Теория конвергенции двух факторов

В начале XX в. было накоплено уже достаточно фактов о влия­нии наследственности на развитие ребенка. С другой стороны, был получен большой массив данных, свидетельствующих о том, что и средовые условия тоже оказывают соответствующие воздействия. В. Штерн [102] попытался преодолеть односторонность прежних теорий и сформулировал теорию двух факторов. Согласно этой тео­рии, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — наследственности и внешних условий сре­ды. Определение, данное Штерном, было преобразовано в выраже­ние, широко используемое как сторонниками, так и противниками теории двух факторов — «развитие определяется Х-единицами на­следственности и Y-единицами среды». Вся детская психология первой половины XX в. пыталась разгадать смысл этой математи­ческой формулы: чему равен X и чему равен Y? Анна Анастази, один из ведущих специалистов в области тестологии (психодиагно­стики), писала [3], что любое поведение основывается одновременно и на наследственном, и на средовом факторах. Следовательно, зада­ча состоит в том, чтобы определить пропорциональный вклад на-

68 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Теория конвергенции двух факторов - student2.ru следственных и средовых факторов в наблюдаемые индивидуаль­ные различия поведения ребенка.

Рассмотрим основные положения теории В. Штерна с помощью

метафоры. Зерно, брошенное в почву, прорастает. Что это будет_____

пшеница, рожь, гречиха, другое растение — предопределено наслед­ственностью. Но если это зерно попадет в неблагоприятные усло­вия — засуху, заморозки, — оно не реализует свой потенциал и не прорастет. Наследственность определяет, что произрастет, в соот­ветствии с планом развития, а среда создает условия для реализа­ции этого плана. Штерн сформулировал четыре основных положе­ния, раскрывающих вклад наследственности и среды в психичес­кое развитие ребенка. Из этих положений следует, что ведущую роль играет фактор наследственности, а среда выступает как лак­мусовая бумажка, проявляющая свойства среды.

Положение первое: В. Штерн постулировал существование двух врожденных наследственно предопределенных целей, предполагаю­щих наличие потребности и удовлетворяющего ее механизма. Пер- вая цель — стремление к самосохранению. Вторая — стремление к саморазвитию, включая физический рост и духовное созревание. Психическое развитие определяется двумя указанными тенденци- ями. Тенденция к саморазвитию обусловливает развитие и возник­новение новых, более адаптивных и совершенных способностей, а тенденция к самосохранению стабилизирует достижения развития.

Положение второе: определяет закономерности развития спо­собностей. Говоря о способностях, В. Штерн считал необходимым различать задатки и свойства. Задатки однозначно определены на­следственностью, задавая верхний предел или «потолок» развития способностей человека. Способности почти всегда заключаются в задатках, которые есть потенциал развития, «указания на будущее», открывающие известный простор, в пределах которого действуют воспитание и окружающая среда. Свойства — это есть реализован­ные способности, которые приобрели благодаря самосохранению из­вестную прочность. Среда может «проявить» или затормозить раз­витие задатков. Если нет благоприятных условий, то задатки оста­ются в скрытом, латентном виде, не проявляются. Однако достигнуть большего, чем заключено в задатках, невозможно ни при каком воспитании. Тем не менее, исследователь допускал, что даже при неблагоприятной среде «талант себе всегда пробьет дорогу». Как только мы сталкиваемся с благоприятными условиями, наши та­ланты «расцветают», и, наоборот, отсутствие задатков фатально пре­допределяет низкий уровень развития способностей. Такой вывод

Лекция 4, Проблема психического развития ребенка в факторном подходе ■ 69

предполагает возможность изначальной дифференциации детей в образовательной системе в зависимости от задатков, что, безусловно, наносит ущерб их психическому развитию и вступает в противоре­чие с Конвенцией о правах ребенка.

Положение третье: касается темпа развития. Темп психическо­го развития также определяется наследственностью и не может быть сколько-нибудь существенно изменен средой и воспитанием. Одна­ко пренебрежение воспитанием может, по словам В. Штерна, зна­чительно замедлить темп развития, приведя к тому, что не будет достигнут верхний предел развития способностей, определенный задатками.

Положение четвертое: состоит в том, что последовательность и содержание стадий развития определены наследственностью. Так, в дошкольном возрасте, «возрасте игры и сказки», от трех до семи лет, независимо от исторической эпохи и культуры ребенок очень восприимчив к сказке и игре. Штерн считал, что возникновение игры обусловлено наследственно созреванием двух инстинктов, двух способностей — способности к фантазии, воображению, и инстинк­том игры. По мере созревания инстинктивных способностей все дети начинают играть. Другое дело — во что они играют, вот это определяется средой. В частности, все девочки играют в «дочки-матери», в семью. Но какой будет семья в игре — полной или не­полной; будут ли братья и сестры; какими будут родители: строги­ми, авторитарными, склонными к наказаниям, или ласковыми, за­ботливыми, всепрощающими, — все это определяется средой. Таким образом, мы видим, что в концепции В. Штерна ведущую роль игра­ет фактор наследственности, а среда лишь проявляет задатки как потенциальные возможности развития.

Особые ожидания в отношении теории двух факторов были свя­заны с созданием нового — близнецового метода. Он основан на сравнении развития близнецов с идентичной (монозиготные) и раз­личающейся (дизиготные) наследственностью, воспитывающихся в одинаковых и различных (разлученные близнецы) средовых усло­виях. Сторонники теории двух факторов надеялись с помощью близ­нецового метода количественно оценить вклад каждого из факто­ров в развитие психологических свойств и способностей личности. ' В дальнейшем метод был распространен на изучение сходства в - развитии испытуемых, различающихся по степени родства: детей и родителей, братьев, дядей и племянников и пр. Близнецовый метод основан на сравнительном изучении показателей психического развития родственных пар на разных этапах онтогенеза с целью

70 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Теория конвергенции двух факторов - student2.ru выявления вклада наследственности и вклада среды в психическое развитие. Предполагалось, что высокая корреляция между показа­телями психического развития пары свидетельствует о роли на­следственности, низкая — о роли среды. Проведенные дорогостоя­щие и трудоемкие близнецовые исследования, например Миннесот-ское исследование 1979г., где сравнивалось сто пар близнецов, обнаружили значительную вариативность полученных данных. Было показано, что нет фактов, которые позволили бы полностью объяснить развитие взаимодействием двух факторов — наслед­ственностью и средой. Необходимо учитывать и другие, скрытые от исследователя переменные. А. Гезелл, являющийся, по оценке Л. С. Выготского, представителем эволюционного нативизма, писал, что развитие не есть простая функция, полностью определяемая X-единицами наследственности и Y-единицами среды. За пределами самых элементарных поведенческих реакций поведение не подда­ется разложению на эти составляющие. По мнению А. Гезелла, не­обходимо искать причины развития в самом процессе, поскольку развитие представляет собой непрерывный, самообусловливаемый процесс, а не «марионетку, управляемую дерганием двух ниточек» [31]. Вывод разочаровывающий. Было потрачено столько сил, вре­мени, энергии, но фактов, позволяющих чётко указать вклад наслед­ственности и среды, — найти не удалось. Вместе с тем попытки количественно оценить роль наследственности в развитии до сих пор сохраняют актуальность. Примером служит хорошо извест­ный вывод А. Дженсена о том, что интеллект ребенка на 80% опре­деляется наследственностью и только на 20% — средой.

Итак, близнецовый метод обнаружил необходимость расширения круга детерминант, определяющих закономерности психического развития ребенка. Второй вывод состоял в том, что влияние среды не является прямым, а опосредованно активной действенной позицией самого ребенка. Это положение может быть проиллюстрировано при­мером феномена близнецовой ситуации, хорошо описанной в рабо­тах Р. Заззо, французского исследователя, представителя генетичес­кой школы психологии. Заззо удалось показать, что близнецы обра­зуют устойчивую диаду, которая характеризуется ограниченностью контактов с социальным окружением. Кроме того, в рамках этой диады происходит распределение функций, ролей, позиций, что и приводит к формированию индивидуальных различий. Обычно два близнеца ограниченно общаются со сверстниками и меньше с роди­телями. Поэтому близнецы позже начинают говорить, поскольку не могут быть друг для друга моделью, источником речевого опыта.

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе ■ 71

Вторая особенность в том, что они образуют команду, в которой струк­турированы позиции и распределена ответственность, поэтому в близ­нецовой группе происходит жесткое закрепление функций. Близне­цовая ситуация показывает, что именно позиция, активность ребен­ка, а не наследственность и не среда определяет индивидуальные различия между детьми. Известно, что в большинстве случаев близ­нецы очень сильно различаются по своим личностным особеннос­тям. Более того, часто они как бы дополняют друг друга. Например, один активен, с лидерскими наклонностями, бойкий, а второй предпо­читает находиться в тени первого, обнаруживает большую зависи­мость и склонность к подчинению. Отношения, складывающиеся между близнецами, а не наследственность или среда определяют осо­бенности их развития. Плюс к этому конкуренция близнецов за вни­мание и ласку родителей. Возникающая ситуация рождает разли­чия в их взаимоотношениях. С одной стороны, каждый стремится к самоутверждению, а с другой — к сотрудничеству с близнецом как партнером. Вариантами могут стать соперничество, подчинение, рав­ноправие. Даже на примере этих вариантов видно, что благодаря деятельности и общению близнецов создаются условия, приводящие к существенным различиям как личностных особенностей, так и умственного развития. Это еще раз подчеркивает важную роль ак­тивной деятельностной позиции самого субъекта развития.

Необходимо также уточнить понятие «наследственность». В тео­рии двух факторов наследственность понимается как биологичес­кий, органический фактор. Однако не учитывается, что наследствен­ность человека социально детерминирована и представляет собой продукт исторического развития. Наследственное, генетическое нельзя противопоставлять социальному. Функции генотипа в пси­хическом развитии включают типизацию как формирование об­щевидовых свойств, так и индивидуализацию как формирование индивидуальных различий. Хроногенетика определяет закономер­ности развертывания генетической программы во времени. Само влияние наследственности опосредовано средовыми условиями и общением со взрослым.

Таким образом, можно сделать вывод, что все попытки свести закономерности развития к взаимодействию среды и наследствен­ности потерпели фиаско. Возникла проблема определения значе­ния активности и общения ребенка со взрослым. Решение этой проблемы было дано в рамках культурно-исторического подхода, развиваемого в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эль-конина, А. В. Запорожца.

Лекция 5

Наши рекомендации