Тема «Развитие отечественной психологии: московская и ленинградская школы»
Самостоятельная работа заключается в анализе литературных источников,
затрагивающих вопросы теории, задач, методов, разрабатываемых в работах представителей московской и ленинградской школ в отечественной психологии, сравнительном анализе найденных результатов и подготовке реферата на данную тему.
Литература:
1. А.Н. Леонтьев и современная психология. Под ред. А.В. Запорожца, - М.,
1983.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1978.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.
4. Леонтьев А.Н. Философия психологии. – М., 1994.
5. А.Р. Лурия и современная психология. - М., 1982.
6. Лурия А.Р. Речь и мышление. - М., 1975.
7. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М., 1975..
8. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1998.
9. Ананьев Б.Г. Избранные труды. В 2 томах. - М., 1984.
10.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М. –В., 1996.
11.Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М.: Наука, 2001.
12.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 2000.
13.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.
14.Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995.
15.Ломов Б.Ф. Психология исследования общения. - М., 1985.
Основная литература по курсу:
1. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.
2. Адлер А. Понять природу человека. Спб, 1997.
3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М. –В., 1996.
4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М.: Наука, 2001.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 2000.
6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.
7. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995.
8. Брушлинский А. Культурно-историческая теория мышления. - М., 1968.
9. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. - М., Воронеж,
1996.
10. Гловер Э. Фрейд или Юнг?.Спб, 1999.
11. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. Воронеж, 1994.
12. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. Сб. – М., 2001.
13. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.
14. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.
15. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х – середина 30-х гг. ХХ в.): Тексты. Под. ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Издательство МГУ, 1992.
16. История психологии. Хрестоматия. Под ред. П.Я. Гальперина. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
17. А.Н. Леонтьев и современная психология. Под ред. А.В. Запорожца, - М.,
1983.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1978.
19. А.Р. Лурия и современная психология. - М., 1982.
20. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. - М., 1974.
21. Лурия А.Р. Речь и мышление. - М., 1975.
22. Маслоу А. Мотивация и личность
23. Мертенс В. Ключевые понятия психоанализа. - Спб, 2001.
24. Петровский А.В. Психология в России в ХХ в. – М.: Издательство УРАО,
2000.
25. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. -Ростов н/Д: Феникс, 1996.
26. Пиаже Ж. Избранные психологические труды.- М., 1994.
27. Психологическая наука в России в ХХ столетии: проблемы теории и истории.
– М.: Институт психологии РАН, 1997.
28. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. - М., 1986.
29. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа, - Спб, 1995.
30. Райх В. Психология масс и фашизм. - СПб: Университетская книга, 1997.
31. Райх В. Сексуальная революция. - СПб: Университетская книга, 1997.
32. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994
33. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений окружающего мира. – М., 1957.
34. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959.
35. Рубинштейн С.Л. Человек и мир (отрывки из неопубликованной рукописи)//Вопросы философии, 1966, №7.
36. Рубинштейн С.Л. Человек и мир (отрывки из неопубликованной рукописи)//Вопросы философии, 1969, № 8.
37. Рубинштейн С.Л. Человек и мир (отрывки из неопубликованной рукописи) В
сб.: Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1969.
38. Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. М., 1997.
39. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик. – М., 1995.
40. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г.М.
Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.: МГУ, 1984.
41. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. – М.,
1992.
42. Флейвелл Дж. Генетическая психология Ж. Пиаже. – М., 1970.
43. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. М., 1995.
44. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.
45. Фрейд З. Толкование сновидений. – М., 1994.
46. Фромм Э. О душе современного человека
47. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.
48. Хорни К. Невротическая личность нашего времени.
49. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб: Питер Пресс, 1997.
50. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб: Евразия.
1998.
51. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
52. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. М., 1998.
53. К.Г.Юнг о современных мифах. М., 1994.
54. Якунин В.А. История психологии. - СПб, 1998.
55. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994.
56. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. – М.: Academia. 1996.
57. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.
58. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. - СПб, 1993.
Дополнительная литература:
1. Ананьев Б.Г. Избранные труды. В 2 томах. - М., 1984.
2. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. - Л., 1964.
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.
4. Выготский Л.С. Проблема речи и мышления в учении Пиаже/В кн. Пиаже Ж.
Речи и мышление ребенка. – М., 1994.
5. Выготский Л.С. Психология искусства. – Мн., 1998.
6. Леонтьев А.Н. Философия психологии. – М., 1994.
7. Ломов Б.Ф. Психология исследования общения. - М., 1985.
8. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М., 1975..
9. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1998.
10. Психология личности. Хрестоматия. В 2-х т. – Самара: БАХРАХ, 1999.
11. Роджерс К. К науке о личности/ В кн. История зарубежной психологии.
Тексты. М., 1986.
12. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М., 1958.
13. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - СПб., 1998.
15. Рубинштейн С.Л. Философия и психология//Вопросы философии, 1957, №1.
16. Рубинштейн С.Л. К вопросу о языке, речи и мышлении// Вопросы языкознания, 1957, №2.
17.Степанов С.С. Психология в лицах: (Творч. биогр. замечат. ученых, определивших направления развития соврем. психологии.) М.: ЭКСМО- пресс, 2001.
18. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.
19. Фромм Э. Искусство любви. – Мн.: ПОЛИФАКТ, 1990.
20. Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1990.
21. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивные характеристики развития человека// Вопросы психологии, 1968, №1.
22. Брангье Ж.-К. Беседы с Жаном Пиаже//Психологический журнал, №2, 2000.
Темы рефератов:
1. Представления о душе философов Милетской школы.
2. Понимание природы души Гераклитом.
3. Естественнонаучные представления Алкмеона.
4. Психологические воззрения Эмпедокла.
5. Учение о душе Анаксагора.
6. Стоики и их учение о душе.
7. Научные взгляды Авиценны.
8. Научные взгляды Альгазена.
9. Учение Ф. Бэкона о человеческих заблуждениях.
10.Р.Декарт о познании.
11.Р. Декарт о страстях души.
12.Учение Б. Спинозы о единой субстанции.
13.Учение Б. Спинозы об аффектах.
14.Психофизический параллелизм Г. Лейбница.
15.Ассоцианизм в философии и психологии.
16.Солипсизм в философии.
17.Концепция «человека – статуи» Э.Кондильяка.
18.Ж.-Ж. Руссо о воспитании.
19.Ч. Дарвин и его труд «Происхождение видов».
20.Ч. Дарвин: психология эмоций.
21.Развитие взглядов на природу и лечение психических заболеваний.
22.Учение о сознании В. Вундта.
23.Психологическая лаборатория В. Вундта.
24.Р. Йеркс и исследования интеллекта обезьян.
25.Зоопсихология и этология.
26.Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную науку.
27.Теория рекапитуляции и биогенетический закон С. Холла.
28.М. Мид: типы культур в истории человечества.
29.Э. Дюркгейм: проблема самоубийства.
30.«Описательная психология» В. Дильтея.
31.Психология религиозного опыта в работах В. Джемса.
32.Религиозная философия и психология В.С. Соловьева.
33.И.П. Павлов: рефлекс свободы.
34.В.М. Бехтерев: «Коллективная рефлексология».
35.Принцип удовольствия и принцип реальности.
36.Символика сновидения (фрейдистский подход).
37.Болезнь и здоровье с точки зрения психоанализа.
38.Развитие понятия перенос в психоаналитической терапии.
39.Концепция психологических типов К.Г. Юнга.
40.Ассоциативный эксперимент.
41.Символ и его функция в аналитической психологии.
42.Сновидения и их толкование в аналитической психологии.
43.Понимание личностного развития в аналитической психологии.
44.Особенности аналитического процесса в аналитической психологии в аналитической психологии.
45.Проблема рода/пола в аналитической психологии.
46.Сны и их толкование в индивидуальной психологии А.Адлера.
47.Ценность семьи и брака в индивидуальной психологии А.Адлера.
48.А. Адлер. Концепция агрессивного характера.
49.А. Адлер. Психология власти.
50.Идеология и психология авторитарной семьи.
51.Церковь и подавление сексуальности.
52.Теория сексуальной революции в творчестве В. Райха.
53.Концепция естественной рабочей демократии в творчестве В. Райха.
54.Концепция деструктивности в творчестве Э. Фромма.
55.Э. Фромм: психология любви.
56.Развитие человека и свобода в творчестве Э. Фромма.
57.Коннекционизм Э.Ли Торндайка.
58.Концепция когнитивных карт Э.Ч. Толмена.
59.Бихевиоризм К.Л. Халла.
60.Б.Ф. Скиннер: эффективность контроля за поведением.
61.А. Бандура: теория викарного научения.
62.Дж. Роттер: концепция человеческих потребностей.
63.Бихевиоральная психотерапия.
64.Гуманистическая психология как «третья сила» в психологической науке.
65.Концепция самоактуализации в творчестве А. Маслоу и К. Роджерса.
66.Теория личности К. Роджерса.
67.Теория личности А. Маслоу.
68.Гуманистическая психология: новая исследовательская парадигма.
69.Теория поля К. Левина.
70.Жизнь и творчество Ж. Пиаже.
71.Теория интеллекта Ж. Пиаже.
72.Ф. Хайдер: теория структурного баланса.
73.Л. Фестингер: теория когнитивного диссонанса.
74.Т Ньюком: теория коммуникативных актов.
75.Российская наука о поведении в начале ХХ в.
76.Российская психология «внутреннего опыта».
77.Развитие русской религиозно-философской психологии в начале ХХ в.
78.Особенности развития психотехники в Советской России.
79.Особенности развития педологии в Советской России.
80.Рефлексология В.М. Бехтерева.
81.Психоанализ в Советской России.
82.Л.С. Выготский: построение «новой психологии».
83.Л.С. Выготский: основные принципы культурно-исторической теории.
84.Проблема метода в культурно-исторической теории.
85.Л.С. Выготский и Ж. Пиаже: проблема речи и мышления ребенка.
86.Л.С. Выготский: психология искусства.
87.Московская психологическая школа: деятельность и личность.
88.Развитие идей культурно-исторической психологии.
89.Московская психологическая школа: сознание и речь.
90.Структура мыслительной деятельности.
91.Б.Г. Ананьев: психология индивидуального развития.
92.Б.Г. Ананьев: психология чувственного познания.
93.Общение и деятельность.
94.С.Л. Рубинштейн – психолог и философ.
95.С.Л. Рубинштейн: понятие личности.
96.С.Л. Рубинштейн: мышление как деятельность и как процесс.
97.С.Л. Рубинштейн: диалектика субъективного и объективного.