Характеристика диалога в деловом общении
Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. По мнению специалистов, главным в культуре делового общения является умение вести диалог. В психолого-педагогической литературе диалог рассматривается как совместное видение, как совместное обсуждение ситуации и др.
К важнейшим характеристикам диалогического общения относятся: совместная направленность к разрешению проблем; равенство позиций участников диалога; умение видеть мир глазами собеседника; эмоциональная открытость; доверие к другому человеку; принятие его, как ценности, в свой внутренний мир и др.
Одно из важнейших условий возникновения диалога – наличие смыслового поля, которым оно опосредуется. Им могут быть различные сферы человеческой деятельности и познания. Смысловое поле диалогического общения должно отвечать следующим требованиям: в нем воплощены те интересы и смыслы, которые занимают в данный момент времени одну из ведущих позиций в иерархии мотивов субъекта; каждый из партнеров имеет собственное, отличающее от другого, видение содержания смыслового поля общения; в том случае, если люди думают разное об одном, то оно приобретает смысл и продуктивный диалог между ними. Структура диалога в деловом общении включает коммуникатор (1); адресат (2); культура (эстетика, этика, этикет) (3); средства, формы (4); психические процессы общающихся (5); смысловое поле общения (6) (рис. 12).
Содержание общения порождает в участниках индивидуальные смыслы, которые пересекаются в ходе взаимодействия, в результате чего возникает общее смысловое поле, которое является качественно иным образованием по отношению к породившим его индивидуальным смыслам. В результате «взаимодействия» смыслов индивидуальному сознанию открывается то, что было от него скрыто в силу его одностороннего положения относительно поля. При этом происходит не просто удвоение смыслов за счет простого сложения, но и переосмысление их. Таким образом, общее смысловое поле выступает не только носителем смыслов обоих партнеров, но и источником новых, доселе не существующих.
Отсутствие пересечения смыслов приведет фактически к наличию двух различных смысловых полей общения, полное слияние – к тому, что не появится качественно новое смысловое поле и, следовательно, к ненужности самого общения.
В ходе такого делового общения происходит становление некоторой общности партнеров, которые выступают теперь по отношению к смысловому полю общения как единый коллективный субъект, в активности которого и реализуются действительное сотворческие отношения.
Диалогическое общение характеризуется открытостью– способность человека открыто предъявить свою позицию в отношении смыслового поля общения. Вне этого поля проявление открытости будет выглядеть как монологическое проявление личности, вызывающее у партнера гамму чувств - от неудобства до раздражения. Из сказанного следует, что при организации делового общения необходимо ориентироваться, прежде всего, на поиск смыслового поля общения, соответствующего перечисленным требованиям.
Рис. 12. Модель диалога в процессе делового общения
По признаку смыслового поля общения диалогические отношения можно условно разделить на межличностные и функционально-ролевые. Для первого характерно общение, связанное с прояснением и выстраиванием межличностных отношений между участниками процесса общения. Для них смысловым полем диалога являются сами диалогические отношения. Например, отношения между сотрудниками, руководителем и сотрудником и др. Для функционально-ролевого отношения (его часто называют деловым) характерно общение, связанное с решением производственных задач. Смысловым полем диалога является предметная деятельность, в качестве содержания выступает общественно-исторический опыт человечества.
Межличностное общение отличается от делового тем, что смысловое поле возникает в процессе взаимодействии партнеров по общению. Вне этого поля оно существовать не может. Оно не задано объективно во внешнем по отношению к этим партнерам мире, вне этих партнеров оно не существует. В таком диалоге партнеры каждый раз заново открывают самих себя и друг друга.
Сложность реализации диалогических отношений заключается в том, что:
– при реальном общении в смысловом поле общающихся представлены оба типа содержания. И в зависимости от того, какие из них преобладают в данный момент времени, мы имеем либо деловое общение, либо межличностное. Если партнерами будут восприняты различные содержания, то диалогическое общение может не состояться;
– те содержания, которые не выступают в данный момент времени главным смысловым полем общения, могут выступать в качестве условия или средства общения.
Важнейшими предпосылками организации диалога в деловом общении являются: умение сориентироваться в ситуации; выделить главное в смысловом поле общения; готовность к его поиску. Из трех сторон (коммуникативная, интерактивная и перцептивная) проявления общения наиболее важным является процесс взаимопонимания. И хотя для комплексного изучения процесса общения все указанные выше стороны одинаково важны, для анализа проблемы, связанной с психологическим воздействием на людей, наиболее существенной является перцептивная сторона общения. Социально-перцептивные процессы выступают в качестве основного фактора влияния на совместную деятельность людей, хотя их интересы, на первый взгляд, кажутся прямо противоположными.
При организации диалога в деловом общении важно знать его особенности. К ним относятся:
– низкий уровень взаимной значимости участников процесса общения, т.е. ее обезличенность (лишение своих отличительных черт, самостоятельности в мыслях, поведении и др.);
– объективная противоположная направленность личных интересов участников общения;
– неравнозначность положений участников общения (например, покупателя и продавца и др.).
По мнению психологов, главное в диалоге в процессе делового общении – искусство взаимодействия собеседников. Деловые люди постоянно сталкиваются с самыми различными проблемами межличностного общения при организации совместной деятельности. Многие серьезные проблемы возникают из-за неумения партнеров правильно организовать диалог со своими коллегами. Специалист должен владеть основами управления инициативой в диалоге в процессе общения. Если он умеет это делать, то влияние в общении будет более результативным.