Возрастные особенности контингента детей
Параметр развития | Ранний возраст | Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Ведущая потребность | Потребность в компетенции как свободном владении средствами (потребность все делать самому). | Потребность в признании. | Потребность социального соответствия |
Ведущая деятельность | Манипулятивно - предметная, предметная деятельность. | Игровая деятельность. | Игровая деятельность. Продуктивные виды деятельности (изобразительная, конструктивная и зачатки трудовой). Деятельность экспериментирования. |
Социальная ситуация развития | Совместная деятельность ребенка и взрослого как единство аффекта и интеллекта: интеллект выступает при этом как ориентация на социальный замысел контакта, а интеллект – на способ действия. | Дошкольник остается связан со взрослым, который создает условия и обучает элементарным обязанностям, поддерживает в успехах. С другой стороны, на ребенка оказывает влияние детское общество, в котором создается общественное мнение и осуществляется договоренность в совместных действиях. | Общение со взрослым является решающим фактором развития личности. Усложняются взаимоотношения со сверстниками, сверстник приобретает серьезное значение в эмоциональной жизни ребенка. |
Социальная фаза развития личности | Формирование образа «Я», автономии и независимости. Освоение социальной позиции «Я в обществе» - приобщение себя к миру людей (социализация). | Становление образа «Я», включающего знания о себе и отношение к себе. Освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми, взаимоотношений со сверстниками. | Становление структуры детского самосознания. Фаза самоутверждения. Освоение социальной позиции «Я и общество» - усвоение основных векторов отношений между людьми: взрослый – ребенок, взрослый – взрослый, ребенок – ребенок, ребенок – взрослый. Сохранение совей непохожести при умении «вписаться» в общество. |
Социальное опосредствование контактов | Орудийное и целенаправленное | Речевые и умственные действия | Социальная роль , связанная с реализацией социальных правил |
Мотив общения | «Делать как взрослый» | «Быть как взрослый» | Формирование системы мотивов (познавательный, игровой и соревновательный). Появление нравственных мотивов (помощи другим) |
Тип взаимоотношений | Руководство - подчинение | Кооперация | Кооперация |
Форма общения со взрослыми | Ситуативно-деловая. Взрослый – главная фигура. | Внеситуативно – познавательная. | Внеситуативно – личностная. |
Форма общения со сверстниками | Эмоционально – практическая. Сосуществование со сверстниками. | Ситуативно-деловая. Дифференциация межличностных отношений. Отсутствие устойчивых объединений. | Внеситуативно – деловая. Появление интереса к личности качеством других детей. Существование устойчивых объединений. Память. |
Базовая психическая функция | Восприятие. | Наглядно-действенное мышление | Память. |
Развивающая психическая функция | Наглядные формы мышления, речь. | Образное мышление. Воображение. | Произвольность высших психических функций, моделирование как центральная умственная способность. |
Познавательные установки. | Что это? Что с ним можно делать? | Что это? Что с ним можно делать? Как? Зачем? | Почему он такой? Что будет, если … |
Тип ориентировки в задании | Метод проб и ошибок (тупиковая, поисковая, продуктивная пробы) | Метод целенаправленных проб, практического примеривания | Метод зрительного соотнесения. Опора на символы. |
Усвоение функции речи | Назывная функция. Сигнификативная функция. Комментирующая функция. Экспрессивная функция. | Обобщающая функция. | Планирующая, регулирующая, контролирующая функции (регулирующая функция). Оценочная функция. Коннотативная функция. |
Соответствование функции высказывания практическим действиям. | Высказывание – характеризация, соответствующее предметным действиям. Высказывание – комбинация, соответствующее атрибутивным действиям. | Высказывание – описание, соответствующее изобразительным действиям. | Высказывание – описание, соответствующее ролевым действиям. |
Взаимоотношения между коммуникативной и речевой ситуацией. | Образы событий накладываются друг на друга. В одном высказывании отражено несколько ассоциированных ситуаций, связанных общей предикацией. Усваивается номинативное значение предложения. | Образы событий сополагаются и сравниваются. Ситуация начинает примерно соответствовать одному высказыванию. Усваивается денотативное значение предложения (3 – 5 лет). | Постепенно происходит функциональное упорядочение элементов смысла, отражающее точку зрения ребенка на ситуацию высказывания. Усваивается референциальное значение предложения (5 – 7 лет). |
Эмоции. | Эмоции яркие и непосредственные. Ребенок не способен контролировать эти проявления. Способен отвлекаться и переключаться. Восприимчив к эмоциям других. | Сохраняются яркость и непосредственность эмоций. Эмоции сильны, но поверхностны. Настроение более стабильное (уравновешенное и жизнерадостное). | Появляются устойчивые чувства и отношения. Дети учатся владеть своими эмоциями, регулировать их проявления. Сопереживают чувствам и состоянию другого. |
Поведение. | Ситуативно и неосознанно. Проявления упрямства и негативизма. | Освоение норм и правил поведения | Понимание мотивов своего поведения, осознанность поведения. |
Возрастной кризис, симптомы. | Кризис трех лет. Противоречие «хочу» и «надо». | Кризис семи лет. Внутренняя борьба между запросами, самолюбованием и самооценкой – осознаваемым расхождением между внутренней позицией и занимаемым положением. Стремление выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную деятельность). |
Содержательный раздел.