбнись как…». · Игра «Хамелеон». · Упражнение «Я Очень Хороший» | Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива. | |
Как научиться видеть вокруг хорошее | · Задания Веселюнтика · Игра «Мы разные» · Динамическое упражнение «Поменяйтесь те…» · Сказка «Непредсказуемый страус» · Физкультминутка. · Игра «Я желаю…». | Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива. | ||
Нояьрбь | Как научиться по-доброму относиться к людям? | · Задания Веселюнтика «Хитрые вопросы» · Психогимнасти-ческая пауза «Улыбнемся как…» · Физминутка · Сказка про ежа. · Физкультминутка. · Упражнение на активизацию прошлого опыта «Орехи – добрые дела» · «Чаша доброты». | Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива. | |
Ноябрь | За что на меня обижаются взрослые | · Игра «Доброе утро» · Задания Веселюнтика «Хитрые вопросы» Беседа про обиду · Просмотр презентации со стихотворением Э. Мошковской «Обида». · Игра обсуждение ситуаций «Согласен – не согласен» · Сказка "ЛЮБОВЬ К МАМЕ..". · Игровое упражнение «Как выразить любовь к родным людям?» · Инсценировка рассказа «Облака-подружки» · Солнечные лучики | Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива. | |
Девочки и мальчики – мы такие разные! | · Задания Веселюнтика «Хитрые вопросы» · Психогимнастическая пауза «Злимся как…» · Физминутка · Сказка про рыцарей и дам. · Игра-беседа: «Мальчики и девочки». · Моделирование жизненно значимой ситуации · «Скучно, скучно так сидеть». · Загадки про гендерные игрушки · Игра «Он - она» · Пожелай девочке, пожелай мальчику | Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива. | ||
Декабрь | Мои любимые занятия | · Приветствие Веселюнтика · Беседа «Моя любимая игрушка» · Загадки «Игрушки» · Пражнение релаксационное «Солнечный зайчик» · Беседа «Мои любимые занятия» · Активная презентация «Что любят дети» · Беседа «Мои любимые животные» · Игра «Узнай голос и превратись в животное» · Физкультминутка | Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива. | |
О чем бы я попросил волшебника | · Задания Веселюнтика «Хитрые вопросы» · Психогимнасти-ческая пауза «Поздоровайся как…» · Беседа по картинке · Знакомство с волшебницей Мечтой · Сказка про облачко и тучку · Знакомство с феей Наоборот · Игра «Скажи и сделай наоборот» · Игра «Хорошо – плохо» · «Орехи – добрые дела» · Инсценировка рассказа «Волшебники-дразнилки» | Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива. | ||
Сложная тема | · Игра-приветствие "Как живешь?" · Игра «Говорящие ботинки» · Просмотр мультфильма «Верните Рекса» · Беседа о потерях. · Релаксация «Тающая снежная баба» · Игра «Цапля-воробей-ворона» · Игра «Как чихает великан» · Солнечные лучики | Беседа. Упражнения на развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива |
Календарно-тематическое планирование
Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4―6 лет