Предмет, основные принципы, методы и задачи общей психологии
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Методические указания
Иркутск - 2008
Рецензент: канд. пед. наук, доц. З. В. Диянова
Составители: доц. кафедры общей психологии И. А. Конопак, аспирант кафедры общей психологии М. Ю. Кузьмин
Данное методическое пособие посвящено разделу общей психологии «введение в общую психологию». В нем кратко изложены основные этапы развития представлений о предмете и объекте психологии, структуре психологической науки, рассмотрены ведущие принципы и категории общей психологии, представлены основные научные школы.
Методическое пособие включает рисунки, таблицы, тесты для самоконтроля, глоссарий, рекомендуемую литературу. Адресовано студентам факультета психологии.
Введение.
Изучение любой науки невозможно без знакомства с ее базовыми категориями и принципами, методологией исследования, основными теоретическими положениями и историей развития. При подготовке специалистов-психологов такое знакомство происходит в рамках курса Введения в общую психологию, предлагаемого обычно в первом семестре.
В структуре психологического знания общая психология как одна из отраслей данной науки занимает центральное место. Являясь исключительно теоретической дисциплиной, она изучает основные закономерности развития психики. Вместе с тем, без знания этих закономерностей невозможно понять базовые положения практических отраслей психологии – социальной, возрастной, клинической, военной и др.
В общей психологии изучается генезис, развитие и функции психических процессов, состояний и свойств в сопоставлении различных точек зрения на данные проблемы. Однако без самого общего представления о сущности данных явлений, методов их изучения изучение самой общей психологии будет затруднено. Цель данного учебного курса заключается в формировании у студентов первоначальных представлений об основных понятиях психологической науки, ее ключевых проблемах, принципах и методах.
В связи с этим курс общей психологии предваряется курсом Введения в общую психологию.
Во введении в общую психологию затрагиваются следующие проблемы:
- Предмет и задачи общей психологии
- Основные принципы и методы общей психологии
- Основные этапы развития представлений о предмете психологии
- Основные понятия психологии: отражение, активность, деятельность.
- Проблема возникновения и развития сознания.
- Проблема индивида, личности, индивидуальности.
- Индивидуально-психологические особенности человека.
В курсе «Введение в общую психологию» реализуются следующие задачи:
1. Дать базовое представление о психике и закономерностях ее развития
2. Познакомить студентов с основными теоретическими подходами и направлениями в психологии
3. Показать роль теоретической психологии в решении практических задач.
Курс введения в общую психологию рассчитан на 1 семестр первого года обучения. Форма контроля – экзамен.
Данное пособие предназначено для студентов очного отделения.
Тематический план курса
№ | Темы | Аудиторные занятия, час. | Самостоятельная работа студентов, час. | |
лекции | Семинарские и практические | |||
Предмет и задачи общей психологии | ||||
Основные этапы развития представлений о предмете психологии. | ||||
Понятия отражения и психики. | ||||
Эволюционное введение в психологию | ||||
Возникновение и развитие сознания. | ||||
Психологический анализ деятельности | ||||
Индивид. Личность. Индивидуальность | ||||
Индивидуально-психологические особенности человека | ||||
ИТОГО |
Содержание разделов.
1. Предмет и задачи общей психологии
Предмет психологии. Взаимосвязь психологи с другими науками. Отрасли психологии. Соотношение житейской и научной психологии. Основные принципы и методы психологии. Задачи психологии.
2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.
Представления о предмете в донаучной психологии. Развитие психологии в рамках философии. Материалистические и идеалистические направления изучения психики. Представления о предмете психологии в психологии сознания (В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс). Развитие представлений о предмете психологии в бихевиоризме и психоанализе (Дж. Уотсон, З. Фрейд). Современные представления о предмете психологии.
3. Понятия отражения и психики.
Отражение, его виды. Психическое отражение, его особенности. Структура психики. Психические свойства, состояния, процессы. Психические образования.
4. Эволюционное введение в психологию.
Развитие психики в филогенезе. Влияние на развитие психики строения нервной системы и характера взаимоотношений со средой. Тропизмы. Возникновение психики. Гипотеза А. Н. Леонтьева. Стадии и уровни психического отражения. Особенности психической деятельности человека и животных.
5. Возникновение и развитие сознания.
Происхождение и развитие сознания. Условия возникновения сознания. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Развитие психики в онтогенезе. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Понятие интериоризации-экстериоризации. Формирование высших психических функций.
6. Психологический анализ деятельности.
Общее представление о деятельности. Структура деятельности. Внутренняя и внешняя деятельности. Мотивы и цели деятельности. Действия как единица деятельности, его целенаправленный характер, способы выполнения действий.
7. Индивид. Личность. Индивидуальность.
Биологическое и социальное в человеке. Понятие индивида и личности. Индивидные свойства, их классификация и характеристика. Темперамент как форма интеграции индивидных свойств человека. Понятие личности в психологии. Свойства, структура личности. Развитие личности. Понятие индивидуальности. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность. Структура индивидуальности
8. Индивидуально-психологические особенности человека.
Понятие характера, свойств характера. Развитие характера. Взаимосвязь темперамента и характера. Акцентуации характера и их виду. Способности. Способности и задатки. Классификации способностей.
Литература
1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.
2. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы
развития психологии. - СПб., 2000.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.
4. Соколова Е. Е. 13 диалогов о психологии. - М., 1995.
Литература
1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.
3. Соколова Е. Е. 13 диалогов о психологии. - М., 1995.
Понятия отражения и психики
Психика – это форма активного отображения субъектом реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулирующую функцию.
Свойствами психического отражения являются:
- активность. Организм активно реагирует на воздействие окружающей среды, активно приспосабливается к ее изменениям.
- опережающий характер психического отражения. Это связано с тем, что адекватная регуляция поведения организма в меняющейся среде невозможна без определенного предвидения будущего. А для этого необходимо отобрать информацию о прошлых изменениях среды, текущем ее состоянии и сформировать картину возможных в будущем ее изменений. Благодаря этому свойству, психическое отражение позволяет, по П. К. Анохину, «воспроизвести в микроинтервалах времени цепь событий, которые могут длиться целые годы».
- адекватность. Психическое отражение обеспечивает выделение во внешней среде факторов, которые способствуют сохранению жизни или представляют для нее угрозу.
- субъективность. Отражение окружающего мира осуществляется организмом в соответствии с той позицией, которую он в этом мире занимает. А позиция эта обусловлена особенностями его жизнедеятельности, его потребностями.
В зависимости от уровня, на котором проявляется субъективность (эмоциональный – рациональный, сознательный - бессознательный), она понимается, как:
- пристрастность или обусловленность отражения потребностями, интересами, установками;
- неточность или даже ошибочность;
- индивидуализированность или обусловленность отражения индивидуальными особенностями организма.
Итак, психическое отражение является активным, опережающим, адекватным и субъективным. Из сказанного становятся очевидными функции психики:
- сигнальная, которая ориентирует организм в окружающей среде;
- регулятивная – управляет поведением, корректирует его.
В упрощенном виде психика может быть представлена как система, состоящая из трех элементов:
Психика или самоуправление жизнедеятельности реализуется на двух уровнях: осознанном и неосознанном.
Литература
1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
Стадии развития психики | Формы психического отражения | Формы поведения |
1. Сенсорная | Чувствительность, отражение отдельного свойства (сигнал) | Приспособление, инстинкт |
2. Перцептивная | Отражение предмета в целом – чувственный образ | Навык |
3. Ручного интеллекта | Отражение физических связей и отношений предметов, представление | Интеллектуальное поведение |
В соответствии с представлениями об эволюции жизни психика в своем развитии проходит несколько этапов или стадий. Первая из них называется стадией элементарной чувствительности. Она свойственна насекомым, червям, ракообразным. На этой стадии отражаются отдельные качества, свойства предметов окружающего мира. Основной формой поведения являются инстинкты как врожденная программа поведения живых существ, способствующая сохранению вида.
На второй стадии развития психики внешний мир отражается уже не в форме отдельных свойств, а в их совокупности. Эта стадия перцептивной, или воспринимающей, психики. Перцептивная психика присуща большинству млекопитающих. Поведение животных, обладающих этой формой психического отражения, отличает пластичность, индивидуальная изменчивость. Инстинктивная форма поведения сохраняется, но становится менее жесткой, поскольку многие инстинктивные акты достраиваются в индивидуальном опыте животных. Возникает такая сложная форма индивидуального поведения, как навык.
На третьей стадии развития психики, стадии «ручного» интеллекта, отражаются не только сами предметы, но и объективные связи, в которых они находятся. Этой формой психики обладают наиболее высокоорганизованные животные (человекообразные обезьяны, крысы, дельфины, кошки и др.). «Ручной» интеллект связан с возникновением сложной формы поведения, называемой интеллектуальным поведением животных. Оно проявляется в способности животных решать двухфазные задачи и переносить решение в сходные ситуации. Многочисленные опыты с человекообразными обезьянами показывают, что их поведение состоит из двух фаз: первая фаза является подготовительной, а вторая - исполнительской, т. е. связана с достижением цели.
Эволюция психического отражения сопровождалась развитием и совершенствованием нервной системы. Обладателям элементарной психики присуща простейшая нервная система (сетевидная, диффузная). У животных с перцептивной психикой появляется сложно организованная центральная нервная система. У человекообразных обезьян она по своей организации близка к нервной системе человека. «Ручной» интеллект представляет верхнюю ступень в развитии психики животных.
При этом все формы развития психики животных качественно отличаются от сознания – формы психики, присущей только человеку. Во-первых, любое животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.
Во-вторых, животное создает орудие только в рамках конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. В отличии от животных человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.
В-третьих, хотя и животное, и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на раздражитель определенного типа, только человек присваивает общественный опыт. Общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения человек овладевает способами употребления орудий, способами общения.
Наконец, ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время, как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.
Литература
1. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. - М.; Воронеж, 1996.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.
3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.
Литература
1. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. - М.; Воронеж, 1996.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.
3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1979
Литература
1. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. - М.; Воронеж, 1996.
2. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. -М., 1981.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы современного человекознания. - М, 1996.
2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы современного человекознания. - М, 1996.
2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.
3. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. - М.; Воронеж,
1996.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.
Список литературы
Основная литература (О. л.)
1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы современного человекознания. - М, 1996.
2. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. - М.,
1995.
3. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. - М.; Воронеж, 1996.
4. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 1976.
5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М.,
1996.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.
7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.
9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы
развития психологии. - СПб., 2000.
10. Соколова Е. Е. 13 диалогов о психологии. - М., 1995.
Дополнительная литература (Д. л.)
1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.
2. ГодфруаЖ. Что такое психология. -М., 1992.
3. Гришпун И. Б. Введение в психологию. - М., 1994.
4. Психология / под ред. А. А. Крылова. - М., 1999.
5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-н/Д., 1997.
6. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. -М.; Воронеж,
1996.
Глоссарий
Бессознательное – широкий круг психических явлений от безусловных рефлексов до творческих способностей
Действие — единица деятельности; произвольная преднамеренная опосредствованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
Деятельность – целеустремленная активность, реализовывающая потребности субъекта.
Задатки - анатомо-физиологические и функциональные особенности нервной системы, выступающие природными предпосылками развития способностей.
Значение – обобщенная форма закрепления субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, определенном в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях.
Индивид – человек как единичное природное существо, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатков).
Индивидуальность - психологическая неповторимость отдельного, единичного человека взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях.
Личность - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Мотив – это совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность
Онтогенез – формирование психических структур в течение жизни отдельного организма, человека или животного.
Поведение — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
Потребность – субъективное состояние организма, выражающее его объективную необходимость в предметах окружающего мира
Принцип детерминизма – принцип, требующий объяснять изучаемые явления закономерным взаимодействием факторов, доступных опытному контролю
Принцип развития – принцип, предполагающий, что психологические закономерности раскрываются в процессе развития.
Принцип системности – принцип, требующий рассматривать все объекты как системы т. е. как совокупность элементов, которые образуют определенное единство.
Принципы психологии – это нормы, которыми руководствуется психолог в своей деятельности при интерпретации фактов
Психика – это форма активного отображения субъектом объекта реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулирующую функцию.
Психические процессы – Отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятия, мышление и др.).
Психические свойства - это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.
Психические состояния – особая форма психической реализации, которая связана со специфическим эмоциональным самочувствием, вызванным переживанием значимых для человека событий
Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.
Смысл - личностное значение тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта.
Сознание – это форма отражения действительности в ее объективных, устойчивых свойствах и в отделенности от наличных к ней отношений человека
Темперамент - совокупность формально-динамических характеристик поведения человека, проявляющаяся в его общей активности, временных характеристиках (темпе, ритме, поведения) и особенностях эмоционального реагирования.
Филогенез – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
Язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов.
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Методические указания
Иркутск - 2008
Рецензент: канд. пед. наук, доц. З. В. Диянова
Составители: доц. кафедры общей психологии И. А. Конопак, аспирант кафедры общей психологии М. Ю. Кузьмин
Данное методическое пособие посвящено разделу общей психологии «введение в общую психологию». В нем кратко изложены основные этапы развития представлений о предмете и объекте психологии, структуре психологической науки, рассмотрены ведущие принципы и категории общей психологии, представлены основные научные школы.
Методическое пособие включает рисунки, таблицы, тесты для самоконтроля, глоссарий, рекомендуемую литературу. Адресовано студентам факультета психологии.
Введение.
Изучение любой науки невозможно без знакомства с ее базовыми категориями и принципами, методологией исследования, основными теоретическими положениями и историей развития. При подготовке специалистов-психологов такое знакомство происходит в рамках курса Введения в общую психологию, предлагаемого обычно в первом семестре.
В структуре психологического знания общая психология как одна из отраслей данной науки занимает центральное место. Являясь исключительно теоретической дисциплиной, она изучает основные закономерности развития психики. Вместе с тем, без знания этих закономерностей невозможно понять базовые положения практических отраслей психологии – социальной, возрастной, клинической, военной и др.
В общей психологии изучается генезис, развитие и функции психических процессов, состояний и свойств в сопоставлении различных точек зрения на данные проблемы. Однако без самого общего представления о сущности данных явлений, методов их изучения изучение самой общей психологии будет затруднено. Цель данного учебного курса заключается в формировании у студентов первоначальных представлений об основных понятиях психологической науки, ее ключевых проблемах, принципах и методах.
В связи с этим курс общей психологии предваряется курсом Введения в общую психологию.
Во введении в общую психологию затрагиваются следующие проблемы:
- Предмет и задачи общей психологии
- Основные принципы и методы общей психологии
- Основные этапы развития представлений о предмете психологии
- Основные понятия психологии: отражение, активность, деятельность.
- Проблема возникновения и развития сознания.
- Проблема индивида, личности, индивидуальности.
- Индивидуально-психологические особенности человека.
В курсе «Введение в общую психологию» реализуются следующие задачи:
1. Дать базовое представление о психике и закономерностях ее развития
2. Познакомить студентов с основными теоретическими подходами и направлениями в психологии
3. Показать роль теоретической психологии в решении практических задач.
Курс введения в общую психологию рассчитан на 1 семестр первого года обучения. Форма контроля – экзамен.
Данное пособие предназначено для студентов очного отделения.
Тематический план курса
№ | Темы | Аудиторные занятия, час. | Самостоятельная работа студентов, час. | |
лекции | Семинарские и практические | |||
Предмет и задачи общей психологии | ||||
Основные этапы развития представлений о предмете психологии. | ||||
Понятия отражения и психики. | ||||
Эволюционное введение в психологию | ||||
Возникновение и развитие сознания. | ||||
Психологический анализ деятельности | ||||
Индивид. Личность. Индивидуальность | ||||
Индивидуально-психологические особенности человека | ||||
ИТОГО |
Содержание разделов.
1. Предмет и задачи общей психологии
Предмет психологии. Взаимосвязь психологи с другими науками. Отрасли психологии. Соотношение житейской и научной психологии. Основные принципы и методы психологии. Задачи психологии.
2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.
Представления о предмете в донаучной психологии. Развитие психологии в рамках философии. Материалистические и идеалистические направления изучения психики. Представления о предмете психологии в психологии сознания (В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс). Развитие представлений о предмете психологии в бихевиоризме и психоанализе (Дж. Уотсон, З. Фрейд). Современные представления о предмете психологии.
3. Понятия отражения и психики.
Отражение, его виды. Психическое отражение, его особенности. Структура психики. Психические свойства, состояния, процессы. Психические образования.
4. Эволюционное введение в психологию.
Развитие психики в филогенезе. Влияние на развитие психики строения нервной системы и характера взаимоотношений со средой. Тропизмы. Возникновение психики. Гипотеза А. Н. Леонтьева. Стадии и уровни психического отражения. Особенности психической деятельности человека и животных.
5. Возникновение и развитие сознания.
Происхождение и развитие сознания. Условия возникновения сознания. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Развитие психики в онтогенезе. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Понятие интериоризации-экстериоризации. Формирование высших психических функций.
6. Психологический анализ деятельности.
Общее представление о деятельности. Структура деятельности. Внутренняя и внешняя деятельности. Мотивы и цели деятельности. Действия как единица деятельности, его целенаправленный характер, способы выполнения действий.
7. Индивид. Личность. Индивидуальность.
Биологическое и социальное в человеке. Понятие индивида и личности. Индивидные свойства, их классификация и характеристика. Темперамент как форма интеграции индивидных свойств человека. Понятие личности в психологии. Свойства, структура личности. Развитие личности. Понятие индивидуальности. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность. Структура индивидуальности
8. Индивидуально-психологические особенности человека.
Понятие характера, свойств характера. Развитие характера. Взаимосвязь темперамента и характера. Акцентуации характера и их виду. Способности. Способности и задатки. Классификации способностей.
Предмет, основные принципы, методы и задачи общей психологии
По определению, психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Или, говоря кратко, это наука о законах порождения и функционирования психики.
Что же такое психика?
Психика – это форма активного отображения субъектом объекта реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулирующую функцию.
В соответствии с системным подходом, психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психика является предметом психологии.
Психология занимает особое место среди других наук. Ее уникальность заключается в том, что психологию нельзя однозначно отнести только к естественным или только к гуманитарным дисциплинам. Являясь естественно-гуманитарной наукой, психология занимает центральное место в системе современного человекознания, поскольку интегрирует информацию о человеке как биосоциальном существе.
Психология тесно связана с рядом наук о человеке. С одной стороны, психология связана с физиологией, анатомией, физикой, математикой. В частности, существуют такие смежные отрасли, как психофизика, психофизиология и др. С другой стороны, психология связана с философскими и социальными науками, такими, как социология, педагогика, логика, этика.
Современная психология представляет собой разветвленную систему наук, включающую теоретические и прикладные отрасли знаний. К теоретической психологии относятся общая психология, методология психологии и история психологии. Общая психология изучает основные закономерности развития психики. Методология психологии дает знания о базовых принципах, исходных фундаментальных теоретических положениях психологической науки. История психологии содержит информацию об основных этапах развития психологической науки, концепциях выдающихся ученых.
Прикладная психология включает возрастную и педагогическую, юридическую, политическую, медицинскую и другие отрасли. Возрастная психология изучает закономерности развития психики на разных возрастных этапах. Педагогическая психология исследует психологические особенности процессов обучения и воспитания. В юридической психологии изучаются психические явления, связанные с осуществлением правовой деятельности, а также психологические особенности личности преступника, криминальная мотивация и др. Политическая психология включает вопросы, касающиеся психологических закономерностей и механизмов политической деятельности, борьбы за власть, личности политика. Медицинская психология изучает взаимодействие врача и пациента, особенности больного, психологические условия, способствующие успешному лечению.
Таким образом, область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта до борьбы мотивов личности. Задачи, решение которых требует психологических знаний, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора - широкого круга социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые, так или иначе, проявляются в их конкретной деятельности. Однако в целом,
исходя из структуры психологической науки, ее задачи можно условно разделить на теоретические и прикладные. К теоретическим относится изучение основных механизмов, закономерностей и факторов возникновения и развития психики. Прикладные задачи направлены на изучение психологических аспектов различных видов деятельности человека, закономерностей возрастного развития, условий, влияющих на возникновение психических нарушений. К прикладным задачам также относятся разработка психологических рекомендаций по организации и проведению профотбора, повышению эффективности профессиональной деятельности, развитию творческих способностей. Отдельно следует выделить задачу повышения психологической компетентности членов социума, пропаганду роли психологии в обществе, решаемую, в частности, через систему разветвленной психологической службы в образовании, внутренних дел, социальных служб и т. д.
Поскольку любая наука имеет в качестве своей основы житейский, эмпирический опыт, одним из источников знания для психологии как науки является житейская психология. Однако существуют и принципиальные отличия между ними. Во-первых, житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия.
Во-вторых, отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логических вытекающих из них следствий.
В-третьих, отличие житейской психологии от научной состоит в способах передачи знаний. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает их двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта – его конкретного и интуитивного характера. В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизируются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе, и передается с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.
В-четвертых, отличие научной психологии от житейской состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным для житейской психологии. Материал этот накапливается, в том числе, в специальных отраслях психологической науки, указанных выше.
В-пятых, отличие житейской психологии от научной состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. Житейская психология ограничена наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
Перед тем, как начать экспериментальное исследование или практическую работу каждый психолог вне зависимости от отрасли психологии проводит определенную теоретическую работу: он стремится представить ожидаемый результат, предвидеть его. Иначе говоря, перед началом работы каждый психолог должен иметь определенную теоретическую концепцию, включающую его идеи и замыслы.
Если психолог принадлежит к какой-то научной школе, он действует, опираясь на ее теоретические позиции. Однако большинство психологов-практиков не относят себя ни к какой научной теоретической школе и исходят из парадигмы, т.е. набора теоретических принципов, принятых большинством психологов во всем мире.
Например, положение теории Фрейда о том, что конфликт между желаемым и возможным может привести к неврозу – признается почти всеми психологами – и, как следствие, включено в парадигму, а положение о детской сексуальности и эдиповом комплексе – не включено. Для психологов-практиков парадигма выступает как совокупность признаваемых всеми теоретических положений, пусть даже не очень связанных между собой.
Парадигма позволяет психологу-практику использовать в своей работе теоретические и экспериментальные разработки самых разных теорий.
Принципы психологии можно разделить на две группы:
Общие – они применяются для анализа развития, функционирования и структуры психики независимо от ее уровня и сложности, т.е. применимы к анализу этого качества у всех его носителей;
Частные – они применяются для анализа развития, функционировани<