Теория конвергенции двух факторов в объяснении развития ребенка

В работах В.Штерна эволюционно-биологический подход к объяснению психического развития предстает в форме теории двух факторов и их конвергенции (сближения). Согласно В.Штерну, ре­бенок — это организм, который при появлении на свет уже имеет

Теория конвергенции двух факторов в объяснении развития ребенка - student2.ru Ариес Ф. Возрасты жизни //Философия и методология истории. М-, 1977.

Выготский ДС. Собр.соч.: В 6 т. ТА М.,1984.



Раздел I, Введение в психологию развития человека

Глава 2. Психическое развитие человека в трудах зарубежных психологов 47



           
  Теория конвергенции двух факторов в объяснении развития ребенка - student2.ru
    Теория конвергенции двух факторов в объяснении развития ребенка - student2.ru
 
    Теория конвергенции двух факторов в объяснении развития ребенка - student2.ru

П.Жане (1859—1947)— французский психолог, психиатр. Свою концеп­цию определил как пси­хологию поведения, в ко­торой психические про­цессы рассматриваются как часть поведения, дей­ствия, активности субъ­екта.

Развитие ребенка происходит в процессе усвоения традиций, обычаев, верований, представлений и чувств дру­гих людей. Воспринятые ребенком из­вне мысли и эмоции определяют харак­тер его душевной деятельности и осо­бенности восприятия окружающего ми­ра. Усвоение социального опыта проис­ходит благодаря подражанию, которое в социальной жизни имеет такое же значе­ние, как наследственность в биологии.Со способностью к подра­жанию ребенок рождается. Во французской социологической шко­ле был выявлен механизм формирования внутреннего мира ребен­ка — интериоризация как переход внешнего во внутреннее.

Видным представителем французской социологической шко­лы является П.Жане. Он полагал, что психика человека социально обусловлена и что развитие ее заключается в формировании систе­мы многообразных связей с природой и обществом. Под связями П.Жане понимал действия как формы отношения человека к ми­ру. Среди них наиболее значимы социальные действия, выражаю­щиеся в отношениях сотрудничества. Социальные взаимоотноше­ния между людьми являются основой развития каждого человека. Характерным для французской психологической школы явля­ется выделение уровней развития ребенка. П.Жане выделяет четы­ре таких уровня. Первый уровень характеризуется развитием мо­торных реакций (приближения и удаления), где значимыми явля­ются не сами реакции, а их социальная обусловленность. Второй уровень — развитие перцептивных действий, на котором формиру­ются образы восприятия и представления памяти. Эти психологи­ческие образования также ориентированы на взаимодействия с другими. Третий уровень — социально-личностный — характери­зуется возможностью ребенка согласовывать свои действия с дей­ствиями другого человека. Четвертый уровень — интеллектуально-элементарное поведение. На этом уровне развивается речь ребенка как средство общения с другими и управления своими действиями. Овладение речью создает условия для интенсивного развития мы­шления ребенка.



Наши рекомендации