В. Экономические жертвы ради независимости
Но не только доминирующие этносы готовы идти на экономические жертвы ради решения своих этносоциологических и этнополитических задач. На не менее огромные жертвы готовы идти угнетенные народы ради своего освобождения от гнета других народов. История национально-освободительной борьбы народов против колониализма и империализма предоставляет в наше распоряжение огромное количество фактов, доказывающих справедливость такого вывода. Желая получить политическую независимость, народы терпят неимоверные экономические трудности. Эти фрустрации и стрессы, однако, компенсируются национальной гордостью,переживаемой в ходе успешной борьбы и создания независимого государства. Борьба за национальное освобождение идет наперекор ожидаемым экономическим трудностям. Правда, в каждом народе есть группа людей, не желающих идти ни на какие жертвы и выступающих против освободительного движения.
Следует также иметь в виду, что новая национальная "элита", организуя такую борьбу, обычно получает не только
1 Верфель Франц.Сорок дней Муса—Дага. Ереван, "Айастан". 1984. 3 См.: Wait, N. G. L., Op.cit.
Дополнительные вопросы этнической самозащиты 217
власть, но и экономическую выгоду и обычно сама мало страдает от кризиса. Например, в независимых государствах, возникших после распада СССР, лидеры, проводя приватизацию государственной собственности, по существу стали хозяевами огромных богатств: новая "элита" присвоила значительную часть прежнего государственного имущества, заводов, зданий и т.п., причем нередко криминальным путем.
Итак, если на уровне всего этноса и общества борьба за независимость связана с большими экономическими жертвами, этого нельзя сказать о всех слоях общества, особенно о новых лидерах. Они выигрывают и в политическом, и в экономическом отношении, в то время как многие другие страты терпят огромные лишения и фрустрации.
Приведем пример других стран. Так, считается, что если в Шри—Ланке тамилы, уже многие годы ведущие борьбу за независимость, получат ее на своих засушливых землях, будут жить значительно хуже, чем сейчас: тем не менее они ведут вооруженную борьбу и, несмотря на большие людские потери, не намерены остановиться на полпути. Точно так же франко-канадцы, пусть мирными средствами, уже многие годы борются за независимость, хотя и ясно осознают возможность значительных экономических потерь.
Поэтому когда речь идет о причинах межэтнических конфликтов и путях их разрешения, только экономическими мотивами мало что можно объяснить, как это пытались делать некомпетентные в этнополитике руководители СССР в конце 80—х годов, в частности, в связи с карабахским конфликтом. Материалистический подход не в состоянии объяснить такие явления, как независимость, достоинство, национальная гордость, национальная символика и их огромное внушающее воздействие, другие этнопсихологические и социологические факторы. Без учета этнопсихологических факторов невозможно объяснить интенсивность чувств, аффектов и стремлений, которые возникают в ходе таких конфликтов, какие имеют место в Ирландии, Арцахе и в других странах.
Изучение этнического конфликта в Северной Ирландии тоже показало, что поведение конфликтующих этнических групп определяется не столько четкими экономическими расчетами (т.е. "конфликтом интересов"), сколько такими факторами,
218
Альберт Налчаджян
как доминирование или автономия, законное место в обществе или в международных отношениях, символы престижа и т.п. Все названные - этнопсихологические явления1.
Литература
1. Бромлей Ю. В., Полольный Р. Г.Человечество — это народы. М.,
"Мысль", 1990.
2. ГумилевЛ. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.
3. ЕремеевД. Е. Этногенез турок. М., 1971,
4. КиракосянДж. С.Младотурки перед судом истории. Ереван, "Айа-
стан", 1986.
5. Косвен М. О.Семейная обшина и патронимия. М., 1963.
6. НалчаджянА. А.Социально—психическая адаптация личности. Ере
ван, Изд—во АН Армении, 1988, Гл. 1—2.
7. Horowitz D. L.Ethnic Groups in Conflict. University of California Press,
Berkley a. o., 1985.
8. Tajfel H. (Ed.)Social Identity and Intergroup Relations. Cambridge:
Cambridge University Press. New York, 1993.
9. Wait, R. G. L.The Psychopathic God: Adolf Hitler. De Capo Press, New
York, 1993.
См.: Tajfel, Henri (Ed). Social Identity and Intergroup Relations. Cambridge:Cambridge Univ. Press, 1983, p. 277.
ЧАСТЬ 2. Агрессивная этнозащита
Глава 6. Внутривидовая и межвидовая агрессия
В |
се виды животных время от времени ведут себя агрессивно как во взаимодействиях с представителями своего вида, так и во время контактов с животными других видов. В первом случае мы имеем дело с внутривидовой агрессией,а во втором — с межвидовой.Есть ли различия между этими двумя разновидностями агрессии? Вопрос этот немаловажный и приводит к постановке новых проблем о различных аспектах человеческой агрессивности, поэтому следует обсуждать его на основе этоло-гических и психологических фактов.
Межвидовая агрессия
Между видами животных агрессия вспыхивает в некоторых специфических случаях, а в целом, как ни удивительно, межвидовая агрессия встречается реже, чем внутривидовая. К этому мы вернемся в следующем разделе, а теперь посмотрим, в каких случаях между видами возникает агрессия. Конрад Лоренц1 и другие этологи указали на то, что даже живя на одной территории, различные виды животных часто не вмешиваются в жизненные процессы друг друга. Виды животных исчезают или превращаются в новые виды не вследствие межвидовой агрессии, а в результате мутаций и отбора новых признаков. Отбор сохраняет те особи, которые обнаруживают лучшие способности к адаптации.
Есть специальные случаи интервидовой агрессии. Каждое животное защищается с помощью агрессивных действий, когда его загоняют в угол. В борьбе против видов, служащих пи-Щей, используются самые жестокие формы агрессии. Это аг-
1 См.: Lorenz К. On Aggression. 4th printing. Harcourt, Brace and World, New York, 1967, pp. 20—21; (Есть русский перевод: Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"). Пер. с нем., М., 1994).
Альберт Напчаджян
рессия хищника.Хищник — всегда убийца. Опасные для жизни противника формы агрессии животные применяют и в тех случаях, когда животное встречается с животными, которые не служат для него пищей, но стоят на пути хищника к удовлетворению своих потребностей в пище.Иначе говоря (если использовать термины из области психологии человека), крайне жестокие формы агрессии хищники применяют к другим животным - фрустраторам.
Наконец, самые решительные и разрушительные агрессивные действия предпринимаются животными в тех случаях, когда они защищают своих детенышей: тут животное пускает в ход самое опасное оружие, которое имеется в его распоряжении.
Межвидовая агрессия животных тесно связана с территории альным инстинктом, т.е. с внутренней наследственной тенденцией защищать занятую для проживания и размножения территорию от вторжения других животных.
Все эти формы борьбы против представителей других видов животных понятны: это борьба за существование вида и индивида. Более сложно ответить на вопрос о том, для чего нужна внутривидовая агрессия.