Защитные механизмы и этническая символизация
Уже при обсуждении психологии этнических символов и особенно процессов символизации, мы видели, что символы не только связаны защитными механизмами, но и являются результатом активности некоторых из них. Здесь нам остается обсудить несколько специфических вопросов. При этом мы будем исходить из той точки зрения, что процессы этнической символизации всегда играют этнозащитную роль:это одна из основных функций данных процессов.
А. Перемещение, вытеснение и этническая символизация
В психической жизни человека значительное место занимает механизм перемещения.Данный механизм в психике человека, в частности, в подсознательной сновидной активности, выступает в различных формах: а) определенный элемент скрытого (латентного) содержания сновидения заменяется каким—либо далеким образом и этим путем намекается;б) психический акцент от значимого элемента перемещается на незначимый. — Когда речь идет о процессах образования сновидений, то с помощью этих процессов сновидения принимают странный характер. Как заметил 3. Фрейд, создается впечатление, что психика ("бессознательное я") прилагает усилия для того, чтобы подлинный смысл сновидения оставался непонятным'.
1 См.: Фрейд 3. Толкование сновидений. М., 1913, гл. 4; его же: Введение п психоанализ. Лекции. М., "Наука", 1989, Часть 2.
Этнозащитные механизмы и процессы
149
Одно высказывание 3. Фрейда относительно работы механизма перемещения и результата его работы — замены (субституции) имеет прямое значение для понимания путей образования символов вообще и этнических символов — в частности.
"Нас нисколько не удивляет, например, когда старая дева обращает свое нежное чувство на животных, когда холостяк становится страстным коллекционером, когда солдат кровью своею защищает кусок пестрой материи, называемой знаменем, или когда Отелло приходит в ярость при виде найденного носового платка,- все это примеры психического передвига-ния. То, что, однако, тем же путем и по тем же законам решается вопрос, что имеет право дойти до нашего сознания и что должно оставаться за его пределами,— это производит на нас впечатление чего—то болезненного: в бодрственной жизни мы назвали бы это ошибкой в мышлении"1.
Исходя их этих замечаний 3. Фрейда, в процессе символизации мы можем выделить два этапа: а) процесс перемещенияпсихической установки с одного элемента (объекта) на другой; б) процесс замены(субституции) первого элемента вторым. Эти процессы сопровождает вытеснениепервого элемента, его забывание. Вот именно эти представления можно применить в области исследования этнической символизации: хотя национальные и другие символы представляются простыми объектами исследования, их появление связано с весьма интересными и зачастую сложными психическими процессами, в том числе защитными.
В этнической психологии высказанные идеи о механизмах символизации могут быть весьма полезными, но при исследовании разновидностей перенесения в процессе символизации, а также контрперенесения (контртрансфер), которое, как мы считаем, лежит в основе того, что со временем некоторые этнические символы теряют для этноса свое значение и ценность. Следует также выяснить, скакими другими психическими механизмами связано перемещение, в частности, с проекцией, интроекцией и другими, с механизмом сгущения,который тоже часто работает в сновидениях.
Фрейд 3. Толкование сновидений, с. 142.
150
Альберт Налчаджян
Исследование всех этих вопросов позволит создать очень интересную область этнической психологии. Здесь следует отметить еще раз, что процесс символизации имеет, кроме остального, также этнозащитную функцию.