Критерии оценивания презентации
Оцениваемый показатель:Содержание материала. Материал не отвечает теме. Материал лишь частично отвечает теме исследования. Материал по теме в достаточном объеме, но может быть нарушена последовательность. Материал представлен строго по теме; разделен на блоки, расположенные в логической последовательности; блоки
содержат оптимальный объем информации.( Менее 60 баллов. 60-74 балла. 75-84 балла 85-100 баллов)
Дизайн. Не используются средства оформления. Используются лишь стандартные средства оформления слайдов. В оформлении используются картинки по теме (1-2),
эффекты анимации. В оформлении слайдов используются различные средства: эффекты анимации, картинки по теме (более 2), другие объекты, улучшающие восприятие информации. ( Менее 60 баллов. 60-74 балла. 75-84 балла 85-100 баллов)
Постановка целей и задач. Цели и задачи не обозначены. Цель поставлена неграмотно,
нечетко. Не наталкивает на результат. Цели и задачи могут быть не разграничены, но отвечать теме исследования. Цели и задачи четко разделены; отвечают теме
исследования; помогают в достижении желаемого результата. Поставлены
грамотно (в соответствии с возрастом). ( Менее 60 баллов. 60-74 балла. 75-84 балла 85-100 баллов)
Критерии оценки за выполнение кейс-задачи
Оценивается качество выполнения задач, направленных на формирование
практических навыков психодиагностики, обработки, анализа и интерпретации
полученных результатов.
Оценка «5» (85-100 баллов)ставится, если: если психодиагностическое обследование выполнено в полном объеме, описана процедура исследования, проведен количественный и качественный анализ результатов, сделаны выводы. Студент свободно владеет материалом, отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «4» (75-84 балла)ставится, если: психодиагностическое обследование выполнены в полном объеме, описана процедура исследования, проведен
количественный и качественный анализ результатов, сделаны выводы. Студент
испытывает затруднения при ответах на дополнительные вопросы.
Оценка «3» (60-74 балла)ставится, если: психодиагностическое обследование выполнены в полном объеме, описана процедура исследования, проведен
количественный и качественный анализ результатов, сделаны выводы. Студент
испытывает затруднения при пояснении основных выводов диагностики, ответах
на дополнительные вопросы.
Оценка «2» (немее 60 баллов)ставится, если: психодиагностическое обследование выполнены не в полном объеме, не описана процедура исследования,
не проведен количественный и качественный анализ результатов, не сделаны выводы. Студент испытывает затруднения при ответах на дополнительные вопросы.
Критерии оценивания выполненных работ:самостоятельность выполнения, логичность, содержательность, аргументированность, правильность оформления.
Индивидуальный индекс рейтинга самостоятельной работы студента, попавший в интервал 90-100 баллов, свидетельствует об отличном освоении курса «Введение в специальность» при условии выполнения всех видов самостоятельной работы к практическим занятиям; 65-89 – о хорошем; 50-64 – об удовлетворительном. Индивидуальный индекс рейтинга самостоятельной работы студента, не превысивший 49-и баллов, свидетельствует о недопустимо низком уровне освоения курса.
ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ — зачет.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
1. Психология как научная дисциплина, предмет и задачи психологической науки.
2. Представления о предмете психологии в истории науки.
3. Структура психологической науки, отрасли психологии.
4. Место психологии в системе наук о человеке.
5. Структура психических явлений, их специфика.
6. Психологическая наука и общественная практика. Специфика профессиональной деятельности психолога в различных сферах.
7. Житейская, научная и практическая психология: их соотношение.
8. Основные направления зарубежной психологии ХХ века, их роль в развитии современной психологии.
9. Основные направления отечественной психологии ХХ века, их роль в развитии современной психологии.
10. Технический прогресс и психология, современные тенденции развития психологии.
11. Различные виды познания психики (обыденное, научное, художественное, религиозное).
12. Способы познания и типы знания (по К. Роджерсу – объективный, межличностный, субъективный).
13. Психоанализ как теория и метод познания, достижения и критика психоанализа.
14. Понятие поля в гештальтпсихологии, достижения и критика гештальтпсихологии.
15. Общая характеристика когнитивной психологии.
16. Общая характеристика гуманистической психологии.
17. Культурно-исторический подход в психологии (Л.С. Выготский).
18. Деятельностный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).
19. Понятие «метода» в психологии. Классификация основных методов (по Б. Г. Ананьеву).
20. Эксперимент как метод психологического исследования: понятие, виды, особенности организации, этапы проведения, преимущества и недостатки.
21. Наблюдение как метод психологического исследования: понятие, виды, особенности организации, преимущества и недостатки.
22. Применение метода тестов в психологической практике, классификация тестов, требования к разработке, преимущества и недостатки тестирования.
23. Опрос и беседа как методы сбора первичной информации: формы, особенности организации, типы вопросов, преимущества и ограничения.
24. Социометрия: общая характеристика метода, особенности организации, способы обработки результатов.
25. Характеристика основных типов профессиональной деятельности психологов.
26. Научные исследования как вид деятельности психолога.
27. Особенности практической профессиональной деятельность психолога.
28. Психопрофилактика и психологическое просвещение как основные виды деятельности практического психолога.
29. Психодиагностика как основной вид деятельности практического психолога.
30. Психологическое консультирование как основной вид деятельности практического психолога
31. Психологическая коррекция как основной вид деятельности практического психолога.
32. Психотерапия как основной вид деятельности практического психолога.
33. Формы практической психологической работы (индивидуальная и групповая).
34. Обучение психологическим знаниям как вид деятельности психолога.
35. Подготовка профессиональных психологов. Квалификационная характеристика психолога.
36. Характеристика профессиональных и личностных качеств психолога.
37. Индивидуальный стиль деятельности: понятие, структура, виды, этапы формирования.
38. Когнитивные стили: понятие, виды.
39. Учебные и научные психологические центры и организации, психологи как профессиональная общность.
40. Этические стандарты профессиональной деятельности психолога.
Примерные тестовые задания по курсу «Введение в специальность».
Выбрать правильный ответ
1. К психическим процессам относят
а) познавательные процессы;
б) свойства личности.
2. Психические процессы, состояния и свойства личности - это
а) категории психологии;
б) методы психологии.
3. Мера связи фактов эксперимента, их взаимосвязь
а) корреляция;
б) надежность.
4. Опросный лист с заранее составленной системой вопросов
а) тест;
б) анкета.
5. Стандартизированное психологическое испытание, с помощью которого можно оценить исследуемое явление
а) тест;
б) наблюдение.
6. Получение сведений путем речевого сообщения
а) анкета;
б) беседа.
7. Система знаний называется наукой, если она имеет свой
а) предмет и методы исследования, категориальный аппарат;
б) категориальный аппарат.
8. Уровень развития психического качества личности измеряет
а) тест;
б) анкета.
9. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого обеспечивает
а) наблюдение;
б) эксперимент.
10. С помощью продольных срезов устанавливается
а) изменение качеств;
б) наличие качеств.
11. Отсутствие гипотезы характеризует
а) пилотажный эксперимент;
б) констатирующий эксперимент;
в) формирующий эксперимент.
12. Основными методами в психологии считаются
а) анкетирование и тестирование;
б) наблюдение и эксперимент.
13. Проведение обучения в эксперименте означает, что он
а) формирующий;
б) констатирующий.
14. Сенсорная память
а) действует на уровне рецепторов;
б) действует меньше одной секунды;
в) лежит в основе последовательных образов.
г) Все ответы верны.
15. Кратковременная память
а) длится до двух минут;
б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов;
в) позволяет долго помнить телефонный номер.
г) Все ответы неверны.
16. Долговременная память
а) обладает ограниченной емкостью;
б) обладает практически неограниченной длительностью;
в) более развита у пожилых лиц.
г) Все ответы верны.
17. Стимулы или объекты имеют больше шансов привлечь внимание тогда, когда они
а) новы;
б) сложны;
в) очень интенсивны.
г) Все ответы верны.
18. Мы ориентируемся в днях недели или расположении слов в словаре благодаря
а) пространственной организации;
б) последовательной организации;
в) ассоциативной организации;
г) иерархической организации.
19. Семантическая память - это такая память,
а) при которой информация обрабатывается в момент кодирования;
б) которая состоит из структур, позволяющих организовать познание мира;
в) в которой хранится информация, касающаяся жизненных событий.
г) Все ответы верны.
20. При извлечении информации из памяти всегда легче
а) вспомнить какой-то отдельно взятый элемент;
б) распознать элемент информации среди предъявленных других;
в) ответить на прямые вопросы;
г) не учитывать контекста.
21. Как показала Зейгарник, мы лучше помним какую-либо работу, если она
а) была доведена до конца;
б) осталась незаконченной;
в) была сознательно прекращена;
г) привела к вознаграждению.
22. Когда мы забываем прийти на важное свидание, то это обусловлено
а) торможением;
б) активным забыванием;
в) мотивированным забыванием.
г) Все ответы верны.
23. Человеческий язык характеризуется
а) наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции;
б) возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях.
в) Все ответы верны.
24. Когда мы находим решение проблемы «наугад», то это
а) результат случайного перебора;
б) стратегия проб и ошибок;
в) часто приводит к неприятным последствиям.
г) все ответы верны.
25. При решении проблемы , этап подготовки это
а) первый этап в процессе решения;
б) может занимать несколько дней;
в) позволяет собрать всю информацию, относящуюся к проблеме.
г) все ответы верны.
Верно или неверно ?
26. Емкость долговременной памяти и длительность хранения в ней информации зависят от важности запоминаемого материала.
27. Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило ее запоминание.
28. Серьезная проработка материала в течение короткого времени приводит к более эффективному запоминанию, чем его длительное изучение.
29. Память тесно связана с большинством процессов мышления.
30. Кратковременная память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет.
31. Всегда легче вспомнить какой-либо элемент материала воспринятого в прошлом, чем узнать его среди других предъявленных элементов.
32. Восприятие зависит от сенсорной организации индивида, воспитания, общественного уклада.
33. У всех животных и у человека способность рецепторов улавливать сигналы ограничена.
34. Распределять внимание можно, если один из видов деятельности частично или полностью автоматизирован.
35. Формирование понятий сводится к познанию свойственных им атрибутов.
Заполнить пробелы
1. Восприятие и как его основа .... есть непосредственное познание и ... человеком внешнего мира.
2. Восприятие длится ровно столько, сколько ... материальный ... на соответствующий рецептор.
3. Восприятие нельзя сводить к ... ощущений.
4. Различают три уровня памяти: сенсорную, ... и ... память.
5. ... кратковременной памяти не позволяет сохранять одновременно более ... элементов.
6. По мнению Б.В.Зейгарник, мы дольше помним о ... незавершенных действиях.
7. Материал запоминается тем лучше, чем больше он ... с каким-то другим материалом в различных ... и под разными углами зрения.
8. Три главных процесса памяти - это ..., ..., ... .
9. Процесс ... осуществляется уже на этапе сенсорной памяти, консолидируется на стадии ... и углубляется на стадии ... .
10. Реакция внимания связана со степенью ... или ... стимула .
11. Наше внимание зависит от ... .
12. В основе темперамента лежит тип ... системы.
13. Характер не наследуется и не является прирожденным качеством личности, он .. под влиянием условий жизни в процессе воспитания и активного с окружающим миром.
14. Решающее влияние на формирование характера оказывает .... .
15. Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что с ее помощью можно рассказать не только о текущих но также о ... или ... событиях.
Примерный список рефератов по дисциплине «Введение в специальность».
- Культурно-историческая психология и современный психоанализ.
- Современные психоаналитические техники. Различные школы: сравнительный анализ.
- Сознание и личность.
- Представления о внимании в психоанализе.
- Основные зарубежные концепции психологии одаренности.
- Психология творчества и методы диагностики творческого потенциала Психология рекламы.
- Психологические механизмы восприятия искусства.
- Ценности и ценностные ориентации.
- Психология личностного выбора.
- Художественное развития личности.
- Телевидение как объект психологического исследования.
- Психологические аспекты воздействия телесообщений на личность.
- Измененные состояния сознания как предмет исследования в общей психологии.
- Гуманистическая психология личности.
- Личностно-центрированный подход К.Роджерса.
- Самоактуализация личности.
- Основные направления зарубежной психологии XX века, их роль в развитии современной психологии.
- Основные направления отечественной психологии XX века, их роль в развитии современной психологии.
- Технический прогресс и психология, современные тенденции развития психологии.
- Психоанализ как теория и методы познания, достижения и критика психоанализа.
- Общая характеристика когнитивной психологии.
- Общая характеристика гуманистической психологии.
- Психолог как личность и профессионал.
- Студент-психолог как субъект учебно-профессиональной деятельности.
- Пути профессионального совершенствования психолога.