Теоретические основы различий отечественной и зарубежной психологии в диагностике умственного и интеллектуального развития. Понятие социально-психологического норматива.

На протяжении XX в. были подвергнуты проверке и анализу следу­ющие подходы к пониманию сущности интеллекта:

• « как способности обучаться (А. Бине, Ч. Спирмен, С. Колвин, Г. Вудроу и др.);

• ♦ как способности оперировать абстракциями (Л. Термен, Э. Торн-дайк, Дж. Петерсон);

• ♦ как способности адаптироваться к новым условиям (В. Штерн, Л. Терстоун, Эд. Клапаред, Ж. Пиаже).

Обучение представляет собой сложную деятельность, и его успешность зависит от многих факторов, а не только от уровня интеллекта.

Отметим сначала ряд базовых положений, которые разработаны в отечественной психологии и являются важнейшими в трактовке умственного развития.

· Умственное развитие, являясь динамической системой, рассмат­ривается как детерминированное взаимодействие ряда факторов (природно-наследственных, социокультурных, индивидуально-пси­хологических). Оно отчасти зависит от созревания органической ос­новы, особенно мозга и нервной системы.

· Но основной источник умственного развития — разнообразные со­циальные влияния и, прежде всего, воспитание и обучение, в ходе кото­рых молодым поколениям передается опыт человечества в виде зна­ний, умений, навыков.

Чаще всего те психологические характеристики, которые за рубе­жом рассматриваются в свете изучения интеллекта, в отечественной психологии трактуются в связи с понятием умственного развития.

Умственное развитие, являясь динамической системой, зависит как от усвоения общественного опыта, так и от созревания органической основы (мозга и нервной системы в первую очередь), создающей, с од­ной стороны, необходимые предпосылки развития, а с другой сторо­ны, меняющейся под влиянием осуществления деятельности. Ум­ственное развитие протекает неодинаково в зависимости от условий жизни и воспитания ребенка. При стихийном, неорганизованном про­цессе развития его уровень снижен, несет на себе отпечаток неполно­ценного функционирования психических процессов.

Показатели умственного развития, рассматриваемые отечествен­ными психологами, зависят от содержания теоретических концепций умственного развития, которых он придерживается. Среди них чаще всего отмечаются следующие:

♦ особенности психических процессов (преимущественно мышле­ния и памяти);

♦ характеристики учебной деятельности;

♦ показатели творческого мышления.

Ни один из выделяемых показателей умственного развития не яв­ляется исчерпывающим, полностью отражающим особенности когни­тивной сферы индивидов на отдельных этапах развития.

Сложившееся в современной отечественной психодиагностике по­нимание умственного развития отражает представления ряда ведущих психологов (А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса, К. М. Гуревича и др.). Оно рассматривается как функция накопленного фонда зна­ний, а также мыслительных операций, обеспечивающих приобретение и использование этих знаний. По существу, данная характеристика отражает формы, способы и содержание мышления человека. Именно это и диагностируют тесты интеллекта.

Рассмотрим, в чем состоят принципиальные отличия тестов ум­ственного развития, ориентированных на норматив, от традиционных тестов интеллекта.

· Первое отличие — особое содержание большинства заданий тес­тов. Если обычно автор интеллектуального теста при отборе понятий, включаемых в задания, руководствуется собственным опытом и инту­ицией, проверяя себя практикой, и использует, как правило, житейские понятия, то авторы нормативно-ориентированных тестов опирались на анализ школьных программ. В них содержатся основополагающие понятия, а также умственные действия, владение которыми может слу­жить показателем умственного развития школьников. При отборе поня­тий психологи старались, чтобы они примерно в равных пропорциях представляли все изучаемые учебные предметы и циклы (обществен­но-гуманитарный, естественно-научный и физико-математический).

· Второе отличие рассматриваемых методик от тестов интеллекта заключается в иных способах репрезентации и обработки диагности­ческих результатов, основными среди которых является отказ от стати­стической нормы как критерия оценки индивидуальных и групповых результатов в пользу критерия приближения данных к социально-пси­хологическому нормативу. В тестах норматив представлен в форме полного набора заданий.

· Третье отличие отечественных тестов умственного развития от традиционных — коррекционность, дающая возможность проследить ближайшее развитие учащихся и предусмотреть специальные меры и направления устранения замеченных дефектов развития.

В психодиагностике помимо статистических норм существует и др. подход к оценке результатов, н-р, социально-психологический норматив, который разработал К.М. Гуревич и его коллеги. СПН можно определить как систему требований, которые общество предъявляет к личностному развитию каждого из его членов. Эти требования могут касаться умственного развития, нравственного, эстетического и т.д.

Социально-психологический норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тест. Следовательно, сам тест в полном его объеме и является таким нормативом. Все сопоставления индивиду­альных или групповых результатов тестирования проводятся с тем максимумом, который представляется в тесте (а это полный набор зна­ний). В качестве критерия оценки выступает показатель, отражающий степень близости результатов к нормативу. Имеется разработанная схема представления групповых количественных данных. Основная суть СПН такова: если за основу берётся 100% выполнение теста, то все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп:

1) наиболее успешные — 10%;

2) близкие к успешным — 20%;

3) средние по успешности — 40%;

4) малоуспешные — 20%;

5) наименее успешные — 10%;

Результаты тестирования отражаются в графике. По каждой подгруппе подсчитывается средний % правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера подгрупп, по оси ординат — процент выполненных каждой из подгрупп заданий. Построенный график отражает приближение каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу. Такая обработка проводится по результатам как теста в целом, так и каждого субтеста в отдельности. Можно сравнивать данные тестирования внутри одного ученического класса и данные по разным классам.

Наши рекомендации