Виртуальная экскурсия и особенности ее применения во рамках внеурочной деятельности в начальной школе
Согласно определению Е.Ф. Козина, виртуальные экскурсии – это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места широкой общественности – будь то страна, город, национальный парк, музей, курорт, производственный объект и т.д. [7].
Г.Н. Аквилева под виртуальной экскурсией понимает организационную форму обучения, отличающуюся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. [1 с 4].
Е.В. Александрова считает, что виртуальная экскурсия – это форма обучения, сочетающая рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей. В современных условиях виртуальная экскурсия может быть представлена как слайд-шоу с помощью компьютерных технологий [2 с.7]
Создание виртуальной экскурсии по желанию учителя начальных классов может осуществляться в индивидуальной деятельности или групповой (совместно с обучающимися), главное чтобы работа приносила удовольствие и способствовала качественному, продуктивному освоению материала, создавала ситуацию успеха для всех участвовавших в создании творческого и исследовательского продукта.
Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий учителям начальной школы добиться успешного результата. Перечислим наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии в начальной школе - это
· определение цели и задач экскурсии;
· выбор темы;
· отбор литературы и составление библиографии;
· тщательный отбор и изучение экскурсионных объектов;
· сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта,
· составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
· подготовка текста экскурсии;
· определение техники ведения виртуальной экскурсии;
· показ экскурсии.
Работа над любой новой виртуальной экскурсией учителем начальных классов начинается с четкого определения ее цели. Это помогает организованно вести работу в дальнейшем.
Выбор темы диктуется, прежде всего, предпочтениями обучающихся или в зависимости от конкретной ситуации.
Проект виртуальной экскурсии в начальной школе должен иметь свою четко определенную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбирая объекты учитель (или обучающиеся, если виртуальная экскурсия делается ими самостоятельно) постоянно сверяют их с темой проекта.
Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала. Количество проанализированных объектов в начальной школе может варьироваться от 10 до 15.
После того как учителя (или обучаюбщиеся) отобрали необходимый для виртуальной экскурсии визуальный ряд желательно на каждый их них составить карточку. В случае если во время выступления педагог (или учащийся) забыл информацию, он может воспользоваться карточкой. Карточка отличается небольшими размерами и в ней может быть представлена следующая информация:
1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);
3) описание памятника (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
4) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования обучающихся, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материал видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В рамках проекта виртуальной экскурсии материал может излагаться в хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательности.
Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо обратить внимание учителю начальных классов, что он должен раскрыть все подтемы. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для «использования» рассказ.[2. с.23]
Виртуальная экскурсия является интересной и эффективной формой организации внеурочной деятельности школьников. Если в 1-2 классах учащиеся выступают в роли путешествующих, то в 3-4 классах они не только принимают участие в виртуальном путешествии, но и сами могут создавать виртуальные экскурсии по своему городу, селу и обмениваться ими с учениками других образовательных учреждений. Необходимость планирования работы над проектом, подготовки фотографий и видеосюжетов о памятниках истории, культуры, природы и т.д., продумывание маршрута, систематизация и обобщение собранной информации и подготовка текстов, рассказывающих об интересных достопримечательностях и экспонатах, презентация и рефлексия своей деятельности способствуют формированию всего комплекса УУД, развитию значимых личностных качеств. [7]
Используя виртуальные путешествия как форму проведения учебных занятий, учитель начальных классов продумывает возможность их применения либо в конкретном разделе имеющейся программы внеурочной деятельности, либо выстраивает саму программу как цепь виртуальных путешествий (экскурсий), которые совершают учащиеся и которые они создают сами. Введение в образовательный процесс внеурочной деятельности является значимым условием успешной реализации требований нового образовательного стандарта. Учитель, работающий по-новому должен быть готов использовать при организации работы детей современные цифровые ресурсы и оборудование, включать обучающихся в разнообразные виды деятельности (познавательной, творческой, исследовательской, проектной), чему, на наш взгляд, достаточно полно соответствует форма виртуального путешествия (экскурсии).
Примеры использования виртуальной экскурсии во рамках внеурочной деятельности в начальной школе
Каждый учитель ищет для себя оптимальный вариант подачи учебного материала с целью достижения максимального результата при его освоении. В настоящее время для формирования индивидуального опыта творческой деятельности всё большее значение приобретает использование развивающих возможностей ИКТ. С помощью новых технологий младшие школьники под руководством учителя могут совершать удивительные виртуальные экскурсии по родному городу.
Занятия в форме виртуальных экскурсий можно использовать как на уроках, так и вовнеурочной деятельности. Особенно эффективной является взаимосвязь познавательного материала с элементами игры. В ходе виртуальных экскурсий на внеклассных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга учителем решаются следующие задачи:
1. Познакомить учащихся с городом, как средой «обитания»
2. Сформировать у детей представление о неповторимости, уникальности Санкт-Петербурга
3. Познакомить с историей возникновения города на берегах Невы, значением этого события в истории нашей страны
Проведение занятий должно способствовать формированию у учащихся поисковых и исследовательских умений, таких, как:
1. Умение пользоваться различными дополнительными источниками: словарями, энциклопедиями, справочниками,
2. Умение составлять устные и письменные описания достопримечательностей города,
4. Используя карту, уметь ориентироваться в городе,
5. Делать выводы, сравнивать, анализировать данные.
Ожидаемые результаты проведения виртуальных экскурсий:
· Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории, истории и культуры Санкт-Петербурга
· Развитие навыков самостоятельных исследований, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
· Развитие коммуникативно-речевых умений.
Виртуальные экскурсии проводятся как путешествия по уголкам Санкт-Петербурга. Каждое занятие - знакомство с достопримечательностями города, его прекраснейшими уголками, архитекторами.
Приведем пример виртуальной экскурсии по теме «История моего города»
Задачи урока:
1)Познакомить учащихся с историей и культурой Санкт-Петербурга
2)Научить бережно относиться к культурному богатству города;
3)Сформировать представление об уникальности и неповторимости Санкт-Петербурга.
На уроке используются компьютер,, интерактивная доска, наглядность в форме мультимедийной презентации
В начале урока учительзачитывает стихи А.С.Пушкина и рассказывает учащимся о значении Санкт-Петербурга в истории нашей страны.
Далее, используя карту на презантации, учитель рассказывает о значении территории Приневья для Русского государства, о первых победах русского флота над шведами, о начале освоения дельты Невы, о выборе места для строительства крепости.
При этом отрабатываются такие понятия, как дельта, крепость, рукава реки, острова в дельте Невы, истоки и устье реки.
На следующем этапе урока учитель, используя презентацию, кратко рассказывает о строительстве Петропавловской крепости, ее основных достопримечательностях. При это используется схема Петропавловской крепости и ее основные достопримечательности помечены гиперрсылками, по которым осуществляется переход к сладом, где рассказано об этой достопримечательности.
В качестве повторения проводится викторина для внимательных - учащиеся вписывают правильные ответы в пустые клеточки.
На следующем этапе занятия учитель рассказывает учащимся о первых постройках города: домике Петру Первого, Летнем саде, Кунсткамере. При этом эти достопримечательности также помечены гиперссылками на карте, при нажатии на которые осуществляется переход к данной достопримечательности. При этом учитель может спросить у учеников, о какой достопримечательности они мы хотели узнать.
В конце занятия учащимися выполняются задания на закрепление изученного материала.
В качестве самостоятельной работы по итогам подобного мероприятия учащимся можно дать задание посетить с родителями изученные достопримечательности (предварительно выдав им схемы), провести мини-экскурсию для родителей и написать о ней отчет.
Таким образом, виртуальные экскурсии является новым эффективным презентационным инструментом на занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любой достопримечательности города, стимуляция познавательной активности обучающихся, что, безусловно, способствует развитию поисковых и исследовательских умений обучающихся.
Мы понимаем, что для подобных умозаключений теоретических выводов недостаточно, поэтому мы поставили перед собой задачу – разработать систему внеурочных занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием виртуальной экскурсии, направленных на развитие поисковых и исследовательских умений младших школьников и реализовать ее в ходе педагогической практики с целью проверки достоверности сделанных нами теоретических выводов.
Глава 3 Организация экспериментальной работы по использованию виртуальных экскурсий на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга как средств развития поисковых и исследовательских умений у младших школьников