Основные этапы развития представлений о предмете психологии

Психология является одновременно и древней, и достаточно моло­дой наукой. Как самостоятельная отрасль знания она выдели­лась из философии в конце XIX в. Между тем, историю развития психологии можно проследить с древнейших времен. Первые суждения о психике относятся к VII-V вв. до н. э. и связаны с именами известных греческих философов: Платона, Демокрита, Ари­стотеля и др. Трактат «О душе», написанный Аристотелем (384-322 гг. до н. э.), считают первым психологическим про­изведением, а его автора - «отцом» психологии. Психология с греческого языка переводится как наука о душе (psyche - ду­ша, logos - учение).

На начальном этапе психология развивалась в рам­ках философии как описательная наука. Однако начиная с XVIII-XIX вв. она все больше ориентируется на естественные науки, которые достигли к этому времени значительных успехов. В 1879 г. в Лейпциге немецкий ученый В. Вундт открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию, которая способствует развитию психологии как объяснительной науки. В это же время меняется представление о том, что должна изучать психоло­гия. Предметом изучения становится не душа, а сознание.

Сознание определялось как совокупность элементов, о которых человек может дать себе отчет. Основным методом изучения сознания было самонаблюдение, или интроспекция. Он не позволял объективно изучать психические явления, описывая их на уровне субъективных ощущений.

Кроме В. Вундта, наиболее известными представителями психологии сознания являются Э. Титченер и У. Джемс. Они возглавляли два различных направления в психологии созна­ния: структурализм и функционализм. Структуралисты считали, что нужно изучать отдельные элементы сознания - ощу­щения, эмоции, образы восприятия, мысли. Функциональная психология акцентировала внимание на сознании как процес­се. У. Джемс вводит понятие «потока сознания», главной функцией которого считает адаптацию человека к окружаю­щей среде.

В целом психология сознания не имела прикладной на­правленности, была оторвана от жизни и к началу XX столетия находилась в глубоком кризисе.

В это время в Америке возникло направление, получившее в дальнейшем широкое распространение - бихевио­ризм. Его основоположником является Дж. Уотсон, утвер­ждавший, что психология только в том случае будет признан­ной наукой, если ее предметом станет поведение. Дж. Уотсон считал, что изучение поведения позволит психологам исполь­зовать объективные методы и решать практические задачи. Для описания поведения бихевиористы использовали формулу «стимул-реакция» (S => R). С их точки зрения, изменение поведения обусловлено внешней стимуляцией. При этом бихе­виоризм игнорировал внутреннюю активность человека. Кро­ме того, бихевиористы отождествляли психику животных и человека. Законы развития психики животных они переносили на психику человека. Соответственно, в бихевиоризме акцентировалось внимание на роли внешних условий в развитии человека. Дж. Уотсон утверждал, что, манипулируя стиму­лами, можно сформировать личность, обладающую заданными свойствами. При этом ее активность, склонности, задатки пол­ностью игнорировались.

Идеи бихевиористов получили свое развитие в рамках необихевиоризма. Один из его представителей - Ф. Б. Скиннер - внес некоторые коррективы в классическую формулу: «стимул-реакция». По его мнению, поведение «сформировано и усилено последст­виями», т. е. человек ведет себя определенным образом не потому, что она свободна в своем выборе, а потому, что на ос­нове прошлого опыта предвосхищает результаты своих дейст­вий и подкрепляет их последствиями («стимул – реакция - последствия»). Другими словами, личность человека формируется в процессе научения. Его лозунгом было: «Контролируйте ок­ружение, и вы увидите порядок в поведении. В противном случае судьбой будут управлять случайности или тираны».

Практически одновременно с классическим бихевиоризмом в Европе начинает формиро­ваться психоаналитическое направление, у истоков которого стоял 3. Фрейд. Его идеи оказали огромное влияние на разви­тие не только психологической науки, но и в целом искусства, культуры. Австрийский ученый обратился к изучению неосоз­наваемых причин человеческого поведения. Фрейд считал, что сознание - это только верхушка айсберга, погруженного в оке­ан бессознательного, поэтому психология должна изучать не­осознаваемые процессы. Поскольку они скрыты, недоступны для человека, их изучение требует специальных методов, на­правленных на анализ глубинных побуждений. Изучение этой информации позволяет избавить человека от страхов, ком­плексов, неврозов. Благодаря психоаналитическому направле­нию изменилось в целом представление о человеческой пси­хике и роли бессознательного в ней.

З. Фрейду принадлежит и одна из ранних теорий развития личности человека. В объяснении сущно­сти личности он исходил из категории «влечения». Под влечени­ем он понимал глубинную бессознательную психическую энергию, обусловленную сексуальным инстинктом - «либи­до». В структуре личности по Фрейду важное место занимает инстанция «Ид» (Оно), в которой сосредоточены ее влечения. Это «темная, недоступная» часть личности, подчиняющаяся принципу удовольствия. Эта часть личности неорганизован­ная, хаотична и, как пишет 3. Фрейд, «не ведает добра и зла», ей незнакомы «никакие оценки, никакая мораль».

Другая инстанция в структуре личности представлена ее «Эго» (Я). По происхождению Я является частью Оно, но в отличие от Оно я подчиняется принципу реальности, посколь­ку находится ближе к внешнему миру. Эго отражает здравый смысл и благоразумие, тогда как Ид - неукротимые страсти. Я личности служит и подчиняется «трем тиранам»: Оно, внеш­нему миру и Супер-Эго.

Супер-Эго (Сверх-Я) - это третья инстанция личности. Она одновременно связана с Оно и с сознанием человека. Сверх-Я выполняет функции самонаблюдения, совести и идеала. Благодаря этой инстанции человек контролирует свое поведение, ориентируясь на моральные нормы, традиции, за­преты. Тем не менее, значительные части Я и Сверх-Я оста­ются бессознательными.

Ид, Эго и Супер-Эго представляют биологическое, ин­дивидуальное и социальное в личности, которые вступают в противоречия между собой. Поэтому 3. Фрейд считал, что конфликт является неотъемлемой характеристикой личности. Большое значение в разрешении внутренних конфликтов он придавал сознанию. 3. Фрейд сравнивал сознание с жизнью человека: «она немногого стоит, но это все, что у нас есть». Иначе личность потерялась бы в глубинах бессознательного.

3. Фрейд обращал внимание на то, что соотношение ин­станций личности у разных людей вариабельно. Основную цель психоанализа он видел в расширении сознания и пере­стройке содержания бессознательного. Как пишет 3. Фрейд, «... там, где было «Оно», должно стать «Я»».

Таким образом, несмотря на то, что 3. Фрейд придавал большое значение влечениям, он, тем не менее, не считал, что человеческая жизнь предопределена.

Идеи 3. Фрейда получили дальнейшее развитие в кон­цепциях личности Э. Фромма, К. Хорни, А. Адлера и др.

Несмотря на существенные отличия в понимании пред­мета психологии, оба направления, бихевиоризм и психоана­лиз, оказали значительное влияние на развитие психологиче­ской науки. Благодаря бихевиоризму, психология стала широ­ко использовать объективные методы исследования психики, обращая внимание на ее внешние проявления. Под влиянием психоанализа психика стала рассматриваться как система взаимодействия осознаваемых и неосознаваемых процессов. Различные подходы к определению предмета психологии от­ражают те или иные аспекты сложного, многомерного явления – психики.

Литература

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.

3. Соколова Е. Е. 13 диалогов о психологии. - М., 1995.

Понятия отражения и психики

Психика – это форма активного отображения субъектом реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулирующую функцию.

Свойствами психического отражения являются:

- активность. Организм активно реагирует на воздействие окружающей среды, активно приспосабливается к ее изменениям.

- опережающий характер психического отражения. Это связано с тем, что адекватная регуляция поведения организма в меняющейся среде невозможна без определенного предвидения будущего. А для этого необходимо отобрать информацию о прошлых изменениях среды, текущем ее состоянии и сформировать картину возможных в будущем ее изменений. Благодаря этому свойству, психическое отражение позволяет, по П. К. Анохину, «воспроизвести в микроинтервалах времени цепь событий, которые могут длиться целые годы».

- адекватность. Психическое отражение обеспечивает выделение во внешней среде факторов, которые способствуют сохранению жизни или представляют для нее угрозу.

- субъективность. Отражение окружающего мира осуществляется организмом в соответствии с той позицией, которую он в этом мире занимает. А позиция эта обусловлена особенностями его жизнедеятельности, его потребностями.

В зависимости от уровня, на котором проявляется субъективность (эмоциональный – рациональный, сознательный - бессознательный), она понимается, как:

- пристрастность или обусловленность отражения потребностями, интересами, установками;

- неточность или даже ошибочность;

- индивидуализированность или обусловленность отражения индивидуальными особенностями организма.

Итак, психическое отражение является активным, опережающим, адекватным и субъективным. Из сказанного становятся очевидными функции психики:

- сигнальная, которая ориентирует организм в окружающей среде;

- регулятивная – управляет поведением, корректирует его.

В упрощенном виде психика может быть представлена как система, состоящая из трех элементов:

Основные этапы развития представлений о предмете психологии - student2.ru

Психика или самоуправление жизнедеятельности реализуется на двух уровнях: осознанном и неосознанном.

Литература

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.

Наши рекомендации