Развитие детства в истории общества

Итак, каковы закономерности развития детства в истории об­щества? Детство не остается неизменным, а меняется с новыми ис­торическими эпохами. Детство ребенка архаичной культуры зна­чительно отличается от детства современного ребенка, живущего в России или в Западной Европе. Детство ребенка 1920-х гг. отлича-

Лекция 2. Возрастная психология как самостоятельная научная дисциплина ■ 31

Развитие детства в истории общества - student2.ru ется от детства ребенка начала XXI в. Как меняется детство? Д. Б. Эльконин [104] выделил две следующие закономерности: уве­личение продолжительности детства; изменение структуры детства.

Структура детства — последовательность качественно различ­ных периодов: младенчество, ранний, дошкольный, младший школь­ный, подростковый возраст. Указанные периоды детства существо­вали в истории общества не всегда. Например, вычленение юности связывают с окончанием Первой мировой войны, с началом техни­ческой революции. Юность — период приобретения дополнитель­ных знаний и умений в области профессиональной подготовки. Под­ростковый возраст был выделен в конце XIX — начале XX в. из-за расхождения во времени достижения социальной и половой зрело­сти и маргинальности позиции подростка между взрослым и детс­ким обществом.

Как происходит изменение структуры детства? Д. Б. Эльконин говорит о двух версиях такого изменения. Первая — увеличение продолжительности детства за счет «пристраивания» к концу новых возрастных периодов. Вторая — изменение структуры детства пу­тем «вклинивания» новых периодов. На сегодняшний день в отече­ственной психологии принимается вторая позиция. Исследователь предлагает следующую модель изменения структуры детства [105].

Детство — это период, на протяжении которого ребенок нахо­дится вне производительной и социальной деятельности общества под опекой и протекцией взрослых. Можно выделить две фазы: 1) период морфофизиологического созревания и приобретения фи­зической автономии (умения самостоятельно действовать); 2) пери­од овладения профессиональными знаниями и навыками, необхо­димыми для перехода в новый статус.

В ранние исторические эпохи, когда уровень производства и соответствующих социальных отношений был низким, овладение орудийными навыками осуществлялось ребенком очень рано и не требовало специального обучения. Сразу после достижения опре­деленного уровня физиологической зрелости ребенок включался в жизнь взрослых. Затем уровень технологического развития обще­ства возрастает, профессий становится все больше и для их овладе­ния необходим период специального обучения, выделенный для при­обретения профессии. Период овладения простейшими орудиями труда Д. Б. Эльконин называет предметно-орудийным. Этот период предшествует периоду собственно профессиональной подготовки. Период школьного обучения направлен на усвоение необходимых для овладения профессией теоретических знаний. Дошкольный




32 • Возрастная психология. Конспект лекций

Развитие детства в истории общества - student2.ru возраст возникает тогда, когда ребенок оказывается отчужден от участия в общественной жизни и его главной задачей становится приобретение социальной компетентности и ориентация в соци­альных ролях и отношениях.

Возникновение новых периодов детства предполагает не дост­раивание, а вклинивание новых периодов, в соответствии с новыми задачами, диктуемыми развитием производительных сил и произ­водственных отношений. Вклиниваются периоды детства, отвечаю­щие решению новых задач. Это задачи овладения предметными орудиями (бытовыми предметами), ориентации в системе социальных ролей, норм и правил, усвоения системы теоретических знаний, при­обретения социальной компетентности и профессии. Гипотеза о развитии структуры детства, обусловленном изменением места ре­бенка в системе социальных производственных отношений и рос­том производительных сил, была сформулирована Д. Б. Элькони-ным в контексте обсуждения проблемы социально-исторической природы сюжетно-ролевой игры.

Данная гипотеза получила дальнейшее развитие в работе А. Л. Вен-гера, В. И. Слободчикова и Б. Д. Эльконина [19]. Авторы считают, что в истории общества можно выделить периоды стабильности и кри­зисов детства. В стабильные периоды структура детства сохраняет­ся неизменной, выступая как последовательность периодов, в кото­рых общество культивирует определенные формы сотрудничества, активности и деятельности ребенка. Например, для младшего школь­ного возраста характерны учебная деятельность и школа как ин­ститут социализации. В дошкольном возрасте — активно развива­ются виды деятельности моделирующего типа: игра, рисование, лепка, восприятие литературы. Общество в каждом периоде детства пред­лагает образовательные и воспитывающие формы сотрудничества — нормативные виды деятельности и институты воспитания. Кризи­сы детства — такие моменты в истории общества, когда прежняя структура не обеспечивает оптимального развития ребенка и про­цесса социализации.

Авторы полагают, что в настоящее время очевидны признаки нарастающего кризиса детства. К ним относятся низкая мотиваци-онная готовность значительного числа детей к обучению в школе, распространение явления школьной дезадаптации. Если раньше эти проблемы были уделом отдельных учащихся, то теперь они касают­ся значительного числа детей. Эта тенденция свидетельствует о том, что в дошкольном возрасте не было обеспечено формирование пси­хологической готовности ребенка к школе. Одна из причин такого

Лекция 2. Возрастная психология как самостоятельная научная дисциплина ■ 33

Развитие детства в истории общества - student2.ru положения заключается в том, что нарушена преемственность поко­лений, связи и сотрудничества детей разных возрастов. За последние 20 лет наметилось преобладание одновозрастных детских коллекти­вов, где отношения между детьми строятся как горизонтальные. Если раньше отношения между детьми строились по вертикали: в одной дворовой компании были дошкольники, школьники и даже подрост­ки, то сейчас система организации дошкольного воспитания такова, что дети контактируют только в рамках возрастной горизонтали. Так, в детском саду младшую и подготовительную группы выводят на прогулку отдельно, чтобы старшие не обижали младших. В шко­ле первоклассников изолируют от старших детей, специально закры­вая коридор. Так реализуется жесткая дифференциация по возрасту на уровне детских неформальных групп, семейного и школьного вос­питания. Тем самым нарушается формирование «идеальной формы ближайшего будущего» и направленности ребенка на включенность в новые формы сотрудничества. У подростков второй половины 1990-х гг. возникает новая тенденция — нежелание взрослеть. Подрост­ковый возраст — это маргинальная позиция: я уже не ребенок, но еще и не взрослый. Условием развития является стремление ребен­ка стать взрослым. Сегодня многие подростки в своих сочинениях пишут: «Я не хочу взрослеть, я хочу остаться таким, как я есть, пото­му, что я вижу, как живут взрослые, и я не хочу в эту взрослую жизнь, где обман, предательство, ложь». Раньше такого рода мнение не имело широкого распространения. Тенденция не взрослеть, отказ от перехода к новому статусу — свидетельство кризиса детства. Хре­стоматийно (3. Фрейд, А. Фрейд, Д. Б. Эльконин) подростковый воз­раст трактовался как период автономизации от родителей и семьи, стремления уйти во взрослость, возраст протеста и бунта. Сегодня нередко подростки не хотят эмоционально выходить за пределы семьи, не стремятся к автономии. Это отличает современных подро­стков от подростков 1960-х гг. Если раньше для подростков четко просматривались их жизненные перспективы, то сегодня будущее оказывается весьма неопределенным. Рост подростковых правона­рушений, алкогольной, наркотической, эмоциональной зависимости — очевидная неблагоприятная тенденция. По мнению авторов, эти яв­ления свидетельствуют о том, что переживаемый современным об­ществом кризис находит отражение и в кризисе детства.

Итак, в истории детства существуют стабильные и кризисные периоды. Кризисы детства обусловлены разрывом между жизнью взрослых и жизнью детей, приводящим к обессмысливанию для ребенка видов деятельности, предлагаемых обществом. Отсюда сбои

2 - 6967

34 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Развитие детства в истории общества - student2.ru системы школьного обучения, возникновение псевдошкольной жизни, когда ребенок в дошкольном возрасте погружен в учение, у него отсутствуют игры и другие типичные виды дошкольной деятельно­сти. Авторы ставят перед обществом задачу поиска тех форм со­трудничества и связи между поколениями, которые позволят пре­одолеть этот кризис.

Предпосылки возникновения

Возрастной психологии

как самостоятельной научной дисциплины

Возрастная психология как отрасль научно-психологического знания формировалась под воздействием ряда факторов, главные из которых: возникновение в обществе интереса к детству как особому периоду в жизненном цикле человека; индустриализация и урбани­зация, обусловившие переход к всеобщему общественному образова­нию; переход к классно-урочной системе; введение всеобщей воинс­кой повинности с необходимостью учета возрастно-психологических особенностей воинского контингента при военной подготовке.

В ранние исторические эпохи образование было привилегией избранных, облеченных особым статусом. С развитием науки и ростом производства стало требоваться больше образованных лю­дей. Переход к классно-урочной системе стал своеобразной рево­люцией в системе образования, резко повысившей эффективность обучения. Критерием деления на классы стал хронологический возраст. Возникла необходимость в дифференциации содержания и методов обучения, что обусловило социальный запрос изучения особенностей умственного и личностного развития детей различ­ных возрастов.

Наконец, детская психология получила путевку в жизнь благода­ря прогрессу биологии. В 1877 г. вышла работа Ч. Дарвина «Наблю­дение за поведением человеческого ребенка», ставшая поворотным пунктом в развитии детской психологии. В этой работе английский исследователь впервые сравнивал: онтогенез и филогенез; психику и поведение ребенка с психикой и поведением животных; психику и поведение ребенка и особенности психики первобытного человека.

Категория «развитие» стала важнейшей в ряду понятий психо­логической науки. В психологии всегда было два направления: гуманитарно ориентированная «психология понимания» и естествен­но-научная психология. Детская психология возникла и развива-

Лекция 2. Возрастная психология как самостоятельная научная дисциплина ■ 35

Развитие детства в истории общества - student2.ru лась в контексте естественно-научного подхода, что и определяет ее достоинства и недостатки. Достоинства — опора на принцип детер­минизма, научной доказательности, утверждение идеи непрерывно­сти и всеобщности развития. К недостаткам следует отнести отож­дествление законов онтогенеза человека с онтогенезом животных и интерпретацию развития как процесса адаптации (приспособления) врожденных видовых свойств к меняющимся условиям среды. Эта тенденция биологизации не преодолена до настоящего времени.

Значительным вкладом в создании детской психологии помимо работ Дарвина стали исследования В. Прейера и Г. С. Холла. Физи­олог В. Прейер в 1881 г. опубликовал книгу «Душа ребенка», фунда­ментальный труд о развитии ребенка на протяжении первых лет его жизни [76]. Г. С. Холл обучался в открытой в 1875 г. в Лейпциге первой научной лаборатории Вундта, где впервые были разработаны методы экспериментальной работы. По возвращении в США ученый в 1883 г. в Балтиморе основал первую в мире экспериментальную лабораторию по изучению психического развития ребенка. Эту дату считают рубежной в научном обособлении детской психологии. Г. С. Холлу принадлежит значительная роль в создании в конце XIX в. первого научного журнала и первого научного общества по изучению психического развития детей. Опросы, систематически проводимые в США, многократно выводили ученого на первые места в рейтинге выдающихся психологов мира. В списке заслуг Холла — разработка метода анкетирования. Ведущим экспериментальным методом у Вундта был метод интроспекции, не доступный детям в силу неразвитости рефлексии. Г. С. Холл попытался найти замену этому методу, и попытка оказалась удачной. Метод анкетирования получил в Соединенных Штатах широкое распространение. Тем са­мым было опровергнуто известное высказывание Вундта о том, что детская психология никогда не станет настоящей наукой, потому что ей недоступен единственный научный метод — интроспекции. Г. С. Холл — автор первой научной концепции развития ребенка — концепции рекапитуляции. И наконец, им создана первая концеп­ция подросткового возраста, названного им «возрастом штурма и натиска», до сих пор имеющая высокий индекс цитирования.

Общество было заинтересовано, в первую очередь, в изучении психологии ребенка. Именно поэтому психология развития дли­тельное время оставалась детской психологией. В период 1913-1946 гг. происходила институционализация детской психологии и образование различных направлений, в том числе культурно-исто­рического подхода Л. С. Выготского.

Лекция 3

Наши рекомендации