Тема: Психологический анализ урока и воспитательного мероприятия
Литература
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2012.
2. Мананикова Е.Н. Педагогическая психология.- М., 2014.
3. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - Кн.1, гл.13, 22; Кн.2, гл.8, 21-25. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub
4. Педагогическая психология /Под ред. И.Ю. Кулагиной. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
Задания для выполнения
1. обозначить функции анализа урока;
2. дать характеристику видам анализа урока.
3. в чем значение психологического анализа урока (ПАУ) для учителя;
4. что может составлять предмет ПАУ;
5. обозначить формы ПАУ;
6. охарактеризовать три плана ПАУ и объекты педагогической рефлексии;
7. охарактеризовать уровни ПАУ и соотнести их с этапами деятельности педагога;
8. проанализировать задачи учителя при ПАУ.
Практическое занятие 5.
Тема: Психология учителя как субъекта педагогической деятельности.
Задания для выполнения
1.Охарактеризовать различные психологические модели педагогической деятельности
2.Дать описание развивающей деятельности педагога
§ сущность и содержание РД,
· характер РД,
· компоненты РД,
· виды и направления РД,
· группы методов и их характер,
· этапы и аспекты педагогического консультирования.
3.Описать две модели профессионального развития педагога по статье
Основная литература
1. Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / И.Ю. Кулагина. - М. : Академический проект, 2011. - 320 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137559
2. Маклаков А. Г. Общая психология : [учеб. пособие для студ. пед. вузов и фак. психологии] / Маклаков А. Г. - СПб. : Питер, 2010
3. Феоктистова С. В. Психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Феоктистова С. В., Маринова Т. Ю., Васильева Н. Н. - М. : Академия, 2009. - 240 с.
4. Шабанова, Т.Л. Педагогическая психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.Л. Шабанова, А.Н. Фоминова. - : Флинта, 2011. - 320 с. -http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79468
Дополнительная
1. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / И.Ф. Демидова. - М. : Академический проект, 2006. - 224 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236405Корнилова Т. В. Экспериментальная психология : Теория и методы : учебник для вузов / Т. В. Корнилова. - М. : Аспект Пресс, 2005.
2. Кравченко А. И. Общая психология : учеб. пособие / Кравченко А. И. - М. : Проспект, 2009. рия А.Р. Лекции по общей психологии.- СПб., 2004.
3. Петровский, А. В. Психология : учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2006.
4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2003.
5. Хозиев В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. Б. Хозиев. - Изд. 2-е., стер. - М. : Академия, 2005.
Примерная тематика рефератов, докладов, эссе, презентаций, тестов, кроссвордов
Модуль I. Общая психология
- Возникновение психологии как науки. Этапы ее становления.
- Предмет психологии. Психическое отражение, его специфические особенности.
- Методология психологии. Уровни методологии. Методологические принципы психологии.
- Сознание как высший уровень психического отражения, его структура и уровни работы.
- Бессознательное, его содержание и проявления.
- Место психологии в системе наук и ее взаимосвязь с другими науками. Структура современной психологической науки. Классификация отраслей психологии.
- Методология, метод и методика психологического исследования. Принципы научного исследования.
- Уровни и этапы психологического исследования. Требования к его организации и проведению.
- Классификация методов психологии.
- Наблюдение, его виды, достоинства и недостатки.
- Эксперимент, его виды, достоинства и недостатки.
- Опрос, его виды, достоинства и недостатки. Тесты, их виды, достоинства и недостатки.
- Деятельность, ее структура. Освоение деятельности.
- Характеристика основных видов деятельности: игра, учение, труд.
- Личность. Структура личности. Личность и индивидуальность. Личностный подход в психологии.
- Потребности как источник развития личности. Классификация видов потребностей. Потребность и значимость объектов.
- Мотивы поведения и деятельности человека как проявление потребностей. Их виды.
- Самосознание личности.
- Самооценка личности, уровень притязаний, их виды. Психологическая защита личности.
- Темперамент. Теории темперамента. Физиологические основы темперамента.
- Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Проблема изменчивости темперамента, учет его особенностей в учебно-воспитательном процессе.
- Характер, его значение. Теории характера. Природное и приобретенное в характере.
- Структура характера. Основные черты и свойства характера.
- Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера. Учет его особенностей в учебно-воспитательном процессе.
- Способности, их значение для человека и деятельности. Задатки и способности. Проблема наследования способностей.
- Структура способностей, их уровни и виды.
- Количественная и качественная характеристика способностей. Формирование способностей.
- Эмоции и чувства, их значение и функции. Физиологические механизмы эмоций и чувств.
- Эмоциональные состояния и формы переживания чувств.
- Высшие чувства, их виды. Индивидуально-типические эмоциональные черты личности.
- Воля, ее социальная природа.
- Волевой акт, его структура.
- Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.
- Внимание, его функции, значение и проявления. Физиологические основы внимания.
- Виды внимания. Факторы, определяющие внимание.Структура свойств внимания.
- Общая характеристика ощущений, их значение. Физиологические основы ощущений.
- Виды ощущений, их характеристика.
- Основные свойства и закономерности ощущений.
- Общая характеристика восприятия, его связь с другими психическими процессами. Физиологические основы восприятия.
- Основные свойства восприятия.
- Виды восприятия, их классификация и характеристика.
- Индивидуально-типологические различия в восприятии. Зрительные иллюзии. Наблюдение и наблюдательность.
- Память, ее значение в жизни и деятельности человека. Теории памяти. Механизмы памяти.
- Запоминание, его виды и рациональные приемы его организации.
- Сохранение и забывание. Условия прочного сохранения.
- Виды памяти. Индивидуально-типологические различия памяти.
- Мышление, его значение и связь с другими психическими процессами. Особенности мышления.
- Мыслительные процессы и операции.
- Формы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Качества ума.
- Речь, ее значение и функции.
- Виды речи. Физиологические механизмы речи.
- Воображение. Его роль в игровой, учебной и трудовой деятельности. Физиологические основы воображения.
- Виды и приемы воображения. Индивидуальные качества воображения.