А. Этническое самосознание и этнозащита
Во многих странах люди, начиная с раннего детского возраста, четко осознают свою этническую принадлежность и при общении предпочитают членов своей этнической группы. Когда их об этом спрашивают, они членов своей группы характеризуют положительно, а других — менее положительно, или даже с помощью отрицательных прилагательных, стереотипов. Многочисленные эмпирические исследования в целом подтверждают эту точку зрения, хотя дети менее этноцентричны, чем взрослые.
Так, во время одного исследования, проведенного среди студентов—африканцев, задавались открытые вопросы: "Кто вы?", "К какой национальности вы принадлежите?", "Какая страна ваша?". — Эти вопросы в подавляющем большинстве случаев вызывали этнические ответы,если даже были предложены так, чтобы создать установку на "нацию", а не на этнос1.
Этничность, племенность (трибализм), осознание себя членом скорее этноса, чем многонационального государства -очень распространенное явление. Люди обычно предпочитают иметь дело с представителями своего этноса, поскольку в его среде чувствуют себя более защищенными. Такова ситуация в США, что отмечают американские авторы, такой была ситуация также в СССР, в других полиэтнических обществах. Така отвечая на вопросы исследователей, многие опрошенные в Га{не ожидали лучшего обращения со стороны бюрократов своег этноса и более неблагоприятного - со стороны чиновников! принадлежащих другим этническим группам. Чужие этничесН кие группы описываются в нелестных и дискредитирующие! выражениях. Обсудив данный вопрос, Д. Горовиц заключает.^ "В целом этническая идентичность четко осознается, поведение, основанное на этничности, нормативно санкционировано, и этничность часто сопровождается враждебностью к членам других групп"2.
1 См.: Kltneberg О. and M. Zavalloni,Nationalism and Tribalism Among Arrican Students. Paris and The Hague: Mouton, 1963, p. 131; Horowitz D. L.,Op. cit., p. 6 (В этой книге приведен ряд других сходных фактов).
' Horowitz D. L., Op.cit., p. 7.
Этнические защитно—адаптивные комплексы_________________ /£5
Такая констатация фактов верна, но требует психологического объяснения: почему положительная установка к своему этносу должна порождать отрицательную установку к другим этносам?Является ли сосуществование в психике человека этих двух взаимосвязанных и, возможно, взаимообусловленных, установок специальной формой этнической самозащиты, т.е. механизмом сохранения этноса?Одним из путей проверки данной гипотезы могло бы стать исследование процессов параллельного возникновения авто— и гетеростереотипов у представителей одного этноса: обусловлено ли рождение положительного автостереотипа рождением отрицательного гетеростереотипа? Почему положительные чувства к одной группе должны обязательно сопровождаться отрицательными чувствами к другой группе?
Б. Социальная обратная связь, я—концепция и этническая
Самозащита
К. обоснованию утверждения о том, что этническая я~концепция является защитным образованием, можно подойти и с другой стороны.
Мы уже многократно указывали на то, что этническая я—концепция существует как на индивидуальном, так и на общеэтническом и групповом (например, семейном) уровнях. От чего зависит устойчивость или изменчивость этой сложной психической структуры? Рассмотрим несколько утверждений, которые в совокупности составляют гипотезу.
1) Когда человек получает от других людей, особенно от членов других этнических групп, такую информацию (этносоциальную "обратную афферентацию"), которая совместима со своей этнической я—концепцией, тогда эта структура остается неизменной и даже становится еще более устойчивой. Это одна из главных причин того, что мы так чувствительны к мнениям других этносов о нашем народе и о нас лично как его представителе; 2) когда воспринимаемая информация несовместима с его этнической я—концепцией, индивид стремится всячески защищаться от нее. Есть для этого несколько способов: игнорировать эту информацию, дискредитировать ее и ее источник, объявив ее ложью, а ее источник — лживым. Если эта цель удается, этническая я—концепция или совсем не меняет-
186______________ ._________________________ Альберт Налчаджян
ся или в ней наблюдаются незначительные изменения. Защита структуры этнической я—концепции — зтнозащитный процесс;3)
в том случае, когда этнофору не удается дискредитировать неблагоприятную для образа этноса информацию и ее источник или игнорировать ее, тогда вероятность изменения этнической я—концепции увеличивается. Информация воспринимается, попадает в психику человека и начинает взаимодействовать с его индивидуальным этническим самосознанием, в котором, как мы знаем, в определенной мере представлена также общеэтническая я—концепция; 4) мы знаем, что индивид защищает свое самосознание и его подструктуры, используя различные "классические" механизмы1. Поскольку этносы тоже имеют потребность в психологической защите и осуществляют такую самозащиту, то наблюдаются качественно более высокие явления — этнозащитные процессы и механизмы. Этносы тоже защищают свою я—концепцию, а с ее помощью (используя ее в качестве защитного комплекса) — свою культуру, политическую самостоятельность и другие аспекты своего психического склада.