Операционализация гипотез о превращении
Гипотеза должна быть изложена в операциональных понятиях и утверждениях, т.е. таким образом, чтобы можно было легко проверить ее истинность или ложность. Поэтому даже ценой некоторых повторений попытаемся и мы сформулировать некоторые наши гипотезы в опрациональной форме. С этой целью мы выделяем ряд критериевразличения преобразованной межэтнической агрессии от других разновидностей агрессивного поведения.
Мы считаем, что одним из основных механизмов преобразования межэтнической агрессии во внутриэтническую является атрибуция: приписывание человеку психических свойств и мотивов поведения, которых у него может и не быть. В процессе трансформации агрессии, с нашей точки зрения, участвуют три вида атрибуции: а) атрибуция свойств; б) атрибуция мотивов или причин поведения (каузальная атрибуция) и в) самоатрибуция, которая может быть как каузальной, так и атрибуцией свойств.
Исходя из этого мы выделяем три критерия различения внутриэтнической агрессии от других ее видов. 1) Когда трансфор-
См.: Изард К. Е. Эмоции человека., М., 1980, гл. 12, и др.
35S
Альберт Палчаджян
мация межэтнической агрессии во внутриэтническую происходит с помощью атрибуции свойств,субъект (беженец, участник или жертва межэтнического конфликта), обвинял представителя своего этноса, объявляет, будто он такой же, как и представители враждебного этноса. Например, беженец-армянин заявляет другому армянину. "Ты хуже, чем турок" или: "Ты такой же эгоист, как азербайджанец" и т.д. В таких случаях часто приписываются стереотипные представления. Посредством атрибуции свойств и стереотипов агрессивная установка переносится от прежнего объекта (враждебного этноса) на свой этнос и на его отдельных представителей. С помощью интервью и наблюдений можно собрать эмпирический материал о словесной и поведенческой агрессии такого происхождения. 2) Когда преобразование межэтнической агрессии во внутриэтническую происходит с помощью каузальной атрибуции,жертва межэтнической агрессии причиной своих страданий и фрустраций считает не только представителей враждебного этноса, но и членов своей нации. Она их обвиняет, например, в том, что своими необдуманными действиями провоцировали представителей другой нации на агрессивные действия. Такое изменение агрессивной установки мы наблюдали у беженцев из Сумгаита, Баку и других районов и населенных пунктов Азербайджана: некоторые из них считают, что если бы армяне, живущие в Армении и Нагорном Карабахе, не требовали вывода Карабаха из состава Азербайджана и воссоединения с Арменией, то тогда не было бы вспышек агрессивности и актов геноцида в отношении армян, живущих в Сумгаите, Баку и других местах. 3) Наконец, когда используется механизм самоатрибуции, человек (жертва или участник межэтнического конфликта) преобразует свою межэтническую агрессию во враждебные чувства и агрессивные действия, направленные на самого себя. В таких случаях он обвиняет себя в том, что случилось с ним во время конфликтов, приписывая себе такие качества и мотивы, которые или сходны с качествами и мотивами представителей враждебного этноса, или же таковы, что могли вызвать их враждебность и агрессию.
Эти операциональные формулировки позволят нам собрать обильный эмпирический материал и расширить предлагаемую концепцию.
От межэтнической агрессии к внутри-этнической
359
§ 9.8. Функциональные взаимосвязи двух видов агрессии и их преобразования
Для того, чтобы лучше понять закономерности преобразования внутри этнической агрессии в межэтническую, следует знать различия и сходства их функций. Поэтому рассмотрим одну из функций внутриэтнической агрессии.
В самом деле, почему дерутся между собой представители одного этноса? Причин и мотивов, конечно, много. Но одной из функций внутриэтнической агрессии мы считаем необходимость обеспечения целесообразного распределения членов этноса и входящих в него социальных групп. Этносу нередко полезно, чтобы его члены жили не в одной "куче", а распределились на большой территории.Одобряется даже отшельничество, уединенная жизнь маленьких групп и индивидов. Когда в распоряжении этноса ресурсов мало, такое поведение целесообразно, если, конечно, не приводит к иммиграции в далекие страны, где эти группы, как этнические меньшинства, могут быстро ассимилироваться и исчезнуть.
Но здесь на короткое время вернемся к проблеме территориального инстинктаи связанной с ним агрессивности, поскольку это позволит нам лучше понять обсуждаемую проблему.
Территориальность животных тесно связана с направленностью их агрессии. Специалисты по этологии (науки о поведении животных в естественных условиях) заметили, что территориальность данного вида (например, волков, шимпанзе и других) сокращает внутривидовую агрессию, так какона в основном направлена против внешних врагов1.
Это прямо связано с проблемой внутриэтнической и межэтнической агрессивности. Из этой закономерности следует, что внешняя угроза или реальное нападение должны сокращать, смягчить внутривидовую (и внутриэтническую) агрессию. На-
См.: Waal, F. de.Chimpanzee politics: Power and Sex Among Apes. London: Jonathan Case, 1982; Schubert. G.Evolutionary politics. "Western Political Quarterly", 1983, 36, pp. 175-193; Тинберген Н.Поведение животных. М., "Мир", 1985, с. 151 (Здесь показано, что территориальное распределение в сообществе животных обеспечивается с помощью внутривидовой агрессии. См. также работы К. Лоренца, которые уже упоминались нами).
360_______________________________________ Альберт Налчаджян
оборот, когда нет внешней угрозы, внутривидовая (внутриэт-ническая) агрессия усиливается.
Наша гипотеза фактически добавляет здесь очень важный "момент", по существу, закономерность:когда конфликт с внешним врагом вызывает сильную агрессивность, которая не разряжается против этого же врага, и когда угроза внешнего столкновения откладывается, эта агрессия в значительной степени превращается во внутриэтническую. Вследствие этого уровень внутриэтнической агрессивности увеличивается. Увеличивается число разных социальных конфликтов, политические партии начинают сражаться друг с другом с еще большим ожесточением, увеличивается число преступлений, совершаемых с применением насилия.
Это важное социально—психологическое дополнение к известной закономерности о взаимосвязи территориальности и агрессии. Оно важно еще и тем, что вызывает к жизни множество новых вопросов. Например, чем отличается обычная внут-риэтническая агрессия от такой, прежде межэтнической, а теперь внутриэтнической, трансформированной агрессии? Этот вопрос мы совсем недавно обсудили с читателем.
Итак, почему возник территориальный инстинкт? Почему индивиды, семьи и другие группы, занимая определенную территорию, уже рьяно защищают ее, проявляя территориальность и агрессивность по отношению к тем, кто вторгается в их владения? Да потому, что рассредоточение полезно для вида. Но — до определенной меры! Если территория всего этноса маленькая (как у армян, евреев и других народов, потерявших большую часть своих территорий), то сильная внутриэтничес-кая агрессия может привести к эмиграции части этноса, что и произошло у армян в 80-90-е годы XX века, в основном по причине неумелого правления страной откуда—то появившихся в сфере политики случайных людей.
Что же происходит тогда, когда межэтническая агрессия преобразуется во внутриэтническую? Поскольку их функции различны, то должны наблюдаться новые явления! Функцией межэтнической агрессии является защита всей территории этноса, а иногда и ее расширение за счет соседей, приобретение новых ресурсов, самоуважение этноса и его лидеров и т.п. Функцией же внутриэтнической агрессии является удаление
От межэтнической агрессии к внутриэтнической
361
его членов друг от друга, рассредоточение. Пока межэтническая агрессия успешно выполняет свои функции, этнос консолидируется. Но когда она блокируется (в результате поражения или заключения неудовлетворительного мира), тогда, сохраняясь, частично преобразуется во внутриэтническую агрессию и играет противоположную роль: дезорганизует, создает конфликты и заставляет определенную часть народа покинуть свою территорию.
Поэтому если можно заранее предвидеть, что возбуждение конфликтов с соседними народами и государствами не приведет к успеху, то лучше вообще воздержаться от создания таких ситуаций.
Преобразуясь во внутриэтнические формы, агрессия находит для себя новые механизмы и пути выражения, способы самооправдания: все эти тенденции могут стать устойчивыми и разрушительными чертами этнического характера. Особенно опасна устойчивая тенденция атрибуции отрицательных черт собственному этносу.