Типология психологических дисфункций детско-взрослой общности
Тип дисфункции | Диагностические показатели | Ограничения самоопределения | |
Отклонение от воспитательного такта | Дефицит личностной зрелости | ||
Со-бытийная депривация | Гиперобособление | AR/N | Позиционный сепаратизм |
Со-бытийная оккупация | Гиперотождествление | AR/N | Позиционная экспансия |
Со-бытийная лабильность | Неопределенность | P/AR | Ролевой релятивизм |
Внутренняя / внешняя оппозиция | Противопоставление | P/AR | Произвол, бытовой экстремизм, сектантство |
Знак N предполагает минимально достаточный (и более) уровень параметров, характеризующих нормативную динамику со-бытия. Знак AR ≈ дефицит собственно внутренней рефлексии (арефлексивность отношения взрослого), знак Р ≈ патология личности взрослого.
В норме позиция значимого взрослого конструктивна: взрослый позитивно координирует совместную жизнь, используя себя как ╚инструмент╩ развития детско-взрослой общности. Наиболее общим показателем аномального и патологического (оппозиционного) состояния общности является арефлексивность отношения значимого взрослого к ребенку: взрослый не подозревает, что творит, и не ведает, что творит в совместном жизненном пространстве. Арефлексивное отношение может быть:
≈ ситуативным как следствие некомпетентности взрослого в контексте проблемной ситуации;
≈ тенденциозным, обусловленным патологизацией личности взрослого или личностной незрелостью антропогенной природы (т. е. не являющейся следствием психического заболевания): проявляется в ╚бедности╩ (примитивности, невнятности) и негативизме ценностно-смысловых и целевых установок, ограниченности способов самоопределения, рассогласованности ценностных приоритетов и общего характера отношения взрослого к ребенку.
Co-бытийная депривация и позиционный сепаратизм определяются фиксацией взрослого на обособлении и нарушением развития со-бытия со сдвигом в сторону формальной общности. Феноменология: низкая эмоциональная заряженность взрослого ребенком, отстранение, самодисквалификация, гипопротекция. В пределе ≈ гиперобособление, характеризуемое отчуждением взрослого и беспризорностью, атомизированностью, одинокостью ребенка, депривированностью и незащищенностью его жизненного мира.
Со-бытийная оккупация и позиционная экспансия определяются фиксацией взрослого на отождествлении и нарушением развития со-бытия со сдвигом в сторону симбиотической общности. Феноменология: гиперпротекция, сдерживание развития, культивирование беспомощности ребенка, инфантилизация и инвалидизация, подмена актуальности (потенциальности) ребенка актуальностью (потенциальностью) взрослого. В пределе ≈ гиперотождествление, характеризуемое бесцеремонностью отношений, оккупированностью жизненного мира ребенка, блокированием полноценного развития. Гиперотождествление может сопровождаться актами физического и психологического насилия над ребенком, еще не носящими тенденциозный характер.
Co-бытийная лабильность и ролевой релятивизм определяются диффузностью детско-взрослой общности в силу противоречивости, непоследовательности, необоснованности поступков взрослого. Амплитуда отклонения может колебаться от ситуативной воспитательной неуверенности и достигать уровня перманентной, глубокой диссоциированности отношений взрослого и ребенка. В результате ребенок лишен необходимого для душевного благополучия чувства стабильности, предсказуемости, определенности жизни. Характерной особенностью этого типа дисфункции является необходимость маневрировать (выживать) в режиме взаимоисключающих стандартов.
Каждый из трех вышеописанных типов в своем крайнем выражении несет угрозу выхода во внутреннюю или внешнюю оппозицию. Внутренняя оппозиция есть та или иная форма неприятия и / или попрания взрослым самобытности ребенка, ситуация, когда взрослый для ребенка реально представляет физическую или моральную угрозу: агрессия, растление, инцест, подавление, эксплуатация, хроническое травмирование ребенка. Динамика детско-взрослой общности возможна и на негативных нормах и ценностях, существующих в человеческой культуре. Внешняя оппозиция характеризуется враждебной, экстремистской или сектантской настроенностью взрослого по отношению к другим людям, нормам и правилам общежития. Взрослый, в целом поддерживая жизнеспособность ребенка, культивирует крайние, деструктивные взгляды, вовлекает ребенка в оппозицию здоровым, полноценным отношениям с человеческим сообществом, идеалам истины, добра и красоты.
В природе детских переживаний следует различать сложные, кризисные, иногда ╚болезненные╩, но в целом нормативные стадии развития детско-взрослой общности и ситуации, когда нормальное развитие ребенка возможно скорее не благодаря, а вопреки реальному отношению взрослого. Психологические дисфункции детско-взрослой общности отличаются патогенетической направленностью: блокируют своевременную реализацию индивидуальных способностей и возрастных возможностей ребенка, обусловливают деформации его интер- и интраиндивидуальных отношений, препятствуют нормативному движению к самоопределенности и самостоятельности (нормативность означает оптимальность обретения человеческих способностей). В своем крайнем выражении психологические дисфункции проявляются в тех или иных формах невротического реагирования и дезадаптивного поведения ребенка. Дисфункции детско-взрослой общности являются источниками и интерсубъективной формой антропогений. Диапазон психологического эффекта влияния значимого взрослого на здоровье ребенка описан посредством систематизации антропогенных синдромов.
Психологическая дисфункция совместности ребенка и значимого взрослого означает дефицитарность или деформированность реализуемых образовательных процессов. Посредством содержательного анализа позиционного самоопределения значимого взрослого и корреляции способа отношения взрослого с переживаниями ребенка мы выделили два типа антропогений. Основанием систематизации антропогенных синдромов является разделение отклонений в ситуации развития ребенка на психологические дисфункции, обусловленные ограниченностью позиционного самоопределения значимого взрослого в форме:
≈ несостоятельности базовых позиций, в этом случае психологические дисфункции характеризуются дефицитарностью образовательных процессов;
≈ гипертрофии и извращения базовых позиций, дисфункции характеризуются деформированностью образовательных процессов.
К первому типу относятся со-бытийные депривация, оккупация, лабильность, ко второму ≈ внутренняя и внешняя оппозиции. Ситуации дисфункций первого типа в патогенезе трансформируются в биографические кризисы ≈ переживания ребенком безродности, нереализованности, бесперспективности и опустошенности индивидуальной жизни. Дисфункции второго типа приводят к крайним (чрезвычайным) формам реагирования и самоопределения ребенка, таким как психогенные дизонтогении, бытовой экстремизм, сектантство. Классификацию детских антропогенных синдромов можно представить в виде таблицы.