Развитие умений выдвигать гипотезы
Стоит нам только столкнуться с проблемой, как наш мозг сразу начинает конструировать способы ее решения - изобретать гипотезы. Поэтому и в научном поиске вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения, то есть развертывается следующая фаза мыслительного процесса - фаза решения проблемы. Новое знание впервые осознается исследователем в форме гипотезы. Гипотеза выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.
Поэтому одним из главных, исследовательских умений младшего школьника является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, и даже такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.
Приведем пример задания для развития умения по выработке гипотез и предположений:
Задание «Почему это происходит?». Учитель предлагает ученикам ряд утверждений, например:
1. «Птицы низко летают над землей.»
2. «На столе лежит открытая книга.»
3. «На улице начал таять снег.»
4. «Троллейбус сигналит под окном.»
5. «Мама сердится.»
Обучающимся предлагается необходимо сделать по данному поводу два самых логичных предположения и придумать два самых логичных объяснения.
Развитие умений задавать вопросы
Важным исследовательским умением младшего школьника является умение задавать вопросы. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, в то время как гипотеза- это способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление учащегося начальной школы на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
Какими могут быть вопросы?
Вопросы можно поделить на две большие группы:
1. Уточняющие (прямые или «ли» вопросы). Например, верно ли, что…, надо ли, создавать ли…, должен ли… Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопросы, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные.
Приведём примеры.
Правда ли, что у тебя дома живёт попугай? - простой безусловный вопрос.
Верно ли, что если котёнок отказывается от еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос.
Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например: будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть в них одному?
2. Восполняющие (или неопределённые, непрямые вопросы). Они обычно включают в свой состав слова: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными. Например: где можно построить нарисованный тобой дом? – перед нами простой, направленный на восполнение недостающего знания вопрос. -8- воображения – склеивание. Путём мысленного склеивания рождено много героев, легенд и мифов. Таких, например, как дракон, кентавр, русалка, химера и др. Тем же путём созданы и такие интересные конструкции, как амфибия, экраноплан и др.
Задание «Найди загаданное слово» можно предложить в качестве упражнения для тренировки умения задавать вопросы. Его можно проводить в разных вариантах. Вот наиболее простой. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило - в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?»
Развитие умений давать определения понятиям
Понятие - одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках.
Чтобы узнать, как развита у младшего школьника способность к обобщению и формулированию понятий, используют разные методы. Один из самых эффективных и простых—метод определения понятий. Ребенку предлагается предмет или слово. Надо дать определение этому предмету. Например: «Что такое трамвай?» Кто-то скажет, что это транспортное средство для перевозки людей, а кто-то ответит: «Трамвай— это то, на чем ездят по рельсам». В первом случае мы видим ситуацию фиксации родового и видового отличия, то есть правильно воспроизводятся логические отношения между классом объектов и его представителем. Во втором случае мы сталкиваемся с указанием не на объект, а на его функцию.
Прием «характеристика» предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
Например, учащийся начальной школы пытается охарактеризовать жирафа: «Жираф — добродушное животное, у него добрые глаза, рожки у него совсем маленькие, и он никого никогда не обижает». Множество характеристик людей, животных, сказочных героев содержится в самых разных книгах для детей. Знакомство с такими характеристиками позволит детям освоить этот прием. Эту работу, так же как и предыдущие упражнения, можно рассматривать как пропедевтическую, позволяющую формировать умения давать определения понятиям.
Разъяснение посредством примера. Этот способ используется тогда, когда легче привести пример, иллюстрирующий данное понятие, чем дать его строгое определение через род или видовое отличие.
Очень близок приему описания посредством примера другой прием — сравнение.Он позволяет выявить сходство и различие предметов. Люди во все времена, желая понять, как устроена Вселенная, прибегали к приему сравнения. Химик и врач, живший в эпоху Возрождения, Парацельс (1493–1541) сравнивал мир с аптекой, великий драматург Уильям Шекспир утверждал, что весь мир — театр, многие современные ученые сравнивают мозг человека с компьютером… Особенно активно используются сравнения в художественных текстах.
Прием сравнения можно использовать в работе с младшими школьниками для тренировки в умении работать с понятиями. Например им можно давать следующие задания:
Подберите сравнение для таких объектов: лампа, жаворонок, лось, жилой дом, автомобиль, книга, телескоп.Например, гиппопотам — похож на корову или лошадь (в переводе с древнегреческого это слово означает «водяная лошадь»).
Различие— прием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Яблоко и помидор очень похожи, но яблоко — фрукт, а помидор — овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор другой, и др. Множество примеров простых и сложных задач на различение можно найти в специальной и популярной литературе [3]
Например, слова «солнце» и «солярка» имеют один и тот же исток: лат.solaris— солнечный или огненный.