Обратный процесс: от внутриэтнической агрессии к межэтнической
Здесь мы продолжим изложение нашей основной гипотезы. Переходы и преобразования уже известных нам двух типов агрессии (или, вернее, агрессивных этнических установок) идут в двух направлениях. Следовательно, внутриэтническая (внутринациональная) агрессивность тоже, не получая удовлетворительной разрядки, может превратиться в межэтническую (межнациональную). В таких случаях внутриэтнические конфликты как бы переносятся в сферу межэтнических отношений. Эта гипотеза основана на реальных фактах, и при условии ее рас-
По имени армянского князя Васака Сюни (V в. н. э.), который в истории армянского народа считается самым известным предателем. Образ этого человека - отрицательный национальный символ.
348
Альберт Налчаджян
ширения и широкого обоснования она может служить для объяснения многих внутриэтнических, межэтнических и далее международных (межгосударственных) процессов. Например, как только в ранжированных многоэтнических государствах ухудшаются экономические условия, а тем более во время кризисов, начинаются преследования представителей этнических меньшинств, усиливается и более агрессивным становится соперничество между этносами. Нередко процесс подавления и преследования этнических меньшинств принимает характер "борьбы против преступности", маскируется под таким названием, поскольку обычно нет доказательств того, что среди этнических меньшинств процент преступников выше, чем среди доминирующих групп населения. Так, в России в наши дни, когда пишутся эти строки (сентябрь 1998г.), усилились преследования "лиц кавказской национальности", в частности - в Ставропольском крае, в Москве и других городах. В нашем распоряжении много более давних исторических примеров того же явления. Так, в Германии 20—х годов XX же века усиление преследований евреев тоже было связано с внутригерман-скими проблемами, конфликтами между богатыми и бедными, в общем, в значительной степени - экономическими трудностями. Гитлер и его партия национал—социалистов умело воспользовались недовольством немецких мещан и их агрессию направили против евреев1. Сходные явления неоднократно описывались американскими социологами и социальными психологами уже относительно межэтнических отношений своей страны. Войны между народами, как выражение межэтнической агрессивности и ненависти, всегда в качестве одной из своих предпосылок имеют внутренние экономические трудности и связанные с ними внутриэтническис конфликты и агрессивность.
Когда государство многонациональное, в нем наблюдаются и другие сопутствующие явления. Например, когда возникает острый конфликт между доминирующим этносом и одним из подчиненных этносов, сразу "оживляются" и другие этнические конфликты, они вспоминаются и четче осознаются. Так, в
См.: Bullock AlanHitler and Stalin. Parallel Lives. New York, Ramdom House, 1993.
От межэтнической агрессии к внутриэтнической
349
ходе развала СССР многие полузабытые межэтнические конфликты вновь стали актуальными. Во время русско-чеченского конфликта, который вылился в настоящую войну, "шевельнулись" и другие внутрироссийские конфликты. Правда, страх перед возможным возмездием заставляет другие этнические группы до поры до времени скрывать свою враждебную установку к доминирующему этносу, да и к некоторым другим, недоминирующим этносам. Замечено, что в многоэтнических обществах одновременно и явно конфликтуют лишь две этнические группы, а остальные как бы наблюдают за ними, дожидаясь результатов этой борьбы.
В условиях экономического кризиса усиливается также соперничество между разными подчиненными этносами за сферы влияния. Мы уже имели случай говорить о том, как в конце XIX века и в начале XX, когда развернулась национально—освободительная война армянского народа против османского ига, на арену вышли курды, тоже подчиненная этническая группа, но не для совместной борьбы против турецких варваров, а с целью еще больше вытеснить армян и занять исконные их земли. Турецкие главари умело использовали курдов, а после того, как "армянский вопрос" окончательно, как им казалось, решили, направили свою агрессию уже против вчерашнего "друга". В современных многоэтнических государствах (Россия, США и другие) межэтническая борьба выражается также в криминальной сфере: идет борьба между различными этническими мафиозными группами.
Если первую группу этнических конфликтов - между доминирующим этносом и нижестоящим — можно назвать вертикальными, то конфликты между подчиненными этническими группами можно назвать горизонтальными этническими конфликтами.Эти понятия полезны тем, что позволяют в этой области исследований привести в соприкосновение и использвать по крайней мере две теории современной социологии и социальной психологии: а) теорию социальных статусов и ролей; б) теорию социальной мобильности (П. Сорокин и др.). Эти теории — серьезная основа для научного исследования межэтнических явлений, в том числе конфликтов и агрессии. Наша идея состоит также в том, что в полиэтнических обществах идет постоянная борьба и соперничество за социальные стату-
350
Альберт Налчаджян
it!.
сы — как индивидуальные, так и этногрупповые. Эти процессы ярко выражены, например, в США и в России, причем не только в сферах законной деятельности, но и криминальной. В Москве, например, соперничают этнические преступные группы за влияние как в различных областях бизнеса, так и за определенные территории.
А теперь — несколько подробнее о психологических механизмах и основах этого "обратного процесса" — преобразования внутриэтнической агрессивной установки в межэтническую. Такой процесс имеет место, например, тогда, когда уставший от повседневных преследований и забот человек идет на войну против внешних врагов. Бывают случаи, когда, не находя применения своим стремлениям на родине, такие люди идут участвовать в освободительных войнах других народов. Речь идет, конечно же, о случаях добровольного участия. Во время Парижской коммуны, в борьбе болгарского народа против турецких захватчиков и в других войнах участвовали добровольцы иных национальностей, которые не были обязаны это делать. Известный нам современный случай — поступок кубинца ЧеГевары — мы можем понять только с учетом изложенных здесь психологических концепций: он боролся не просто за свободу другого народа, но и потому, что он был в конфликте с Ф. Кастро, претендовал на роль первого лидера Кубы и т.п.
Такие люди меняют направление своей агрессии и ее объект, но от этого претерпевает изменения вся их установка. Из возможных изменений отметим следующие: а) представления о собственном этносе (народе) и о чужом этносе различны. Следовательно, когда внутриэтническая агрессивность преобразуется в межэтническую (и в обратном процессе тоже), преобразуются и сменяются также когнитивные элементы установки. Правда, если как к своему, так и к чужому этносу индивид относится враждебно, то возможно их субъективное уподобление, вследствие чего между когнитивными блоками его двух установок появляются сходства. Это обстоятельство может получить словесное выражения в таких утверждениях, как: "Нет различия между ними", или более грубо: "Одно и то же г...но" и т.п.; б) враждебность, как комплекс чувств и эмоций, направленная на свой народ, не может быть полностью такой же, как в случае другого этноса. Это различие надо исследовать доскональ-
1!
От межэтнической агрессии к внутриэтнической
351
но, мы пока только "чувствуем" его наличие. Предварительно можно сказать, что существуют две разновидности этнической враждебности.В частности, враждебность к своему этносу долгое время может сочетаться с чувствами сожаления, потери желания жить в этой среде, дезорганизацией этнической идентичности человека, особого состояния аномии (или этнической аномии)и т.п. Поскольку человек, у которого развивается ненависть к своему этносу (если он раньше имел с ним положительную идентификацию), переживает глубокое чувство депри-ваиии, у него должны активизироваться также механизмы психологической самозашиты, в частности — рационализация, тенденция самооправдания; в) наконец, и предпринимаемые агрессивные действия в указанных двух случаях не могут быть одинаковыми. Если агрессия, направленная на свой этнос, в основном речевая (острая критика, издевательства, протесты и т.п.), то агрессивность к врагу выражается не только словесно, но и физически: человек стреляет, рубит, уничтожает. Но в случаях прямого предательства бывают также случаи убийства членов своих этнических групп. История знает немало случаев, когда предатели или те, кто остался в истории под таким именем (ярлыком, стигмой), сражались на стороне врагов против своей страны. Так, одно время Ленин призывал превратить войну против немцев в войну против русского царизма и в значительной степени преуспел в этом. Пресловутый Брестский мирный договор был одним из крупных политических актов этого предательства1.
Мы считаем также, что из такой разновидности внутриэтнической агрессии, как преступление с применением насилия, может совершиться переход к межэтнической агрессии. Известно, например, что в годы геноцида армян в Османской империи и в Турецкой республике (1915— 1923 гг.), правители этой страны широко использовали уголовных преступников и разбойников, специально выпущенных из тюрем и вооруженных властями. Такие люди отличались особой жестокостью к своим жертвам, так как обычно отличаются психопатическими чертами: повышенной агрессивностью, эгоизмом, воровскими тен-
' История дипломатии, Т. II. М., ОГИЗ, 1946.
352_______________________________________ Альберт Налчаджян
денциямии т.п. Межэтническая агрессивность преступников—
отдельная тема для исследования.
Уже давно известно, что человек тем более агрессивен и нетерпим к представителям других этносов, чем более подавлен и эксплуатируем в составе своего этноса. Такое социальное положение в своем этносе или государстве обычно сочетается с низким уровнем самоуважения личности.Эти явления стали известны, в частности, в ходе исследования тех людей, которые отличаются своим расистским отношением к этническим меньшинствам своей страны, с особо сильным этноцентризмом1. Низкий уровень самоуважения и агрессивное отношение к этническим меньшинствам являются, по—видимому, взаимосвязанными явлениями.
С другой стороны известно, что люди с высоким уровнем авторитаризмаотличаются расистской установкой к национальным меньшинствам, которых они считают опасными для своего общества2.
Эти широко известные результаты позволяют установить связь с исследованиями авторитаризма и предложить для дальнейшего анализа очень интересную проблему: чем отличаются процессы перехода от межэтнической агрессии к внутриэтничес-кой у авторитарных и неавторитарных лиц?Это чрезвычайно интересная и важная проблема. Ее можно исследовать, например, несколько модифицируя методику Б. Альтмейера3. Более конкретно вопрос сводится к следующему: каким образом авторитарная агрессивностьвыражается в межэтнических отношениях, как она переходит во внутриэтническую среду, на кого в первую очередь направляется и т.п. ? Предположительно можно также сказать, что внутри своего общества преобразованная агрессия авторитарной личности должна направляться в первую очередь на девиантных лиц и группы таких людей, которых авторитарные личности изначально не любят4. Разделив испытуемых на "высоких" и "низких" авторитарных, затем уже можно более дифференцированно исследовать их меж— и внутри-
1 Adorno Т. W.et. al., The Authoritarian Personality. Abridged Ed., N. Y., 1982. - Adorno T. W.et. al., Op. cit.
3 Altemeyer B.Enemies of Freedom: Understanding right—wing authoritarianism. San
■Francisco: Jossey-Bass, 1988.
4 См.: Смелаер Н.Социология. Изд-во "Феникс", М., 1994, гл. 7.
От межэтнической агрессии к внутриэтнической
353
этническую агрессию, различия механизмов проекции, атрибуции и рационализации, которыми они пользуются. Это уже конкретный путь исследования.
В предыдущих параграфах мы говорили о тех принципах и механизмах, с помощью которых межэтническая агрессивность преобразуется во внутриэтническую. Здесь же мы видели, что обратный процесс перехода от внутриэтнической агрессии к межэтнической имеет свои дополнительные особенности и механизмы. Исследование совокупности всех этих индивидуально-психологических, социально-психологических и сугубо этнопсихологических механизмов позволит нам значительно углубить наше понимание внутриэтнических и межэтнических отношений, логикии психологики этих отношений,взаимных переходов и возможных сочетаний вышеназванных двух враждебных установок и агрессивных действий. Но для этого следует отдельно рассмотреть природу так называемого враждебного комплекса, который уже привлек внимание психологов.
§ 9.5. Операторы преобразований агрессии
После того, как мы описали механизмы преобразования межэтнической агрессии во внутриэтническую, а также обратного процесса, полезно попытаться описать эти процессы более формально и даже символически. Преобразование— это операция или ряд операций, которые превращают одну структуру в другую. Следовательно, должны существовать операторы,которые осуществляют такие операции. Преобразование межэтнической агрессии (структуры целого ряда действий) во внутри-этническую агрессию (т.е. в другую структуру) мы считаем процессом осуществления ряда психологических операций.
Для того, чтобы понять, что происходит при этом, следует определить структуру межэтнической и внутриэтнической агрессии, а также то, из каких шагов (действий, операций) состоит превращение межэтнической агрессии (МА) во внутриэтническую агрессию (ВА).
Для случая конфликта двух этносов Эт и Э2 обозначим субъектов агрессии (т.е. агрессоров) СЭ1 и СЭ2, а объекты (т.е. жертвы агрессии), соответственно ОЭ1 и ОЭ2.
354
Альберт Налчаджян
Операция превращения МА в ВА состоит из некоторых операций: а) замены (субституции) объектаагрессии при сохранении ее субъекта. Это означает, что если вначале агрессия Сэ. была направлена на ОЭ2 (СЭ1 - ОЭ2), то теперь этот же субъект
изменяет направление своих агрессивных действий следующим образом: СЭ1 — ОЭ1). Это означает, что объект (жертву) он выбирает из числа членов своей этнической группы; б) меняется интенсивность агрессии,она, например, становится слабее, хотя это не единственная возможность; в) вследствие замены объекта агрессии происходит процесс перемещенияагрессии от члена другого этноса на члена своего этноса; г) обобщение агрессии и ее перенос на группу (или же от чужой этнической группы на свою группу или на ее отдельных членов); д) часть первоначальной МА может сохранить свой прежний объект ОЭ2, а
это означает, что первоначальная агрессия (как вид психической энергии) расщепляетсяна два потока. Это расщепление -еще одна психологическая операция; е) часть первичной межэтнической агрессии может сублимироваться:это еще одна, но уже весьма сложная психическая операция. Например, подавляя и преобразуя свою МА, человек может работать творчески (к примеру, научно исследовать межэтнические конфликты и явно или замаскированно выразить свою агрессивность к враждебной этнической группе).
Обратные операции.Все описанные выше операции, по-видимому, являются обратимыми.То, что ВА может превратиться в МА, не вызывает сомнения. В этом случае имеют место следующие операции: превращение части ВА в МА; замена объекта агрессивных действий (субституция); перенос агрессии от ОЭ1 к ОЭ2, перемещение вектора агрессии от члена своего этноса на весь чужой этнос или на его отдельных представителей; обобщение агрессии, направление ее на всю этническую группу Э2; вытеснение агрессивной установки к своему этносу Э, и ее сублимация; проекция (и атрибуция) определенных черт на Э2, вследствие чего появляется психологическая возможность перемещения (трансфера) агрессии на Э2, дегуманизация этого чужого этноса; сублимация части В А и создание идеологии или же (хотя бы) восприятие и использование идеологии, создан-
От межэтнической агрессии к внутриэтнической
355
ной другими: такие идеологии обосновывают и оправдывают межэтническую агрессию.
Из приведенного описания видно, что переход от МА к ВА, как и обратный процесс, являются комплексами операций(КО),
которые осуществляют преобразование агрессии. Тут перед нами два таких комплекса: КО, и КО2. При этом можно проследить изменения самих этих операций (механизмов и их динамики) при переходе от одного комплекса к другому. Например, проекция в составе КО, направлена на членов своего этноса, а в составе КО2 — на членов другого этноса.
Процессы действия этих сложных операторов (комплексов операций) более сложны. Например, в результате ряда проекций и атрибуций происходят процессы стереотипизации, которые тоже являются операциями, причем очень сложными подтипами КО или операторами. Здесь, по—видимому, имеются две разновидности этого КО: оператор созданияавтостереотипов (КОа) и оператор создания гетеростереотипов (КОг).
Сложность психических процессов отдельных этнофоров и групп состоит еще и в том, что все описанные выше операции и операторы могут действовать одновременно или параллельно. Например, человек может одновременно создать (или воспринимать) как автостереотипы, так и гетеростереотипы.
О способности к преобразованиям агрессии.Очевидно, что если в процессах преобразования МА в ВА (и обратно) участвует так много психологических механизмов и операций, они не могут быть одинаковыми у всех людей и групп. Должны существовать индивидуальные различия по способностям использования этих механизмов. Если упрощенно говорить о существовании совокупности правил(т.е. операторов) преобразования, то можно утверждать, что люди в различной степени владеют этой способностью. Речь идет фактически о психических структурах, которые у разных людей и этнических групп развиты в различной степени. Под внешними поведенческими (в том числе словесными) выражениями агрессии лежат описанные когнитивные структуры. Иначе говоря, и здесь процессы происходят на различных уровнях. Когда речь идет о словесной агрессии, мы можем видеть возможность применения в этой области теории порождающих (генеративных) и трансформирую-
356 Альберт Налчадэкян
щих грамматик Н. Хомского. Открываются новые перспективы исследования агрессивного поведения человека. Исследованию подлежит, например, такая проблема: каким образом в процессе социализации приобретаются описанные правила преобразования? И каким образом они функционируют, как можно предположить, на подсознательном уровне?
Возможно, что эта попытка частичной формализации и более подробного описания механизмов, участвующих в преобразованиях агрессии, позволят расширить и углубить психологическую теорию человеческой агрессии.
Враждебный комплекс
Какие эмоции, чувства и познавательные элементы составляют структуру комплекса враждебности(или враждебного комплекса)?Какое место в нем занимают ненависть и агрессивные тенденции? Чем отличаются эти комплексы в обсуждаемых нами двух случаях: когда направлены на свой или на другой этнос?
Начнем со следующего утверждения: установка к собственной нации (этносу, народу) всегда амбивалентна, в то время как установка к враждебному этносу может быть однозначной, т.е. свободной от амбивалентности. Собственный народ и любят, и ненавидят. Любят положительные черты и достижения, его символы и традиции. Ненавидят же недостатки, которые делают его похожим на врагов. Враждебный этнос только презирают и ненавидят, хотя и здесь враждебный комплекс редко дан в "чистом виде". В тех случаях, когда человек достигает самых высот морального развития, он становится гуманистом, т.е. любит людей, человека вообще. Он руководствуется общечеловеческими моральными ценностями и принципами1. В этом случае его ненависть к врагу уже не может быть простым и "чистым" чувством. Убивая врага, человек с таким уровнем развития все же будет жалеть, что ему пришлось поднять руку. на другого человека, лишить его жизни, что его вынудили
Kohlberg L.Essays on moral development. Vol. 1: The Philosophy of moral development. N. 1., Harper and Row, 1981; Vol 2: The psychology of moral development. N. Y.: Harper and Row, 1984; FrommE. The Art of Loving. N. Y., Harper and Row, 1974.
От межэтнической агрессии к внутризтнической
357
убить человека потому, что тот был намерен убить его и его детей. В целом подобные переживания приводят к смягчению агрессивности человека.
Когда человек убивает представителя своей нации, то тем самым он убивает и часть своего народа, а следовательно -часть самого себя. Именно психологическая идентификация (отождествление) со своим народом создает ту фундаментальную разницу, которая существует между внутриэтнической ненавистью и ненавистью к враждебному этносу. Если объекты установок так различны, то и комплекс ненависти, как психологическая когнитивно-эмоциональная структура, в этих двух случаях не может быть полностью идентичной. Мы считаем, что при дальнейшем углубленном исследовании этих явлений следует в полной мере опираться на достижения психологии эмоциональной жизни человека1.