Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы

Возрастные особенности детей описаны в Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» (науч. рук. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов; рук. Авт. колл. Н.В Федина. М.: Просвещение, - 2010. 266 с.), в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2010.-304 с.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и Федеральными требованиями к структуре основных общеобразовательных программ дошкольного образования одной из задач детского сада является обеспечение физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Представляется очевидной компоновка возрастных характеристик с учетом обозначенных направлений.

Пример

Характеристика контингента детей

младшего дошкольного возраста

В первой младшей группе (возраст от 2 до 3 лет) 15 детей, девочек…, мальчиков…

Относительно здоровых детей: …, детей с патологиями:….

По группам здоровья:….

Наиболее распространенными группами заболеваний являются:….

У детей 1 младшей группы нервно-психическое развитие соответствует возрастным показателям.

Дети владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки.

У них наблюдается устойчивое положительное эмоциональное состояние. Дети уже спокойно играют рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Проявления агрессии бывают редко, проявляется эмоциональный механизм сопереживания, сочувствия, радости. Все дети называют себя по имени, употребляют местоимение «я» и дают себе первичную самооценку – «я хороший», «я сам»…..

Подобно дается характеристика и по другим направлениям развития детей.

В направлении физического развития необходимо отразить сформированность культурно-гигиенических навыков, проявление аккуратности детей; в направлении социально – личностного развитии описать владение игровой деятельностью (навыками игрового общения), трудовой деятельностью (навыки самообслуживания – самостоятельность в решении бытовых задач).

Состояние речевого развития, познавательных (сенсорно-моторных) способностей, конструктивной деятельности описывается в соответствии с направлением познавательно речевого развития, а развитость продуктивных видов деятельности (рисование, аппликация), художественных и музыкально-ритмических способностей в направлении художественно-эстетического развития детей.

Раздел 2

Организационные условия жизнедеятельности детей

Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Пример расчета общего объема программы

(в группе с 10 часовым пребыванием)

Возрастная группа – младшая, 3-4 года

Время, необходимое на реализацию программы, составляет 70% от времени пребывания ребенка в ДОУ: 7 часов

Объем обязательной части Программы составляет 80% от времени, необходимого на реализацию программы: 5,6 часа

Объем части Программы, формируемый участниками образовательного процесса, составляет 20% от времени, необходимого на реализацию программы: 1,4 часа.

В объем образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (непосредственно организованная деятельность) входит время:

Утренняя гимнастика: 5 мин

Организованная интегрированная и (или) продуктивные виды детской деятельности: 30 мин.

Чтение художественной литературы: 15 мин

Итого: 50 мин, что составляет 12 % от общего объема Программы

Самостоятельная деятельность детей: 3 часа, что составляет 43 % от общего объема Программы

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

2 часа 30 мин, что составляет 36%

Взаимодействие с родителями по реализации Программы: 40 мин, что составляет 9%

Общий объем Программы, в часах (в группе с 10 часовым пребыванием)

Возрастная группа – младшая, 3-4 года

Структурные компоненты Программы Объем Программы, час, мин, %,
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (непосредственно организованная деятельность – НОД) Объем обязательной части Программы
50 мин 12 %
Объем части Программы, формируемый участниками образовательного процесса
   
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов Объем обязательной части Программы
2 часа 30 мин 36 %
Объем части Программы, формируемый участниками образовательного процесса
   
Самостоятельная деятельность детей Объем обязательной части Программы
3 часа (180 мин) 43 %
Объем части Программы, формируемый участниками образовательного процесса
   
Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы Объем обязательной части Программы
40 мин 9 %
Объем части Программы, формируемый участниками образовательного процесса
   
Итого 7 часов 100 %
Объем обязательной части Программы 5,6 часа (5 часов 36 мин) 80 %
Объем части Программы, формируемый участниками образовательного процесса 20 % 1,4 часа (1 час 24 мин)

Новый подход к планированию распорядка дня

Планирование распорядка дня с учетом распределения совместной и самостоятельной деятельности детей в режимных моментах позволит педагогу избежать заорганизованности образовательного процесса и обеспечить право ребенка на самостоятельную деятельность.

В представленном ниже распорядке дня самостоятельной деятельности детей в разных режимных моментах отводится 3 часа 50 минут, непосредственно организованной деятельности – 50 минут, совместной деятельности в режимных моментах - 2 часа 30 мин.

В распорядке дня не планируется время взаимодействия с родителями, так как взаимодействие предполагает включение родителей в образовательный процесс, в таком случае это будет совместная деятельность детей, родителей, воспитателя.

Распорядок дня

(с примерным распределением времени на самостоятельную и совместную деятельность детей)

№ п/п Содержание Время Форма организации Длительность, мин, час
1. Прием детей в детский сад. Игры 7.30-8.00 Самостоятельная деятельность 30 мин
2. Утренняя гимнастика 8.00-8.05 НОД 5 мин
3. Подготовка к завтраку. (гигиенические процедуры). Завтрак 8.00-8. 10 8.10-8. 40. Совместная деятельность 10 мин
4. Игры. 8.40-9. 00. Самостоятельная деятельность 20 мин
5. ООД 9.00-9.20 9.30-9.50 НОД Самостоятельная деятельность 40 мин 10 мин
6. Подготовка к прогулке 9.50-10.10 Совместная деятельность 10 мин
7. Прогулка 10.10-12.00 Совместная деятельность Самостоятельная деятельность 50 мин 60 мин
8. Возвращение с прогулки, игры 12.00.-12.20 Совместная деятельность Самостоятельная деятельность 10 мин 10 мин
9. Подготовка к обеду, обед 12.20.-12.50 Совместная деятельность   10 мин
10. Подготовка ко сну. Сон 12.50-15.00 Совместная деятельность Самостоятельная деятельность   10 мин 5мин
11. Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры 15.00-15.25 Совместная деятельность Самостоятельная деятельность 20 мин 5мин
12. Подготовка к полднику, полдник 15.25.-15.50 Совместная деятельность 5 мин
13. Игры. 15.50-16.20 Самостоятельная деятельность 30 мин
  Чтение худож. литературы 16.20-16.35 НОД 15 мин
14. Подготовка к прогулке. Прогулка. 16.35-17.30 Совместная деятельность Самостоятельная деятельность 25 мин 30мин
15. Возвращение с прогулки .Игры 17.30-18.00 Совместная деятельность Самостоятельная деятельность   30 мин

· Перечень основных видов

непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Виды организованной образовательной деятельности Количество
Познание
Коммуникация. Чтение художественной литературы.
Художественное творчество Рисование Лепка аппликация 0,5 0,5
Физическая культура
Музыка
Общее количество

· План образовательной деятельности

План образовательной деятельности составляется с учетом равнодолевого соотношения основных направлений развития ребенка: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.

При планировании совместной деятельности педагога с детьми, для предупреждения заорганизованности образовательного процесса, необходимо учитывать ранее рассчитанный объем времени, включающий образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности

План образовательной деятельности

№ п/п Виды деятельности Дни недели  
понедельник вторник среда четверг пятница
I. Совместная деятельность со сверстниками, взрослыми, самостоятельная деятельность  
Игровая деятельность - сюжетно-ролевая игра - режиссерская игра - театрализованная игра - строительная игра - интеллектуальная игра: ü речевая (словесная) ü математическая ü логическая ü игра с правилами ü сенсорная ü настольно-печатная - игра с конструктором - творческая игра - игра-экспериментирование - пальчиковые игры - игры забавы          
1.1          
1.2          
1.3          
1.4          
1.5          
1.5.1          
1.5.2          
1.5.3          
1.5.4          
1.5.5          
1.5.6          
1.6          
1.7          
1.8          
1.9          
II Физическая деятельность - подвижная игра - народные игры - игры-соревнования - элементы спортивных игр Спортивные упражнения Общеразвивающие упражнения Упражнения на тренажерах Основные движения          
2.1          
2.2          
2.3          
2.4          
2.5          
2.6          
2.7          
2.8          
III Гигиенические, оздоровительные процедуры - питание - закаливание - гимнастика (утренняя, корригирующая, дыхательная, артикуляционная) - массаж (точечный, расслабляющий, общеукрепляющий) - умывание -релаксационная гимнастика          
3.1          
3.2          
3.3            
3.4          
3.5          
3.6          
IV Трудовая деятельность - самообслуживание - труд в природе (на улице) - труд в уголке природы - дежурство - ручной труд -природоохранная деятельность          
4.1          
4.2          
4.3          
4.4          
4.5          
4.6          
V Познавательная деятельность - наблюдение ü в природе ü в уголке природы ü опыты - экскурсия в природу - целевая прогулка Конструктивная деятельность - из бумаги - из природного материала - из бросового материала - нетрадиционные техники          
5.1          
5.1.1          
5.1.2          
5.1.3          
5.2          
5.3          
5.4          
5.5          
5.6          
5.7          
5.8          
VI Продуктивная деятельность          
6.1 Изобразительная - рисование - летка - аппликация - нетрадиционные техники - декоративно-прикладная деятельность          
6.1.1          
6.1.2          
6.1.3          
6.1.4          
6.1.5          
6.2 Музыкальная - пение - слушание музыки - музицирование - импровизация - танцы, хороводы - ритмические движения - игра на музыкальных инструментах          
6.2.1          
6.2.2          
6.2.3          
6.2.4          
6.2.5          
6.2.6          
6.2.7          
6.3 Театрализованная - драматизация - спектакли - концерты          
6.3.1          
6.3.2          
6.3.3          
6.4 Художественная деятельность, чтение - чтение художественной литературы - рассказывание - заучивание стихотворений, произведений устного народного творчества          
6.4.1          
6.4.2          
6.4.3          
6.5 Культурно-досуговая - праздники - развлечения - народные обряды          
6.5.1          
6.5.2          
6.5.3          
II. Непосредственно- организованная совместная деятельность  
Разделы общеобразовательной программы  
по направленности Физическое развитие            
Социально-личностное развитие            
Познавательно-речевое развитие            
Художественно-эстетическое развитие            
III. Дополнительные образовательные программы ( кружки, секции)  
по направленности Физическая            
Социально-личностное развитие            
Познавательно-речевая            
Художественно-эстетическая            
                       

Раздел 3

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

Основные задачи психолого-педагогической работы по реализации образовательных областей

Наши рекомендации