Схема занятия по психогимнастике
I фаза. Мимические и пантомимические этюды. Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.
II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее детьми сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.
IV фаза. Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.
Между II и III фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе, – «минутка шалости». Дети в пределах зала, где проходит психогимнастика, могут делать все, что хотят. Между III и IV фазами можно вставить какой-нибудь этюд на развитие внимания, памяти, сопротивления автоматизму или поиграть в подвижную игру.
Дошкольников в группе должно быть не более шести, а младших школьников – не более восьми. На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, с тем чтобы охватить всех детей. Большее количество детей в группе нежелательно, так как из-за увеличения числа повторений занятия становятся скучными, некоторые дети могут оказаться в роли зрителей.
Надо следить иза тем, чтобы в группе не было более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерическим реакциям ребенка. Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку: только боязливые дети, только амимичные, только дети с неустойчивым вниманием и т.п.
Дети раздражительные, со страхами, тиками, навязчивостями, истерическими реакциями, заиканием, истощаемостью и т. п. могут заниматься вместе. Однако детей с нормальным интеллектом и детей, страдающих пограничной умственной отсталостью, надо развести по разным группам, так как вторые должны заниматься вдвое дольше – используется время двух курсов психогимнастики.
В группу можно пригласить одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут положительно влиять на группу своим артистизмом. Хорошо известно, что не только у детей, но даже и у взрослых наблюдение за внешним выражением эмоций (смех, слезы, зевота от скуки) другими людьми вызывает соответствующие подражательные реакции и сопереживание, поэтому дети с артистической жилкой желанны на психогимнастике, так как с их помощью легче заразить других детей нужной эмоцией.
Надо завести журнал, в котором надлежит очень кратко указать причину назначения того или иного ребенка на занятия психогимнастикой, что в дальнейшем поможет в планировании игр. Затем следует определить основные воспитательные и психотерапевтические цели для данной группы в целом.
Цель курса психогимнастики:
1. Обучение детей выразительным движениям.
2. Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам.
3. Формирование у детей моральных представлений.
4. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
5. Снижение эмоционального напряжения.
6. Тренировка психомоторных функций.
7. Обучение ауторелаксации.
Примеры вариантов планирования занятий (для детей 5–6 лет).
1. 1. Этюд «Карлсон» (мимика).
Ведущий предлагает детям отгадать загадку:
Мой дом – у вас на крыше!
Я каждому знаком!
И мой пропеллер слышен
Над вашим чердаком!
(М. Танич)
Затем один ребенок показывает, какое лицо у Карлсона, а другой – какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.
2. Этюд «Очень худой реоенок» {пантомимика).
Ребенок плохо ест. Он стал очень худым и слабым, даже муравей может повалить его с ног.
Это кто там печально идет?
И печальную песню поет?
Муравей побежал,
Повалил его с ног,
И вот он лежит одинок,
Муравей повалил его с ног.
Митя из дому шел,
До калитки дошел,
Но дальше идти он не смог!
Он каши; он каши, он каши не ел,
Худел, худел, болел, слабел!
(Э. Машковская)
Дети по очереди показывают, какое худое лицо у Мити. Затем дети распределяют между собой роли бабушки, муравья и Мити. Бабушка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя ложку. Бабушка одевает Митю и отправляет гулять. Мальчик, пошатываясь, идет к калитке (стул). Навстречу ему выбегает муравей и трогает его своим усиком (пальцем) – Митя падает.
3 Игра «Кто пришел?» (идентификация эмоций удовольствия– «Карлсон», страдания– «Митя»),
II. 4. Этюд «Эгоист».
Мама принесла к чаю три пирожных. Мальчик взял себе одно пирожное и показал пальцем на два других: «А эти я съем вечером». Мама подумала; «Мой сын – эгоист».
5. Беседа «Кого зовут эгоистом».
6. Модель желательного поведения в этюде «Эгоист».
1. «Минута шалости»
III. 8. Игра «Любящие родители».
В зале звучит латышская народная песня «Крлыбельная медвежонку».
Мама-медведица и папа-медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама-медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа-медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже тихонько покачивается. Мама-медведица передает медвежонка медведю. Теперь папа-медведь качает малыша, а мама-медведица глядит на обоих ласково, с любовью.
8. Игра «Кто за кем?» (наблюдательность, успокоение).
По залу расставлены в случайном порядке стулья. В зале звучит музыка А. Ферро «Гавот». Один ребенок, которого вызвал ведущий, ходит между стульями и, услышав остановку в музыке, садится на ближайший стул. Ведущий вызывает следующего, и тот повторяет действия предыдущего ребенка. Когда все дети садятся на стулья, ведущий предлагает детям по очереди вставать и идти на прежнее место. Подниматься они должны в таком порядке, как их вызвал в начале игры ведущий.
IV. 10. Комплекс «Медвежата в берлоге» (саморасслабление).
Осенью рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме-медведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама-медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте.
Использование стандартных программ помогает психологу на начальном этапе его профессиональной деятельности. Они тщательно продуманы, разработаны по этапам, включают, как правило, систему диагностических процедур, предваряющих реализацию коррекционной программы, имеют инструменты оценки эффективности. Такие программы прошли апробацию, и их эффективность получила практическое подтверждение. Однако использование таких программ в значительной степени сужает возможности оказания психологической помощи, так как они не учитывают индивидуальные особенности клиента, специфику конкретного случая, профессиональную направленность, способности и личностные характеристики психолога.
Разработка коррекционных программПсихолог может самостоятельно, исходя из сущности проблемы и личностных особенностей клиента, разработать авторскую программу, определив цели и задачи отдельных этапов коррекции и программы в целом, продумывая ход встреч, намечая ориентиры достижений для перехода на следующий этап, разрабатывая адекватные системы диагностики и оценки эффективности. Коррекционная программа в этом случае должна представлять собой системное комплексное воздействие и включать в себя несколько взаимосвязанных блоков. А. С. Спиваковская, разрабатывая коррекционную программу для детей, имеющих невротические нарушения, предложила в качестве основных этапов психокоррекционного комплекса выделить 4 основных блока, реализующих различные задачи и состоящих из специфически организованных методов и приемов, – диагностический, установочный, коррекционный и блок оценки эффективности.
· Целью диагностического блока является комплексная диагностика особенностей развития, выявление факторов риска, формирование программы психологической коррекции.
· Целью установочного блока является побуждение клиента к психологическому взаимодействию, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
· Целью коррекционного блока является гармонизация и оптимизация развития клиента, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, а также определенными способами деятельности.
· Целью блока оценки эффективности коррекционных воздействий является оценка изменений в психологических факторах риска в процессе коррекции, оценка эффекта коррекции [Спиваковская, 1988].
Составление психокоррекционной программы предполагает последовательное выполнение следующих этапов.
1. Четко сформулировать общие цели коррекционной программы в целом и каждого ее этапа в отдельности.
2. Определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы.
3. Выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы.
4. Четко определить формы работы (индивидуальная, в микро-группе, групповая или смешанная); если это групповая работа, то сформулировать принципы объединения клиентов в психо-коррекционмую группу.
5. Отобрать конкретные методики и техники коррекционной работы.
6. Определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы.
7. Определить частоту необходимых встреч (ежедневно, один, два раза в неделю).
8. Определить длительность каждого коррекционного занятия (зависит от возраста: продолжительность занятий детей до 7 лет – не более 20–25 мин, старше 7 лет – от 30 мин до 1 часа, в начале цикла занятий продолжительность их небольшая, к заключительному этапу она может значительно возрасти).
9. Разработать содержание коррекционных занятий.
10. Планировать формы участия других лиц в работе (родителей,воспитателей, педагогов и д.р)
11. Предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможность внесения дополнений и изменений в программу.
12. Подготовить необходимый материал и оборудование.
Для контроля реализации коррекционной программы необходимо предусмотреть ведение как психологом, так и клиентом дневниковых записей, в которых будут отмечаться особенности проведения каждого занятия, пропуски занятий, достижения клиента, фиксироваться любые изменения в эмоциональном состоянии клиента, его поведении, контакте между клиентом и психологом; если клиент еще не может писать сам, то его родители фиксируют в дневнике достижения, особые замечания, особенности эмоциональных состояний, взаимоотношений с окружающими и другие события, которые происходят с клиентом в период между занятиями.
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое заключение о целях, задачах, результатах и эффективности реализованной программы.
Глава 3