Тема 8. Проблема личности в зарубежной психологии

Вопросы для обсуждения на семинаре

  1. Психоаналитический подход к личности и её структуре (З. Фрейд, К.Г. Юнг и др).
  2. Феномен личности в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).
  3. Структурно-факторные теории личности (Г. Айзенк, Р. Кеттел).

Предварительная работа к занятию

К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 11. «Проблема личности в контексте основных психологических направлений».

Подготовьте на 3-4 минуты выступление, содержащее краткую биографическую справку о Г. Айзенке, Р. Кеттеле, К.Г. Юнге.

Рекомендуемая литература к семинару 8

1. Холл, Кэлвин С. Теории личности : Учебник для вузов:Пер. с англ. – М., 1999.

2. Айзенк, Г. Ю. Структура личности: [Пер. с англ.]. – М., 1999. - 463 с.

3. Хьелл, Л. Теории личности : Основные положения,исследования и применение:Учебное пособие для вузов:[Пер. с англ.]. - 3-е изд. -: Питер, 2007. - 606 с.

4. Фрейджер, Р. Личность: Теории,упражнения,эксперименты:. - 6-е межд. изд. - Санкт-Петербург :, 2006.

Тема 9. Способности человека

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Понятие о способностях как психологическом свойстве личности. Виды способностей и их характеристика.

2. Роль задатков и деятельности в процессе формирования способностей.

3. Уровни развития способностей.

Предварительная работа к занятию

К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 10. «Способности как психологическое свойство личности».

Рекомендуемая литература

1. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических ВУЗов. - М- Воронеж, 1996.

2. Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология человека. — М., 1999, стр. 114.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1998.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 1998.

5. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.

6. Психология индивидуальных различий. Тексты. - М, 1982.

Тема 10. Зарубежные теории психического развития человека

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Психоаналитические теории о структуре личности и ее развитии в детстве.

· Основные положения теории З. Фрейда о природе человеческой личности.

· Реализация психоаналитического принципа в теориях К.Г. Юнга и А. Адлера.

· Эпигенетическая теория личности Э. Эриксона.

2. Теории социального научения о развитии личности ребенка.

· Теория оперантного научения Скиннера.

· Р. Сирс о воспитании и развитии в детстве.

· Дж. Роттер: теория социального научения.

· А. Бандура о роли подражания в формировании нового поведения.

3. Гуманистические концепции о личности и ее развитии в детстве.

· Гуманистическая теория личности А. Маслоу.

· Феноменологическая теория личности К.Роджерса.

Предварительная работа к занятию

К семинарскому занятию выполняются задания по теме 14.«Категория развития в психологии. Законы психического развития в детском возрасте»

Рекомендуемая литература:

1.Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1990.

2. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии: Уч. для студентов пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. Гардарики, 2004.

3.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,1996г.

4. Психология развития: учебник для вузов / Т.Д.Марцинковская, Т.М.Марютина, Т.Г.Стефаненко и др. / Под ред.Т.Д.Марцинковской. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М. : Академия, 2005.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.,1997.

Тема 11. Категория развития в отечественной психологии

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Идеи русских физиологов и их роль в развитии представлений о природе и механизмах человеческой психики.

· Программа построения психологической науки И.М.Сеченова.

· Учение И.П.Павлова об условных рефлексах, 2-х сигнальных системах, типах ВНД.

· Учение А.А.Ухтомского о доминанте.

2. Становление деятельностного подхода в отечественной психологии. Положения теории деятельности о закономерностях психического развития (Басов М.Я., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н.).

Предварительная работа к занятию

Выполните реферативную работу по одному из вопросов семинарских занятий. Подготовьте по содержанию реферата доклад или тезисы к семинарскому занятию.

Рекомендуемая литература

1. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. - М., 1975.

2. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М., 1999.

3. Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка / Хрестоматия по психологии. - Сост. В.В.Мироненко. - М.1977.

4. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии: Уч. для студентов пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. Гардарики, 2004.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,1996г.

6. Психологическая наука в СССР. - В 2 Т.-М.,1959.

7.Сеченов И.М. Элементы мысли. – Избр. соч. – М.,1952.

8. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. - М.,1975.

9. Соколова И.М. Ухтомский А.А. – М.,1991.

10. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебник для вузов. - М. : Аспект Пресс, 2005.

11.Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. - М.,1997.

Наши рекомендации