Схема проектирования занятия

Этапы Педагогические процессы
1. Подготови- тельный Выбор темы из программы курса
Постановка целей и задач проектирования
Составление инструкции по проект. Предоставление необх. материалов.
2. Созидатель- ный Учебная деятельность на занятии
Консультации Обсуждения Минизащиты
3. Контрольный Демонстарация продукта Защита проекта Оценка проекта
4.Рефлексивный Подведение итогов Дальнейшие перспективы
           

Проектирование на занятии состоит из нескольких этапов. Одни ученые выделяют три этапа проектирования, другие выделяют четыре этапа: подготовительный, разработки проекта, внедрения проекта и рефлексивный. На подготовительном этапе разрабатываются планы, собирается необходимый материал, готовятся группы субъектов проектирования. На этапе разработки проекта готовится письменный вариант проекта. Основной замысел воплощается в виде планов, схем, рекомендаций, положений, методического, нормативного обеспечения, технологического воплощения. На этапе внедрения проект реализуется на практике. Особую актуальность при этом приобретает программа (план) реализации проекта. Диагностика позволяет осуществлять корректировку проекта. На итоговом этапе делаются выводы качественные и количественные. Критерием для оценки служат конечные результаты проектирования.

1.При проектировочной деятельности на занятии на подготовительном этапе важно выбрать тему, которая наиболее подходит для проведения проектирования на занятии. Следует учесть, что не всякое занятие будет оптимальным для проектирования. В подготовительный этап входит поиск необходимых дидактических материалов или создание новых для того, чтобы можно было использовать их в проектной деятельности на занятии. Если проектирование происходит во внеаудиторных условиях, то возможно предоставление большей самостоятельности студентам и предоставление материалов в последнем случае будет сокращено. В аудиторных условиях существует лимит времени на поиск материалов, поэтому их следует заранее подготовить.

Важно предоставить письменные или устные инструкции субъектам проектирования. Важно направить студентов, показать основные виды деятельности, цели, конечные результаты. У обучающихся должно сложиться четкое представление о том. Кокой продукт они должны получить. План действий разрабатывается студентами. Последовательность операций тоже разрабатывается ими. В некоторых случаях из-за дефицита времени следует подготовить для них алгоритм действий. Выбор меры самостоятельности обучающихся зависит от целей, бюджета времени, степени подготовленности, сложности проекта и других факторов, которые учитываются руководителем проектирования, т.е. преподавателем.

2. Непосредственно проектирование происходит на занятии. В некоторых случаях оно осуществляется во внеаудиторных условиях. Создание проекта может происходить несколько академических часов. Все зависит от масштабов проекта. Если говорить о студенческих проектах, то они могут быть сопоставимы с курсовой работой.

В связи с этим на занятии идет разработка проекта, происходит сотворчество, сотрудничество преподавателя и студентов. Они вместе разрабатывают всю документацию, связанную с созданием продукта. У преподавателя имеется необходимый опыт, решения, идеи, которые были когда-то уже воплощены, но в новых условиях они становятся уже другими, вносят оригинальность. Студенты в этом случае генерируют идеи и уже совместно с руководителем проекта выбирают оптимальные. Технологически оформить проект не сложно, если студенты обучены структурированию в проектировании, то они будут применять и в дальнейшем свой опыт. Трудным является именно генерирование идей, такое комбинирование при котором получаются новые содержание, технологии, методики. В дальнейшем трудности возникают в реализации проекта. В образовательных проектах, следует учитывать то, что знания, умения, владения, компетенции уже представляют конечный продукт, новое качество личности или развитие личности. Прикладное значение образовательные проекты могут иметь при создании методических рекомендаций, фрагментов технологических карт и т.д.

В ходе занятия происходят обсуждения, того как добиться поставленных цели и задач, какие действия. Мероприятия следует провести, в какой последовательности, важно четко представить и совместно рассмотреть замысел работы. В обсуждениях анализируются недостатки, ошибки, дополняется работа новыми идеями, делаются совместные предложения, рекомендации.

Аналогичная работа происходит при минизащите проекта. Целесообразность ее обуславливается масштабами проекта, длительностью разработки. Выявить недоработки, воплощение общего замысла, важно на ранних стадиях проектирования. Поэтому рекомендуется проводить минизащиты. На них происходит развитие декомпозиций, связанных с коммуникативными, общепредметными характеристиками личности студента.

3. По мере того, как реализуются задачи проекта, появляются результаты, наступает контрольный этап проектирования. Продукты должны быть представлены, обоснованы. Субъекты проектирования сами должны уметь оценить качество, достоинства и недостатки своей работы и ее результатов. Сам создатель продукта является его строгим судьей. Он имеет возможность совершенствования продукта, совершенствования своих знаний, умений, навыков, связанных с проектированием, использованием ИКТ, применением новых технологий, обогащением педагогического опыта и т.д.

Защита проекта является важнейшим условием проектной деятельности. Во время ее формируются навыки доказывать, отстаивать свою позицию, публично выступать, излагать материал четко, ясно, грамотно. В выступлении необходимо донести всю квентисенцию своей работы. Важно грамотно построить свое выступление. Обосновать свой проект теоретически и показать практическую основу. В ходе защиты выявляются характеристики проектировщиков, связанные с пониманием сущности работы, умением правильно ответить на поставленные вопросы, уверенность в своих убеждениях и т.д.

Оценка проекта состоит из оценки разработки и защиты. Она строится на основе критериев. Обычно выделяют такие критерии как оригинальность проекта, научность, т.е. построение на основе теоретических выводов, рекомендаций, источников, практическая значимость, состоящая в пользе, необходимости, для практики реализуемости в жизненных условиях. На занятии можно привлекать студентов в качестве экспертов к оцениванию проектов, можно оценивать индивидуально. Критерии оценки могут быть разработаны дополнительно и индивидуально для каждого занятия.

4. Рефлексивный этап представляет собой подведение качественных и количественных итогов. Это может быть совместная рефлексия занятия. Выделяются лучшие проекты, может составляться рейтинг проектов. Отмечаются заслуги разработчиков: их идеи, наработки, совместные и индивидуальные действия, могут вноситься предложения по улучшению качества образовательного процесса в контексте проделанной работы. Итоги работы могут фиксироваться в объявлении, решении, предложениях и затем использоваться для массовой информации. При подведении итогов нельзя ограничиваться только положительными сторонами. Следует отметить и трудности, которые были у участников проектирования, пути их преодоления, слабые стороны в работе, упущенные возможности участников. Это делается для того, чтобы преодолеть недостатки в будущем, извлечь пользу из отрицательного опыта.

Перспективы проектирования. Они направлены на дальнейшее развитие участников проектирования. Лучшие качества, которые были преобретены или развиты на занятии следует развивать через проектную деятельность. Иногда потенциал проекта бывает полностью не реализован, поэтому следует наметить пути дальнейшего развития проекта. Это могут быть новые направления, новые источники, новые практические действия и т.д.

Использование опыта в решении смежных с проектированием проблем.

При организации проектной деятельностью необходимо учитывать наиболее значимые теории по таким проблемам как:

- организация самостоятельной работы студентов;

- использование активных форм и методов обучения;

- организация исследовательской деятельности обучающихся;

- проведение индивидуального и группового проектирования.

Студенты самостоятельно создают проект, преподаватель выступает как руководитель, консультант, наставник. Большую часть времени осуществляется самостоятельная работа. Поэтому очень важно знать законы и механизмы осуществления проектной деятельности. Основы данной работы были еще разработаны известным педагогом Б.П.Есиповым. Согласно теории самостоятельная работа состоит из трех этапов: инструктажа; непосредственно самой самостоятельной работы и контроля самостоятельной работы. В связи с этим важно учитывать все этапы организации самостоятельной работы студентов, в ходе которой создается проект.

Активные формы обучения в настоящее время широко применяются как в общеобразовательной школе, так и в вузе. Е.В.Зарукина, Н.А.Логинов, М.М.Новак отмечают, что активные методы обучения характеризуются высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизацией познавательной и творческой деятельностью при решении поставленных задач. При использовании активных методов достигается целенаправленная активизация мышления, интерактивность (взаимодействие), самостоятельность и т.д.

В проектной деятельности возможно применение индивидуальных и групповых форм. Колесникова И.С. отмечает как правильно распределить роли в группе проектировщиков. Там могут быть генераторы идей, разработчики, реализаторы, рецензенты. В распределении ролей им предоставляется ведущий вид деятельности, однако общие решения или отдельные действия выполняются всей группой совместно. В случае, когда проект создается индивидуально все данные роли выполняются непосредственно субъектом проектной деятельности.

В учебной деятельности проектирование используется как исследование. Таким образом проект становится исследовательским для выявления связей, зависимостей, определенных выводов, рекомендаций и получения новых знаний. Причем эти знания получаются в деятельности, моделирующей научное исследование. М.В.Кларин показывает, что дидактические поисковые модели:

- создают связи обучения с личным опытом учащихся;

- ставят обучающихся в моделируемую жизненную ситуацию;

- предполагают дополнительный методический, информационный материал;

- вовлекают обучающихся в игровую, дискуссионную, исследовательскую деятельность.

При организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе следует учитывать и другие теории, методические разработки. Представленные проблемы на наш взгляд напрямую связаны с педагогическим проектированием и рассматриваются комплексно.

Наши рекомендации