Предмет, основные принципы, методы и задачи общей психологии

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Методические указания

Иркутск - 2008

Рецензент: канд. пед. наук, доц. З. В. Диянова

Составители: доц. кафедры общей психологии И. А. Конопак, аспирант кафедры общей психологии М. Ю. Кузьмин

Данное методическое пособие посвящено разделу общей психологии «введение в общую психологию». В нем кратко изложены основные этапы развития представлений о предмете и объекте психологии, структуре психологической науки, рассмотрены ведущие принципы и категории общей психологии, представлены основные научные школы.

Методическое пособие включает рисунки, таблицы, тесты для самоконтроля, глоссарий, рекомендуемую литературу. Адресовано студентам факультета психологии.

Введение.

Изучение любой науки невозможно без знакомства с ее базовыми категориями и принципами, методологией исследования, основными теоретическими положениями и историей развития. При подготовке специалистов-психологов такое знакомство происходит в рамках курса Введения в общую психологию, предлагаемого обычно в первом семестре.

В структуре психологического знания общая психология как одна из отраслей данной науки занимает центральное место. Являясь исключительно теоретической дисциплиной, она изучает основные закономерности развития психики. Вместе с тем, без знания этих закономерностей невозможно понять базовые положения практических отраслей психологии – социальной, возрастной, клинической, военной и др.

В общей психологии изучается генезис, развитие и функции психических процессов, состояний и свойств в сопоставлении различных точек зрения на данные проблемы. Однако без самого общего представления о сущности данных явлений, методов их изучения изучение самой общей психологии будет затруднено. Цель данного учебного курса заключается в формировании у студентов первоначальных представлений об основных понятиях психологической науки, ее ключевых проблемах, принципах и методах.

В связи с этим курс общей психологии предваряется курсом Введения в общую психологию.

Во введении в общую психологию затрагиваются следующие проблемы:

- Предмет и задачи общей психологии

- Основные принципы и методы общей психологии

- Основные этапы развития представлений о предмете психологии

- Основные понятия психологии: отражение, активность, деятельность.

- Проблема возникновения и развития сознания.

- Проблема индивида, личности, индивидуальности.

- Индивидуально-психологические особенности человека.

В курсе «Введение в общую психологию» реализуются следующие задачи:

1. Дать базовое представление о психике и закономерностях ее развития

2. Познакомить студентов с основными теоретическими подходами и направлениями в психологии

3. Показать роль теоретической психологии в решении практических задач.

Курс введения в общую психологию рассчитан на 1 семестр первого года обучения. Форма контроля – экзамен.

Данное пособие предназначено для студентов очного отделения.

Тематический план курса

Темы Аудиторные занятия, час. Самостоятельная работа студентов, час.
лекции Семинарские и практические
Предмет и задачи общей психологии
Основные этапы развития представлений о предмете психологии.
Понятия отражения и психики.
Эволюционное введение в психологию
Возникновение и развитие сознания.
Психологический анализ деятельности
Индивид. Личность. Индивидуальность
Индивидуально-психологические особенности человека
ИТОГО

Содержание разделов.

1. Предмет и задачи общей психологии

Предмет психологии. Взаимосвязь психологи с другими науками. Отрасли психологии. Соотношение житейской и научной психологии. Основные принципы и методы психологии. Задачи психологии.

2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

Представления о предмете в донаучной психологии. Развитие психологии в рамках философии. Материалистические и идеалистические направления изучения психики. Представления о предмете психологии в психологии сознания (В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс). Развитие представлений о предмете психологии в бихевиоризме и психоанализе (Дж. Уотсон, З. Фрейд). Современные представления о предмете психологии.

3. Понятия отражения и психики.

Отражение, его виды. Психическое отражение, его особенности. Структура психики. Психические свойства, состояния, процессы. Психические образования.

4. Эволюционное введение в психологию.

Развитие психики в филогенезе. Влияние на развитие психики строения нервной системы и характера взаимоотношений со средой. Тропизмы. Возникновение психики. Гипотеза А. Н. Леонтьева. Стадии и уровни психического отражения. Особенности психической деятельности человека и животных.

5. Возникновение и развитие сознания.

Происхождение и развитие сознания. Условия возникновения сознания. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Развитие психики в онтогенезе. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Понятие интериоризации-экстериоризации. Формирование высших психических функций.

6. Психологический анализ деятельности.

Общее представление о деятельности. Структура деятельности. Внутренняя и внешняя деятельности. Мотивы и цели деятельности. Действия как единица деятельности, его целенаправленный характер, способы выполнения действий.

7. Индивид. Личность. Индивидуальность.

Биологическое и социальное в человеке. Понятие индивида и личности. Индивидные свойства, их классификация и характеристика. Темперамент как форма интеграции индивидных свойств человека. Понятие личности в психологии. Свойства, структура личности. Развитие личности. Понятие индивидуальности. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность. Структура индивидуальности

8. Индивидуально-психологические особенности человека.

Понятие характера, свойств характера. Развитие характера. Взаимосвязь темперамента и характера. Акцентуации характера и их виду. Способности. Способности и задатки. Классификации способностей.

Литература

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.

2. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы
развития психологии. - СПб., 2000.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.

4. Соколова Е. Е. 13 диалогов о психологии. - М., 1995.

Литература

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.

3. Соколова Е. Е. 13 диалогов о психологии. - М., 1995.

Понятия отражения и психики

Психика – это форма активного отображения субъектом реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулирующую функцию.

Свойствами психического отражения являются:

- активность. Организм активно реагирует на воздействие окружающей среды, активно приспосабливается к ее изменениям.

- опережающий характер психического отражения. Это связано с тем, что адекватная регуляция поведения организма в меняющейся среде невозможна без определенного предвидения будущего. А для этого необходимо отобрать информацию о прошлых изменениях среды, текущем ее состоянии и сформировать картину возможных в будущем ее изменений. Благодаря этому свойству, психическое отражение позволяет, по П. К. Анохину, «воспроизвести в микроинтервалах времени цепь событий, которые могут длиться целые годы».

- адекватность. Психическое отражение обеспечивает выделение во внешней среде факторов, которые способствуют сохранению жизни или представляют для нее угрозу.

- субъективность. Отражение окружающего мира осуществляется организмом в соответствии с той позицией, которую он в этом мире занимает. А позиция эта обусловлена особенностями его жизнедеятельности, его потребностями.

В зависимости от уровня, на котором проявляется субъективность (эмоциональный – рациональный, сознательный - бессознательный), она понимается, как:

- пристрастность или обусловленность отражения потребностями, интересами, установками;

- неточность или даже ошибочность;

- индивидуализированность или обусловленность отражения индивидуальными особенностями организма.

Итак, психическое отражение является активным, опережающим, адекватным и субъективным. Из сказанного становятся очевидными функции психики:

- сигнальная, которая ориентирует организм в окружающей среде;

- регулятивная – управляет поведением, корректирует его.

В упрощенном виде психика может быть представлена как система, состоящая из трех элементов:

Предмет, основные принципы, методы и задачи общей психологии - student2.ru

Психика или самоуправление жизнедеятельности реализуется на двух уровнях: осознанном и неосознанном.

Литература

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

Стадии развития психики Формы психического отражения Формы поведения
1. Сенсорная Чувствительность, отражение отдельного свойства (сигнал) Приспособление, инстинкт
2. Перцептивная Отражение предмета в целом – чувственный образ Навык
3. Ручного интеллекта Отражение физических связей и отношений предметов, представление Интеллектуальное поведение

В соответствии с представлениями об эволюции жизни психика в своем развитии проходит несколько этапов или ста­дий. Первая из них называется стадией элементарной чувст­вительности. Она свойственна насекомым, червям, ракооб­разным. На этой стадии отражаются отдельные качества, свой­ства предметов окружающего мира. Основной формой поведения являются инстинкты как врожденная программа поведения живых существ, способствующая сохранению вида.

На второй стадии развития психики внешний мир отра­жается уже не в форме отдельных свойств, а в их сово­купности. Эта стадия перцептивной, или воспринимающей, психики. Перцептивная психика присуща большинству млеко­питающих. Поведение животных, обладающих этой формой психического отражения, отличает пластичность, индиви­дуальная изменчивость. Инстинктивная форма поведения сохраняется, но становится менее жесткой, поскольку многие инстинктивные акты достраиваются в индивидуальном опыте животных. Возникает такая сложная форма индивидуального поведения, как навык.

На третьей стадии развития психики, стадии «ручного» интеллекта, отражаются не только сами предметы, но и объек­тивные связи, в которых они находятся. Этой формой психики обладают наиболее высокоорганизованные животные (челове­кообразные обезьяны, крысы, дельфины, кошки и др.). «Руч­ной» интеллект связан с возникновением сложной формы по­ведения, называемой интеллектуальным поведением живот­ных. Оно проявляется в способности животных решать двух­фазные задачи и переносить решение в сходные ситуации. Многочисленные опыты с человекообразными обезьянами по­казывают, что их поведение состоит из двух фаз: первая фаза яв­ляется подготовительной, а вторая - исполнительской, т. е. связана с достижением цели.

Эволюция психического отражения сопровождалась раз­витием и совершенствованием нервной системы. Обладателям элементарной психики присуща простейшая нервная система (сетевидная, диффузная). У животных с перцептивной психи­кой появляется сложно организованная центральная нервная система. У человекообразных обезьян она по своей организации близка к нервной системе человека. «Ручной» интеллект представляет верхнюю ступень в развитии психики живот­ных.

При этом все формы развития психики животных качественно отличаются от сознания – формы психики, присущей только человеку. Во-первых, любое животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

Во-вторых, животное создает орудие только в рамках конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. В отличии от животных человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

В-третьих, хотя и животное, и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на раздражитель определенного типа, только человек присваивает общественный опыт. Общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения человек овладевает способами употребления орудий, способами общения.

Наконец, ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время, как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

Литература

1. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культу­ры. - М.; Воронеж, 1996.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

Литература

1. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культу­ры. - М.; Воронеж, 1996.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.

3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1979

Литература

1. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культу­ры. - М.; Воронеж, 1996.

2. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. -М., 1981.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы современного человекознания. - М, 1996.

2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы современного человекознания. - М, 1996.

2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.

3. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. - М.; Воронеж,
1996.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.

Список литературы

Основная литература (О. л.)

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы современного человекознания. - М, 1996.

2. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. - М.,
1995.

3. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культу­ры. - М.; Воронеж, 1996.

4. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 1976.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М.,
1996.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.

7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.

9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы
развития психологии. - СПб., 2000.

10. Соколова Е. Е. 13 диалогов о психологии. - М., 1995.

Дополнительная литература (Д. л.)

1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.

2. ГодфруаЖ. Что такое психология. -М., 1992.

3. Гришпун И. Б. Введение в психологию. - М., 1994.

4. Психология / под ред. А. А. Крылова. - М., 1999.

5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-н/Д., 1997.

6. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. -М.; Воронеж,
1996.

Глоссарий

Бессознательное – широкий круг психических явлений от безусловных рефлексов до творческих способностей

Действие — единица деятельности; произвольная преднамеренная опосредствованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Деятельность – целеустремленная активность, реализовывающая потребности субъекта.

Задатки - анатомо-физиологические и функ­циональные особенности нервной системы, выступающие природными предпосылками развития способностей.

Значение – обобщенная форма закрепления субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, определенном в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях.

Индивид – человек как единичное природное существо, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатков).

Индивидуальность - психологическая неповторимость отдельного, единичного человека взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях.

Личность - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Мотив – это совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность

Онтогенез – формирование психических структур в течение жизни отдельного организма, человека или животного.

Поведение — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Потребность – субъективное состояние организма, выражающее его объективную необходимость в предметах окружающего мира

Принцип детерминизма – принцип, требующий объяснять изучаемые явления закономерным взаимодействием факторов, доступных опытному контролю

Принцип развития – принцип, предполагающий, что психологические закономерности раскрываются в процессе развития.

Принцип системности – принцип, требующий рассматривать все объекты как системы т. е. как совокупность элементов, которые образуют определенное единство.

Принципы психологии – это нормы, которыми руководствуется психолог в своей деятельности при интерпретации фактов

Психика – это форма активного отображения субъектом объекта реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулирующую функцию.

Психические процессы – Отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятия, мышление и др.).

Психические свойства - это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.

Психические состояния – особая форма психической реализации, которая связана со специфическим эмоциональным самочувствием, вызванным переживанием значимых для человека событий

Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

Смысл - личностное значение тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта.

Сознание – это форма отражения действительности в ее объективных, устойчивых свойствах и в отделенности от наличных к ней отношений человека

Темперамент - совокупность формально-динамических характеристик поведения человека, проявляющаяся в его общей активности, временных характеристиках (темпе, ритме, поведения) и осо­бенностях эмоционального реагирования.

Филогенез – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.

Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов.

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Методические указания

Иркутск - 2008

Рецензент: канд. пед. наук, доц. З. В. Диянова

Составители: доц. кафедры общей психологии И. А. Конопак, аспирант кафедры общей психологии М. Ю. Кузьмин

Данное методическое пособие посвящено разделу общей психологии «введение в общую психологию». В нем кратко изложены основные этапы развития представлений о предмете и объекте психологии, структуре психологической науки, рассмотрены ведущие принципы и категории общей психологии, представлены основные научные школы.

Методическое пособие включает рисунки, таблицы, тесты для самоконтроля, глоссарий, рекомендуемую литературу. Адресовано студентам факультета психологии.

Введение.

Изучение любой науки невозможно без знакомства с ее базовыми категориями и принципами, методологией исследования, основными теоретическими положениями и историей развития. При подготовке специалистов-психологов такое знакомство происходит в рамках курса Введения в общую психологию, предлагаемого обычно в первом семестре.

В структуре психологического знания общая психология как одна из отраслей данной науки занимает центральное место. Являясь исключительно теоретической дисциплиной, она изучает основные закономерности развития психики. Вместе с тем, без знания этих закономерностей невозможно понять базовые положения практических отраслей психологии – социальной, возрастной, клинической, военной и др.

В общей психологии изучается генезис, развитие и функции психических процессов, состояний и свойств в сопоставлении различных точек зрения на данные проблемы. Однако без самого общего представления о сущности данных явлений, методов их изучения изучение самой общей психологии будет затруднено. Цель данного учебного курса заключается в формировании у студентов первоначальных представлений об основных понятиях психологической науки, ее ключевых проблемах, принципах и методах.

В связи с этим курс общей психологии предваряется курсом Введения в общую психологию.

Во введении в общую психологию затрагиваются следующие проблемы:

- Предмет и задачи общей психологии

- Основные принципы и методы общей психологии

- Основные этапы развития представлений о предмете психологии

- Основные понятия психологии: отражение, активность, деятельность.

- Проблема возникновения и развития сознания.

- Проблема индивида, личности, индивидуальности.

- Индивидуально-психологические особенности человека.

В курсе «Введение в общую психологию» реализуются следующие задачи:

1. Дать базовое представление о психике и закономерностях ее развития

2. Познакомить студентов с основными теоретическими подходами и направлениями в психологии

3. Показать роль теоретической психологии в решении практических задач.

Курс введения в общую психологию рассчитан на 1 семестр первого года обучения. Форма контроля – экзамен.

Данное пособие предназначено для студентов очного отделения.

Тематический план курса

Темы Аудиторные занятия, час. Самостоятельная работа студентов, час.
лекции Семинарские и практические
Предмет и задачи общей психологии
Основные этапы развития представлений о предмете психологии.
Понятия отражения и психики.
Эволюционное введение в психологию
Возникновение и развитие сознания.
Психологический анализ деятельности
Индивид. Личность. Индивидуальность
Индивидуально-психологические особенности человека
ИТОГО

Содержание разделов.

1. Предмет и задачи общей психологии

Предмет психологии. Взаимосвязь психологи с другими науками. Отрасли психологии. Соотношение житейской и научной психологии. Основные принципы и методы психологии. Задачи психологии.

2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

Представления о предмете в донаучной психологии. Развитие психологии в рамках философии. Материалистические и идеалистические направления изучения психики. Представления о предмете психологии в психологии сознания (В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс). Развитие представлений о предмете психологии в бихевиоризме и психоанализе (Дж. Уотсон, З. Фрейд). Современные представления о предмете психологии.

3. Понятия отражения и психики.

Отражение, его виды. Психическое отражение, его особенности. Структура психики. Психические свойства, состояния, процессы. Психические образования.

4. Эволюционное введение в психологию.

Развитие психики в филогенезе. Влияние на развитие психики строения нервной системы и характера взаимоотношений со средой. Тропизмы. Возникновение психики. Гипотеза А. Н. Леонтьева. Стадии и уровни психического отражения. Особенности психической деятельности человека и животных.

5. Возникновение и развитие сознания.

Происхождение и развитие сознания. Условия возникновения сознания. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Развитие психики в онтогенезе. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Понятие интериоризации-экстериоризации. Формирование высших психических функций.

6. Психологический анализ деятельности.

Общее представление о деятельности. Структура деятельности. Внутренняя и внешняя деятельности. Мотивы и цели деятельности. Действия как единица деятельности, его целенаправленный характер, способы выполнения действий.

7. Индивид. Личность. Индивидуальность.

Биологическое и социальное в человеке. Понятие индивида и личности. Индивидные свойства, их классификация и характеристика. Темперамент как форма интеграции индивидных свойств человека. Понятие личности в психологии. Свойства, структура личности. Развитие личности. Понятие индивидуальности. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность. Структура индивидуальности

8. Индивидуально-психологические особенности человека.

Понятие характера, свойств характера. Развитие характера. Взаимосвязь темперамента и характера. Акцентуации характера и их виду. Способности. Способности и задатки. Классификации способностей.

Предмет, основные принципы, методы и задачи общей психологии

По определению, психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Или, говоря кратко, это наука о законах порождения и функционирования психики.

Что же такое психика?

Психика – это форма активного отображения субъектом объекта реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулирующую функцию.

В соответствии с системным подходом, психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психика является предметом психологии.

Психология занимает особое место среди других наук. Ее уникальность заключается в том, что психологию нельзя однозначно отнести только к естественным или только к гуманитарным дисциплинам. Являясь естественно-гуманитарной наукой, психология занимает центральное место в системе современного человекознания, поскольку интегрирует информацию о человеке как биосоциальном существе.

Психология тесно связана с рядом наук о человеке. С одной стороны, психология связана с физиологией, анатомией, физикой, математикой. В частности, существуют такие смежные отрасли, как психофизика, психофизиология и др. С другой стороны, психология связана с философскими и социальными науками, такими, как социология, педагогика, логика, этика.

Современная психология представляет собой разветвленную систему наук, включающую теоретические и прикладные отрасли знаний. К теоретической психологии относятся общая психология, методология психологии и история психологии. Общая психология изучает основные закономерности развития психики. Методология психологии дает знания о базовых принципах, исходных фундаментальных теоретических положениях психологической науки. История психологии со­держит информацию об основных этапах развития психологи­ческой науки, концепциях выдающихся ученых.

Прикладная психология включает возрастную и педаго­гическую, юридическую, политическую, медицинскую и дру­гие отрасли. Возрастная психология изучает закономерности развития психики на разных возрастных этапах. Педагогиче­ская психология исследует психологические особенности про­цессов обучения и воспитания. В юридической психологии изучаются психические явления, связанные с осуществлением правовой деятельности, а также психологические особенности личности преступника, криминальная мотивация и др. Поли­тическая психология включает вопросы, касающиеся психоло­гических закономерностей и механизмов политической дея­тельности, борьбы за власть, личности политика. Медицинская психология изучает взаимодействие врача и пациента, особен­ности больного, психологические условия, способствующие успешному лечению.

Таким образом, область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта до борьбы мотивов личности. Задачи, решение которых требует психологических знаний, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора - широкого круга социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые, так или иначе, проявляются в их конкретной деятельности. Однако в целом,
исходя из структуры психологической науки, ее задачи можно условно разделить на теоретические и прикладные. К теоретическим относится изучение основных механизмов, за­кономерностей и факторов возникновения и развития психики. Прикладные задачи направлены на изучение психологических аспектов различных видов деятельности человека, закономер­ностей возрастного развития, условий, влияющих на возник­новение психических нарушений. К прикладным задачам также относятся разработка психологических рекомендаций по организации и проведению профотбора, повышению эф­фективности профессиональной деятельности, развитию твор­ческих способностей. Отдельно следует выделить задачу повышения психологической компетентности членов социума, пропаганду роли психологии в обществе, решаемую, в частности, через систему разветвленной психологической службы в образовании, внутренних дел, социальных служб и т. д.

Поскольку любая наука имеет в качестве своей основы житейский, эмпирический опыт, одним из источников знания для психологии как науки является житейская психология. Однако существуют и принципиальные отличия между ними. Во-первых, житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия.

Во-вторых, отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логических вытекающих из них следствий.

В-третьих, отличие житейской психологии от научной состоит в способах передачи знаний. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает их двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта – его конкретного и интуитивного характера. В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизируются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе, и передается с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

В-четвертых, отличие научной психологии от житейской состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным для житейской психологии. Материал этот накапливается, в том числе, в специальных отраслях психологической науки, указанных выше.

В-пятых, отличие житейской психологии от научной состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. Житейская психология ограничена наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Перед тем, как начать экспериментальное исследование или практическую работу каждый психолог вне зависимости от отрасли психологии проводит определенную теоретическую работу: он стремится представить ожидаемый результат, предвидеть его. Иначе говоря, перед началом работы каждый психолог должен иметь определенную теоретическую концепцию, включающую его идеи и замыслы.

Если психолог принадлежит к какой-то научной школе, он действует, опираясь на ее теоретические позиции. Однако большинство психологов-практиков не относят себя ни к какой научной теоретической школе и исходят из парадигмы, т.е. набора теоретических принципов, принятых большинством психологов во всем мире.

Например, положение теории Фрейда о том, что конфликт между желаемым и возможным может привести к неврозу – признается почти всеми психологами – и, как следствие, включено в парадигму, а положение о детской сексуальности и эдиповом комплексе – не включено. Для психологов-практиков парадигма выступает как совокупность признаваемых всеми теоретических положений, пусть даже не очень связанных между собой.

Парадигма позволяет психологу-практику использовать в своей работе теоретические и экспериментальные разработки самых разных теорий.

Принципы психологии можно разделить на две группы:

Общие – они применяются для анализа развития, функционирования и структуры психики независимо от ее уровня и сложности, т.е. применимы к анализу этого качества у всех его носителей;

Частные – они применяются для анализа развития, функционировани<

Наши рекомендации