Установите соответствие между основными понятиями и понятиями, отражающими их детали , признаки,особенности.
16.
1. Память. A.Устойчивость.
2. Внимание. B.Предметность.
3. Речь. С.Конкретизация.
4. Мышление. D.Образная.
5. Восприятие. E.Эгоцентрическая.
F.Фрустрация.
17.
1. Воля. A.Перцептивная.
2. Эмоции. B.Настойчивость.
3. Память. С.Амбивалентность.
4. Способности. D.Эффектор.
5. Ощущения. E.Адаптпция.
F.Специальные.
18.
1. Воображение. A.Реактивность.
2. Восприятие. B.Активность.
3. Эмоции. С.Гениальность.
4. Способности. D.Стыд.
5. Темперамент. E.Синестезия.
F.Воссоздающее.
19. Это задание предполагает:
-коррекцию текста и заполнение пробелов на бланке ответов ключевыми словами;
-свободное конструирование ответа,который представляет индивидуально-типологическую характеристику психической деятельности и поведения человека,называемую темпераментом.
Откорректируйте текст,сделав замену неверно использованного понятия в отдельных утверждениях правильным (ключевым).Заполните пробелы этими словами.Отберите необходимые суждения и составьте индивидуально-психологическую характеристику психической деятельности и поведения человека,называемую темпераментом.
1. Как результат приспособления индивида с определенными свойствами характера к условиям выполняемой деятельности с целью максимального использования своих умений и навыков вырабатывается индивидуальный стиль деятельности.
2. На развитие способностей человека,особенно тех,в состав которых входят движения,с такими существенными характиристиками ,как темп,быстрота реакции,выносливость,сопротивляемость,в некоторой степени влияет его характер.
3. Свойства характера биологически обусловлены и являются врожденными.
4. Характер благоприпятствует или противодействует воспитанию черт темперамента.
5. Традиционно различают основные типы характера:сангвинистический, холерический, флегматический, меланхолический.
6. Под характером в психологии понимают динамические характеристики психической деятельности человека и его поведения,выделяя три сферы их проявления:общую активность,особенности моторной сферы и свойств эмоциональной сферы.
7. У взрослых темперамент маскирует особенности их характера,что представляет особую трудность в определении его типа.
КИМ 8 семестр
Вариант 1
20 . Взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания
межличностных отношений, достижения общего результата – это:
а) общение;
б) деятельность;
в) обучение;
г) коммуникация.
21. Содержание общения, представленное как обмен знаниями, называется:
а) когнитивным;
б) материальным;
в) деятельным;
г) кондиционным.
22. Содержание общения, представленное как обмен психическими и
физиологическими состояниями, называется:
а) мотивационным;
б) когнитивным;
в) кондиционным;
г) материальным.
23. Общение, которое осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой (руки, голова, голосовые связки и др.) называется:
а) непосредственным;
б) прямым;
в) косвенным;
г) опосредованным.
24. Сторона общения, в основе которой лежат процессы восприятия и понимания людьми друг друга, называется:
а) интерактивной;
б) перцептивной;
в) коммуникативной;
г) социальной.
25. Умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника со своими
замечаниями – это:
а) нерефлексивное слушание;
б) рефлексивное слушание;
в) творческое слушание;
г) репродуктивное слушание.
26. Жесты, мимика и пантомимика – это средства общения:
а) оптико-кинетические;
б) паралингвистические;
в) экстралингвистические;
г) пространственно-временные.
27. Человек, умеющий влиять на коллектив в системе межличностных отношений, основанных на чувствах симпатии или антипатии, принятия или неприятия, - это:
а) лидер;
б) руководитель;
в) партнер;
г) авторитет.
28. Наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми – это:
а) воспитанность;
б) психологический такт;
в) педагогический такт;
г) нравственность.
29. Совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, понимается как структура группы:
а) коммуникативная;
б) эмоциональная;
в) иерархическая;
г) межролевая.
30. Подчинение индивида групповому давлению, возникающему из конфликта между его собственным мнением и мнением группы, - это:
а) конформизм;
б) приспособленчество;
в) пассивное принятие;
г) отсутствие собственной позиции.
31. Способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их характеристик, есть совместимость:
а) межличностная;
б) психологическая;
в) групповая;
г) физиологическая.
32. Реальная или идеальная группа, на которую ориентирован человек, ценности, идеалы и нормы поведения, которые он разделяет, понимается как группа:
а) диффузная;
б) реальная;
в) референтная;
г) официальная.
Вариант 2
20 .Содержание общения, представленное как обмен продуктами и предметами деятельности, называется:
а) материальным;
б) когнитивным;
в) деятельным;
г) кондиционным.
21.Содержание общения, представленное как обмен действиями, операциями
называется:
а) деятельным;
б) материальным;
в) мотивационным;
г) кондиционным.
22. Общение, целью которого являются расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений называется:
а) социальным;
б) биологическим;
в) межличностным;
г) групповым.
23. Сторона общения, в основе которой лежит взаимный обмен информацией между партнерами по общению, передача и прием знаний, мнений, чувств, называется:
а) коммуникативной;
б) интерактивной;
в) перцептивной;
г) социальной.
24. Область знания, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, получила название:
а) проксемика;
б) праксиология;
в) потамология;
г) пресбиотия.
25. Среди вербальных средств общения не перечисляют:
а) визуальные;
б) акустические;
в) эмотивные;
г) тактильно-кинестезические.
26. К основным сторонам общения относят:
а) знакомства, аттракцию, коммуникацию;
б) социальную перцепцию, коммуникацию, интеракцию;
в) интеракцию, перцепцию, соперничество;
г) компромисс, социальную перцепцию, партнерство.
27. Сумма или совокупность психологических характеристик человека, определяющих его место в группе, - это:
а) статус;
б) роль;
в) образ;
г) положение.
28. Совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений понимается как:
а) социометрическая структура;
б) социометрическая система;
в) социометрический коллектив;
г) социометрическая группа.
29. Система взаимоположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в малой группе понимается как:
а) структура социальной власти;
б) структура лидерства;
в) структура ролей;
г) позиционная структура.
30. Социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения, - это:
а) группа;
б) труппа;
в) коллектив;
г) общество.
31. Система эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих
характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения, - это климат:
а) моральный;
б) эмоциональный;
в) психологический;
г) социально-психологический.
32. Формально-правовой аспект власти называется:
а) администрированием;
б) руководством;
в) управлением;
г) командованием.
Итоговый контроль по дисциплине
- Перечень вопросов для экзамена 7 семестр
1.Особенности психологических знаний. Предмет психологии на различных этапах ее становления.
2. Предмет современной психологии. Психология как наука, ее место в системе научного знания.
3. Структура современной психологии.
4. Методы психологического исследования.
5.Категориальный аппарат психологии.
6. Проблема развития психики в филогенезе.
7. Сенсорная стадия развития психики.
8. Перцептивная стадия развития психики.
9. Стадия интеллектуального поведения.
10. Сознание как высшая ступень развития психического отражения.
11. Ощущения как первая ступень чувственного познания.
12. Характеристика общих свойств ощущений.
13. Закономерности ощущений.
14. Классификация ощущений, характеристика различных видов ощущений.
15. Измерение ощущений и динамика чувствительности.
16. Общее понятие о восприятии.
17. Основные свойства восприятия.
18. Виды восприятия.
19. Иллюзии восприятия.
20. Общие понятия о памяти. Место памяти в системе познавательных процессов.
21. Виды памяти.
22. Процессы памяти.
23. Закономерности памяти.
24. Общая характеристика мышления. Мышление и чувственное познание.
25. Мышление и речь. Основные характеристики речевой деятельности.
26. Операционные компоненты мышления.
27. Содержательные компоненты мышления.
28. Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе.
29.Мыслительная деятельность в процессе решения задач.
30. Общая характеристика воображения.
31. Виды воображения. Воображение и творчество.
32. Процессы создания образов воображения.
33. Общая характеристика эмоциональной сферы.
34. Различные теории эмоций и чувств.
35. Классификация эмоциональных состояний.
36. Характеристика высших чувств.
37. Общее понятие о воли.
38. Волевые действия. Структура волевого акта.
39. Волевые качества личности.
40. Общее понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента.
41. Современные подходы к психологической характеристике различных типов темперамента.
42. Общее понятие о характере. Место и роль характера в структуре личности.
43. Структура характера. Характер и деятельность.
44. Общее понятие о способностях.
45. Социальное и биологическое в способностях.
46. Структура способностей.
47. Уровни развития способностей.
48. Проблема личности в психологии. Становление категории «личность».
49. Соотношение понятий «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность».
50. Проблема структуры личности в отечественной психологии.
51. Общее понятие о деятельности. Становление категории деятельности в психологии.
52. Характеристика основных видов деятельности
ГЛОССАРИЙ
Персоналии
Зарубежные психологи:
В. Вундт (1832 1920) – немецкий психолог, философ, физиолог, лингвист. Создатель первой в мире психологической лаборатории.
Д. Селли (1843 ‑ 1923) - английский психолог. Выделил основные этапы в познавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо учитывать при обучении.
С. Холл (1846 ‑1924) – американский психолог, один из основателей педологии и американской экспериментальной психологии, автор работ по детской и педагогической психологии. С целью исследования детской психики широко распространял вопросники и тесты. В объяснении психического развития ребенка опирался на биогенетический закон. Формирование психики детей трактовал как фатальный переход от одной фазы развития человеческого рода к другой.
А. Бине (1857 ‑ 1911) – французский психолог. Основатель экспериментальной психологии и психологической лаборатории во Франции. Автор работ по проблемам психологии, патологии сознания, различных процессов памяти, по эмотивным реакциям и чувствам детей, графологии, дефектологии; считается одним из создателей метода тестов в психологии. З. Фрейд (1858 ‑ 1939) – австрийский психолог, физиолог, врач-невропатолог. Изложил свое учение о психоанализе в работах «Исследование истерии» (1895), «Толкование сновидений» (1900), «Психология обыденной жизни» (1901).
П. Жане (1859 ‑ 1947) – французский психолог, психиатр. Свою концепцию определил как психологию поведения, в которой психические процессы рассматриваются как часть поведения, действия, активности субъекта.
Д. Болдуин (1861 ‑ 1934) – американский психолог, различал два вида наследственности в развитии человека – биологическую и социальную. Считал, что социальная среда и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе. Обосновал концепцию познавательного развития детей, в соответствии с которой развитие состоит из нескольких стадий: развитие врожденных двигательных рефлексов – развитие речи – развитие логического мышления. Один из первых пропагандистов идей социальной психологии в США.
К. Гросс (1861 ‑ 1946) – немецкий психолог. Исследовал проблемы игры и ее роли в психическом развитии ребенка.
В. Штерн (1871 ‑ 1938) – немецкий психолог; разработал теорию персонализма, основа которой ‑ изучение целостной личности и закономерностей ее формирования. Под личностью понимал неделимую на психическое и физическое единицу. В основе психического развития лежит принцип конвергенции наследственных факторов и условий социокультурной среды. Провел большой цикл исследований по развитию восприятия, умственных процессов; разработал метод тестирования способностей; выдвинул понятие о «коэффициенте интеллекта».
Э. Клапаред (1873 ‑ 1940) – швейцарский психолог. Основатель ассоциации прикладной психологии и педагогического института им. Руссо в Женеве, ставшего международным центром экспериментальных исследований в области детской психологии. Признавал существование общей логики развития психики в филогенезе и онтогенезе. В центре исследовательских проблем стояло мышление и этапы его развития у детей, открыл одно из основных свойств детского мышления – синкретизм.
А. Валлон (1879 ‑ 1962) – французский психолог, педагог, общественный деятель. Выдвинул ряд концепций, опираясь на патопсихологические данные. Наибольшую известность приобрели исследования о связи действий с познанием. Им предложена схема онтогенетических стадий в развитии эмоциональной и познавательной сфер личности.
К. Бюлер (1879 ‑ 1963) – немецко–австрийский психолог; разрабатывал теорию трех ступеней развития психики: инстинкта, навыка, интеллекта. Считал приоритетным изучение интеллектуального развития ребенка, и прежде всего творческого мышления. Пришел к выводу, что интеллектуальный процесс – это всегда в большей или меньшей степени процесс творчества. Исследовал проблемы развития языка и вербальных актов.
А. Гезелл (1880 – 1961) – американский психолог. В центре его научных интересов – природа младенчества и раннего детства. Создал Йельскую клинику нормального детства, в которой изучалось психическое развитие детей от рождения до трех лет. Использовал новые методы исследования: лонгитюдный, близнецовый. Выработал систему тестов и норм развития для детей от трех до шести лет.
Ж. Пиаже (1896 ‑ 1980) – швейцарский психолог. Выдвинул концепцию стадиального развития психики. Детально проанализировал качественную специфику детского мышления. Пришел к выводу, что этапы психического развития – это фактически этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы картины мира. Основой этой схемы как раз и является интеллект. Создал особую логическую систему, позволяющую описать развитие психики ребенка как трансформацию совершаемых им действий (операций). Разработал особое направление в психологии – генетическую эпистемологию.
М. Мид (1901 – 1978) – американский социолог, этнограф. Изучала роль соотношения естественных и социокультурных факторов в формировании типов личности, социализации ребенка в различных культурах. Разрабатывала проблему национального характера (в частности, русского) и другие проблемы этнопсихологии.
К. Роджерс (1902 ‑ 1987) – американский психолог. Видный представитель гуманистической психологии. Автор центрированной на клиенте психотерапии.
Э. Эриксон (1902 ‑ 1994) – американский психолог, один из основоположников эго – психологии. Подчеркивал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения личности и, центральным качеством которой выступает психосоциальная идентичность. Продолжая развивать теорию Фрейда, акцентировал внимание на проблемах адаптации человека к социальному окружению на протяжении восьми главных жизненных кризисов. Дополнил психоаналитическую концепцию идеями о социально-культурно‑ исторических детерминантах психики субъекта. Автор оригинальной периодизации психического развития.
Б. Скиннер (1904 ‑ 1990)– американский психолог, представитель бихевиоризма. Выдвинул концепцию «оперантного» научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. Любое поведение можно разбить на действия, подкрепление которых позволяет добиться желаемого поведения.
Р. Заззо (род. 1910 году) – французский психолог, глава парижской школы генетической психологии, исследовал проблемы факторов, условий, этапов психического развития ребенка. Активный сторонник лонгитюдного метода. Один из основных используемых методов – сравнительное исследование гомозиготных близнецов. Согласно ученому, наследственность и среда представляет собой переменные, действие которых в конечном счете зависит от отношений личности с окружающими.
Д. Брунер (род. 1915 - ) – американский психолог. Известный специалист вобласти психологии познания, межкультурных различий в развитии познавательной деятельности детей.
А. Бандура (род. 1925 - ) – американский психолог. автор исследований по модификации поведения. Специалист по проблемам агрессивности и полоролевого развития.
Отечественные психологи:
К.Д. Ушинский (1824 ‑ 1870)– русский педагог. Большое внимание уделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных «параметров» его жизнедеятельности.
П.Д. Юркевич (1826 ‑ 1874) – украинский религиозный философ, разрабатывал проблемы христианской антропологии (учение о «сердце» как духовном средоточии человека).
Н.Х. Вессель (1837 ‑ 1906) – русский психолог. Разрабатывал проблемы психологического обоснования процессов обучения и воспитания.
П.Ф. Лесгафт (1837 ‑ 1909) – русский анатом, педагог и психолог. Обосновал теорию физического воспитания в контексте задачи формирования целостной личности. Разрабатывал вопросы семейного воспитания.
И.А. Сикорский (1842 ‑ 1919) – русский психолог. Один из основателей детской психологии в России. Реализовал в детской психологии объективные методы познания; психологическое изучение детей увязывал с проблемами воспитания.
П.Ф. Каптерев (1849 ‑ 1922) – русский педагог и психолог. Разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории, русской педагогики, педагогической психологии. Выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви.
Н.Н. Ланге (1858 – 1921) – русский психолог, один из основателей экспериментальной психологии в России. Разработал концепцию стадиально-фазового процесса восприятия, который детерминируется сменой фаз восприятия от общего характера к дифференцированному.
Г.И. Челпанов (1862 ‑ 1936) ‑ русский философ и психолог. Основатель (1912) и директор Московского психологического института. Автор учебников по психологии и логике.
А.П. Нечаев (1875 ‑ 1943) – русский психолог. Разрабатывал вопросы экспериментальной психологии применительно к задачам дидактики и методики обучения.
К.Н. Корнилов (1879 ‑ 1957) – отечественный психолог. Создатель оригинальной концепции реактологии. Исследовал синтез волевых механизмов субъекта в сочетании с его индивидуальным характером.
П.П. Блонский (1884 ‑ 1942) – российский психолог, философ, педагог. Рассматривал психику как науку о поведении живых организмов, был защитником идеи трансформации всей психологии в социальную. Выступал за комплексный подход к изучению ребенка. Анализировал познавательные и волевые процессы в их связи с конкретной деятельностью ребенка в условиях обучения. Исследовал процессы развития памяти, мышления, сексуальное развитие детей.
С.Л. Рубинштейн (1889 ‑ 1960) – отечественный психолог и философ. Разрабатывал философские и теоретические проблемы психологии. Автор трудов «основы общей психологии», «Бытие и сознание», «Человек и Мир» и др.
М.Я. Басов (1892 ‑ 1931) ‑ русский психолог. Разработал метод наблюдения за детьми дошкольного возраста. В своих работах обосновал необходимость объективного исследования психики. Одним из первых ввел в психологию понятие деятельности.
Л.С. Выготский (1896 ‑ 1934)– советский психолог. Разработал культурно-историческую теорию. Многие положения его теории оказали значительное влияние на развитие возрастной психологии. Особую популярность получили его идеи о «социальной ситуации развития», «новообразованиях возраста», «зоне ближайшего развития», о кризисах, переживаемых ребенком при переходе с одного возрастного этапа на другой.
Г.С. Костюк (1899 ‑ 1982) – советский психолог. Разрабатывал проблемы психологии развития детей. Основные труды посвящены изучению мышления и речи в младшем школьном возрасте, выявлению психологически обоснованных путей построения учебного материала.
Л.В. Занков (1901 ‑ 1977) – советский психолог, педагог. Создатель одной из дидактических систем начального обучения, носящей его имя. Имеет трактаты по психологии обучения, общей психологии, дидактике. Проводил экспериментальные исследования развития аномальных детей, в которых выявлялись условия эффективного их обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся.
П.Я. Гальперин (1902 ‑ 1988)– советский психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Рассматривал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности. Исследовал проблемы соотношения обучения, умственного развития и формирования творческого мышления.
А.Н. Леонтьев (1903 ‑ 1979) – отечественный психолог, теоретик психологии. Автор общепсихологической теории деятельности. Считал, что содержание сознания человека определяется содержанием внешней, практической деятельности. Основатель психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Д.Б. Эльконин (1904 – 1984) – советский психолог. Развивал положения культурно-исторической теории в решении широкого круга проблем детской психологии. Выдвинул концепцию периодизации психического развития детей. С позиций культурно-исторической теории провел психологический анализ игры, выявив ее роль в процессе развития ребенка.
А. В. Запорожец (1905 – 1981) – отечественный психолог, ученик Л.С. Выготского, создатель теории психического действия. Исследовал закономерности психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Раскрыл роль практических действий в генезе познавательных процессов. Выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой впоследствии была разработана система сенсорного воспитания.
Н.А. Менчинская (1905 ‑ 1984)– советский психолог. Провела исследования по проблемам закономерностей усвоения знаний, эффективных приемов работы с учебным материалом, по вопросам преодоления неуспеваемости в школе.
Б.Г. Ананьев (1907 ‑ 1972) – отечественный психолог, выступил с идеей создания единой концепции человекознания, синтезирующей достижения наук о человеке; автор особой дисциплины – онтопсихологии, объединяющей возрастную и дифференциальную психологию. Выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: 1) человек как биологический вид; 2)жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4)проблема человечества. Основатель психологического факультета ЛГУ им. А.А. Жданова.
Л.И. Божович (1908 ‑ 1981) – советский психолог. основная область исследований – проблемы педагогической и детской психологии. Изучала вопросы формирования мотивационно-потребностной сферы личности ребенка, занималась анализом личностных конфликтов детей, рассматривала природу и пути формирования устойчивости личности.
Н.Ф. Талызина (род 1923) – советский психолог. На основе концепции П.Я. Гальперина провела исследования психологических механизмов становления и функционирования научных понятий.
М.И. Лисина (1929 ‑ 1983) – советский детский психолог. Создатель научной школы, исследующей психологические вопросы раннего онтогенеза в контексте общения взрослого с ребенком.
В.В. Давыдов (1930 ‑ 1998) – отечественный психолог, педагог. Создал логико-психологическую теорию о двух основных типах сознания и мышления человека – эмпирическом и теоретическом. Разработал теорию учебной деятельности и развивающего обучения. Им были определены основные понятия развивающего обучения (развитие рефлексии и воображения, возрастная специфика развития и др.) и спроектированы основные педагогические технологии.
Основные понятия психологии
Анкета –методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. А. представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с целевой установкой и конкретной задачей исследования. А. должна обеспечить информацию надежную и объективную, вопросы должны удовлетворять критериям надежности и валидности.
Ведущая деятельность –вид деятельности, который определяет главные направления психического развития человека, формирования его личности в конкретный возрастной период жизни. В ходе освоения и совершенствования В.д. разрешаются основные противоречия данного возраста, формируются психические новообразования, благодаря чему человек выходит из очередного кризиса и поднимается на качественно новую ступень психического и социального развития. В соответствии с возрастной периодизацией выделяются следующие виды В.д.: непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослым (младенческий возраст); предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство); сюжетно-ролевая игра (дошкольный возраст); учение (младший школьный); все виды общественно полезной деятельности (подростковый); профессионально-учебная деятельность, связанная с подготовкой к будущей профессии (юношеский). Для взрослых людей ведущими являются общие виды деятельности: труд (прежде всего профессиональный), общение и познание.
Воля –высший уровень психической саморегуляции поведения и деятельности. Она является разновидностью произвольной саморегуляции и поэтому оставляет за собой ее основные признаки сознательность, целенаправленность, планируемость, предвидимость. В. имеет свою специфику – она осуществляется в затрудненных условиях, когда человеку не хватает знаний, умений и навыков для решения поставленной задачи мешают неблагоприятные переживания как внутреннего, так и внешнего характера.
Волевые качества –конкретные проявления воли в действиях и поступках. Обусловлены характером преодолеваемых препятствий и трудностей. К ним относят: целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство. Выдержку и самообладание, самостоятельность и инициативность. Многократное осуществление определенных волевых действий и накопление опыта волевых усилий превращают приобретенные умения в навыки и в волевые свойства личности – обобщенные способы психической регуляции действий и поступков. Структура В.к. слагается из совокупности типичных для каждого человека волевых умений, каждое из которых, в свою очередь образует своеобразный синтез специальных знаний и приемов самоаргументирования, самопобуждения и самопринуждения к деятельности. В.к. являются основой характера личности.
Волевое усилие – сознательное переживание психического или физического напряжения в момент совершения волевого действия с целью преодоления внешней или внутренней трудности. Чем больше преодолеваемая трудность, тем большая степень волевого усилия требуется для осуществления волевого действия. В.усилие характеризуется количеством психической энергии, затраченной на выполнение действия.
Внимание –процесс организации психических процессов
Мышление –процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. Развитие мышления осуществляется в направлении от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем и к сложным формам понятийного, словестно-логическому. Важную роль в развитии мышления имеют речь и язык.
Мыслительные операции -включенность мыслительных операций в решение проблемных задач различных классов подчеркивает их взаимосвязь и взаимодополнительность. Различают следующие мыслительные операции: - анализ – мысленное расчленение целого на части или мысленное разложение предметов и явлений, выделение их отдельных частей, свойств;
- синтез - мыслительное соединение частей в единое целое или мысленное сочетание предметов и явлений из отдельных частей, свойств;
- сравнение – мысленное соотнесение предметов и явлений с целью обнаружения их сходства и различия;
- абстракция – вычленение общих свойств, предметов и явлений с одновременным отвлечением от различий;
- обобщение – мысленное объединение предметов и явлений на основе выделения общих для них свойств и признаков;
- конкретизация – применение продуктов (результатов) абстракции и обобщения к отдельному предмету или явлению;
- классификация – мысленное распределение предметов и явлений по отдельным группам и подгруппам на основе сравнения и обобщения;
Память –процессы организации и сохранения прошлого опыта, его повторное использование. В памяти выделяют четыре процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание), воспроизведение и забывание. Эти процессы взаимосвязаны. Качество сохранения определяет продуктивность, точность воспроизведения. Организация запоминания влияет на сохранение. Выделяют П.: моторную, эмоциональную, образную, словесно-логическую и др.
Подсознание –разновидность неосознаваемой психической функции, к которой принадлежит все то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях. Благодаря П. реализуются поведенческие программы, приобретенные в течение жизни, но нередко в той или иной степени ставшие неосознаваемыми. В первую очередь это психологические установки. В П. лежит огромное число выработанных в процессе жизни навыков: сенсорных, мыслительных, двигательных, речевых. В многократно встречающихся похожих ситуациях вырабатывается наиболее целесообразная последовательность движений, действий, операций, которая будучи закрепленной в П., автоматически используется при повторениях.
Психика – системное свойство высокоорганизованной материи – свойство активного отражения субъектом объективного мира, его способности к сознательной саморегуляции и регуляции своей деятельности и поведения. П. носит рефлекторный характер. Рефлекторность П. означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения.П. человека носит осознанный и неосознанный характер. Качественный, высший уровень П. у человека (в отличии от животных) представлен его сознанием и самосознанием, способностью к языковому общению и к осуществлению целенаправленной предметно-орудийной деятельности.
Ригидность – свойство темперамента, характеризующее относительную или полную неспособность субъекта изменить намеченную программу деятельности, когда обстоятельства требуют ее перестройки. Различают: мотивационную Р. (отсутствие гибкости системы мотивов); познавательную Р. (постоянство представлений об окружающей действительности, несмотря на ее изменения); эмоциональную Р. (косность эмоциональных реакций). Свойством полярно противоположным Р. является пластичность.
Свойства нервной системы –характеристики протекания нервных процессов (возбуждения и торможения) в центральной нервной системе. С.Н.С. лежат в основе формирования типов темперамента. К ним относятся: сила и слабость нервной системы по возбуждению и торможению, уравновешенность и возбудимость, инертность и пластичность.
Сознание –высший уровень развития психики, присущий только человеку, как общественно-историческому существу. Структуру сознания составляют: самосознание, самооценка, самоанализ, целеполагание, управление психическими процессами, речь, мировоззрение.
Самооценка –один из факторов в социализации развитии личности; тесно связана с уровнем притязаний личности, т.е. с той степенью трудности целей, которую ставит перед собой человек в качестве достижений. С. Формируется под влиянием оценок других людей. Положительная обратная связь через общение повышает самооценку, отрицательная – понижает.
Тестирование -метод психологической диагностики использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Процесс тестирования может быть разделен на три стадии: 1) выбор теста; 2) его конкретные применения; 3) интерпретация результатов, которая определяется системой методологических и теоретических принципов понятийного аппарата.
Темперамент –совокупность психических свойств определяющих динамику психической деятельности человека, к ним относят: синзитивность, экстраверсия-интраверсия, активность, пластичность-ригидность, реактивность
Основные понятия возрастной и педагогической психологии
Предмет возрастной психологии –законы, закономерности, тенденции изменения психики, личности, поведения и жизнедеятельности человека в течение его жизни.
Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Филогенез – развитие вида, предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биологическую эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.
Онтогенез – индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.
Антропогенез – развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурном, часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем.
Микрогенез – актуальный генез, наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные психические п<