Упражнение «Сказка о милостивой судьбе».
Росло два деревца: молодых и красивых.
Вечерами они шептались о судьбе.
- Я вырасту высоким и раскидистым, - говорило одно. - У меня в ветках поселятся птицы. В моей тени будут укрываться олени и зайцы. Я первым буду встречать солнечные лучи и утренний ветерок. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут такие маленькие и замечательные...
- Нет, говорило другое, - расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день труди корни, гони воду вверх, корми листья. Нет, пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что-нибудь прекрасное. Я буду лежать на бархатной подушке...
И что бы вы думали? Пришел бородатый дровосек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал резную шкатулочку. И долго шкатулка лежала на бархатной подушке, храня в себе сережки, бусы и дорогие духи. Потом рассохлась потихоньку, замочек сломался. Шкатулку отдали детям, они ее быстро доломали и выкинули. Где-то на дворе валялись ее щепочки до зимы, а там уж - спроси у ветра! Ветер станет спрашивать деревья в лесу, и одно из них - то, что было когда-то первым деревцем, - расскажет, что вороны свили на нем гнездо, встроив в стенки щепочки старой шкатулки, так подружки узнали друг друга и подивились милостивой судьбе.
Они достигли своих целей…
3. Основная часть. Обсуждение «Мне бывает грустно, когда...».
Упражнение «Рисунок грусти».
Все вспоминают грустные моменты своей жизни, что они делают, когда грустно. Раздаются листы бумаги, карандаши. Дается задание изобразить на рисунках грусть или какой-нибудь грустный момент в жизни.
После того, как рисунок закончен, участники делятся своими чувствами, рассказывают (по желанию) о том, что нарисовано, что им хотелось изобразить на своем рисунке.
4. Завершение.
Упражнение «Танцы-противоположности».
Участникам предлагается разбиться на пары. В танце вы должны изобразить различные чувства. Чувства, которые вы изображаете обязательно должны быть противоположными. Например, один из вас изображает веселье, а другой соответственно - грусть. Скажите своим танцем, что нам грустно-прегрустно или, наоборот, весело - превесело.. Когда я хлопну в ладоши, поменяйтесь ролями (1-2 мин). Затем поменяйтесь парами.
Упражнение «Веревка».
Ведущий предлагает представить себе веревку, которая проходит через уши. Взяв “веревку” за кончики, медленно двигаем руками на уровне ушей, имитируя движение “веревки” из стороны в сторону. При этом мысленно представляем себе, что с каждым движением из головы исчезают неприятные мысли, тревоги, проблемы до полной “очистки” мозгов.
5. Прощание. Д/задание. Заполнить 6 ступень к Гармонии – «Учись разрешать конфликтные ситуации».
Занятие 7. Гнев
Подготовка. Разминка.
Игра «Выведи из равновесия».
Участники стоят в парах друг напротив друга, соприкасаясь только ладонями. Задача: не применяя силы, вывести противника из равновесия. Ладони не расцеплять.
Введение в тему. Обсуждение.
Ведущий спрашивает участников, какие чувства, желания они испытывали во время упражнения. Можно спросить участников о том, как они привыкли действовать в спорах и конфликтах — силой или хитростью?
Ведущий просит ответить на вопрос «Какие способы снятия напряжения Вы знаете?». Можно предложить свои: поговорить с другом, побегать, побить подушку, написать об этом в дневнике и др.
Примечание: подобное обсуждение можно устраивать после каждого упражнения в этом занятии. Чем больше — тем полезнее. Все зависит только от готовности участников к этому, оттого, насколько они сильно устают от обсуждений и дискуссий.
Основная часть. Игра «Кричалка».
Теперь одна из команд получает слово «да», а вторая - слово — «нет». По команде ведущего каждая команда должна говорить свое слово. Сначала команды начинают с шепота, но постепенно говорят все громче и громче, в итоге все должны кричать изо всех сил. По команде ведущего (колокольчик или хлопанье в ладоши) все затихают. Упражнение повторяется несколько раз.
Обсуждение: Как выглядят люди, которые гневно что-то кричат? С чем этот образ у Вас ассоциируется?
Упражнение «Рубка дров».
Проведение: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают? — спрашивает ведущий. — Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!» Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди. Тренер в начале «рубки» предлагает работать лениво, неспешно. Затем предлагает работать так, как будто Вы очень опаздываете и вам надо быстрее закончить. Третья ситуация – участник сильно рассержен, вне себя от гнева, и чтобы успокоиться пошел порубить дрова.
Обсуждение: насколько быстро Вам удалось переключиться на активную деятельность, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры?
Упражнение «Медитация».
Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие.
Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.
Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий.
В течение двух минут запомнить те качества, которые вам больше всего в себе нравятся, и привести примеры каждого из них.
Рефлексия ощущений:
Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо объекте?
На чем легче удерживать внимание — на предмете или звуке?
От чего это зависит?
Какие свойства внимания необходимы для концентрации?
Завершение.