Для очно-заочной формы обучения

№ п/п Раздел дисциплины Общая трудоёмкость(часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
аудиторные учебные занятия самостоятельная работа обучающихся
всего лекции семинары, практические занятия
1. Психологическая характеристика делового общения ПР-2
2. Психотехники эффективного делового общения ПР-2
3. Экзамен  
4. Итого УО-4

Собеседование (УО-1), коллоквиум (УО-2), зачет (УО-3), экзамен по дисциплине, модулю (УО-4), тесты (ПР-1), контрольные работы (ПР-2), эссе (ПР-3), рефераты (ПР-4), курсовые работы (ПР-5), научно-учебные отчеты по практикам (ПР-6), отчеты по научно-исследовательской работе студентов (НИРС) (ПР-7), программы компьютерного тестирования (ТС-1), учебные задачи (ТС-2), комплексные ситуационные задания (ТС-3).

4.2 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание
Психологическая характеристика делового общения  
Содержание лекционного курса
1.1. Характеристика делового общения, предмет, задачи   Степень научной разработанности проблемы. Предмет и задачи делового общения как отрасли психологической науки. Потребность в общении и её природа, психологическая структура делового общения, классификация видов общения, его средства и функции
1.2 Коммуникативная культура в деловом общении Понятие коммуникативной культуры. Общепринятые нравственные требования к общению. Коммуникационный процесс. Коммуникативные роли
1.3 Этические нормы и правила деловой беседы Понятие профессиональной этики. Происхождение и сущность профессиональной этики. Виды профессиональной этики, их особенности. Классификация этических кодексов. Функции норм профессиональной этики.
1.4 Виды и стили делового общения Виды делового общения (контакт масок, примитивное общение, формально-ролевое, деловое общение, духовное, манипулятивное общение, светское общение). Стили общения (ритуальный, манипулятивный, гуманистический). Управление деловым общением.
1.5 Этика и культура поведения в организации и управленческое общение Типы взаимоотношений в коллективе. Деловые отношения в коллективе. Неформальные отношения в коллективе. Ошибки руководителей в общении с коллективом. Стили руководства.
Темы практических/семинарских занятий
1.1 Основы делового общения Семинарские вопросы: 1. История развития делового общения. 2. Понятие деловое общение, объект, предмет. 3. Научные основы делового общения. 4. Предмет и задачи учебной дисциплины. 5. Методология, методы и методика делового общения. Терминологический тезаурус: «этика», «общение», «деловое общение», «коммуникация»
1.2 Феноменология делового общения 1. Сущность и структура делового общения. 2. Основные виды и формы делового общения. 3. Коммуникативно-информационная сторона делового общения. 4. Какова роль и место коммуникации в профессиональной деятельности в межличностном общении? 5. Какова структура коммуникативного процесса и основные его составляющие? 6. Что означает понятие коммуникации в узком и широком смысле слова?
1.3 Этические нормы и правила деловой беседы 1. Как соотносятся понятия этика и этикет? 2. Чем отличается деловой этикет от неформального? 3. Сформулируйте основные принципы делового этикета? 4. Что представляет собой деловая репутация? 5. В старинных русских пословицах, приведенных ниже, заложены определенные требования этикета. Как вы понимаете эти требования? Можно ли их использовать сегодня? «Благовоспитанному сыну отцов приказ не ломит спину». «Кричать, да спорить, да браниться во всяком месте не годится». «А где как честь хранится строго, там не должно болтать-де много». «Похвала доброт твоих быть должна в устах других». 1. Приведите свои примеры пословиц, поговорок, изречений по поводу соблюдения этикета. 2. Значение делового общения и его особенности. Формы и организация общения. Эффективность деловой коммуникации. 3. Сущность и виды бесед: деловая, кадровая, дисциплинарная, организационные беседы, беседы с посетителями. Модель организации деловой беседы. 4. Виды выступлений. Приемы, используемые для придания речи характера публичного выступления. Аргументация и структура выступления.
1.4 Этические принципы и правила поведения в профессиональной среде 1. Роль этики в деловом общении 2. Основные этические принципы общения, используемые при деловом взаимодействии. 3. Роль этикета и культуры поведения психолога 4. Основные правила делового этикета. 5. Составляющие элементы имиджа психолога, фирмы. Сущность корпоративной культуры. Терминологический тезаурус:корпоративная культура, этикет, корпоративная культура, имидж
1.5 Имидж персонала Вопросы для обсуждения 1. Что такое имидж? 2. Каковы составляющие имиджа личности? 3.Каковы этапы построения имиджа? 4. Охарактеризовать деловой стиль одежды. 5. Каковы принципы построения делового имиджа? 6. Каковы основные формы выражения делового имиджа? 7. Каков внешний облик делового человека? 8. Каково значение положительного делового имиджа для служебной карьеры? 9. Как связаны понятие имиджа и смысл поговорки: «По одежде встречают, по уму провожают»? 10. Что конкретно может стоять за выражением: «Умеет пыль в глаза пустить»? 11. Кто из ваших знакомых имеет имидж, соответствующий его профессии и должности? Кто не имеет? А вы сами? Практическое задание: 1. Попросите друга ответить на вопросы об особенностях вашего внешнего вида: манеры одеваться, походки, излюбленных поз, жестикуляции, звучания голоса, выражения лица, взгляда, улыбки. Интересно было бы узнать, вызывает ли какие-нибудь ассоциации ваш образ с цветом, запахом, формой, движением, растением, животным, предметом. Какого литературного или киногероя вы ему напоминаете? 2. Следующая группа вопросов позволит вам получить представление о том, каким человеком вы кажетесь окружающим (по книге Я.А. Лупьяна «Барьеры общения, конфликты, стресс»): а) Часто ли к вам обращаются на улице с вопросами? б) Часто ли вас обсчитывают? в) Часто ли к вам обращаются с сомнительными предложениями? г) Как к вам относятся: дети; неуверенные в себе люди; старшие? д) Как к вам относятся в коллективе: снисходительно, на равных, с уважением, с завистью, с подобострастием, с любовью, со страхом, не замечают? Подумайте, что это означает, чем вызвано такое отношение к вам?
Психотехники эффективного делового общения  
Содержание лекционного курса
2.1 Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) Понятие социальной перцепции. Эффективность восприятия и источники ошибок.  
2.2 Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека. Психологические механизмы восприятия
2.3 Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле транзактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.
2.4 Взаимодействие как организация совместной деятельности в деловом общении Понятие межличностного взаимодействия. Классификация взаимодействия и поведение в совместной деятельности.  
2.5 Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) Основные элементы коммуникации. Особенности вербальной коммуникации. Коммуникативные барьеры. Тезаурус: функции общения; коммуникативная сторона общения; интерактивная сторона общения; перцептивная сторона общения; невербальная сторона общения; этапы общения
2.6 Методы развития коммуникативных способностей. Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения.
2.7 Слушание в деловом общении Понятие слушания в деловом общении. Причины не эффективного слушания. Ошибки слушания. Виды слушания. Обратная связь в процессе слушания
2.8 Деловая беседа   Функции деловой беседы. Цель беседы. Основные фазы беседы. Подготовка к беседе. Вопросы, задаваемые в беседе.
2.9 Кадровые и дисциплинарные беседы Учет черт характера собеседника в деловой беседе. Собеседование при приеме на работу. Собеседование при увольнении с работы. Дисциплинарные беседы.
2.10 Деловое совещание: подготовка и проведение   Деловые совещания: проблемные, инструктивные и оперативные. Факторы, снижающие эффективность совещания. Основные понятия темы: деловая беседа; нейтрализация замечаний; фазы беседы; психологические типы собеседников; проблемные, дисциплинарные беседы; деловое совещание.
2.11 Способы и методы ведения переговоров Общая характеристика переговоров. Основные стадии переговоров. Классификации видов переговоров. Субъекты и предмет переговоров. Понятия «решение» и «результат» переговоров.
2.12 Технология ведения переговоров: основные этапы переговоров и способы подачи позиций Основные этапы переговоров. Постановка целей и задач. Стратегическая линия и тактические приемы. Проведение переговоров Основные понятия темы: переговоры; сотрудничество; переговорный механизм; этапы переговоров; переговорный процесс; субъекты переговоров; предмет перговоров; стратегическая линия переговоров; тактические приемы переговоров.
2.13 Психологические особенности ведения деловых дискуссий Деловые дискуссии. Публичные выступления. Затруднения возникающие в публичном выступлении. Аргументация.  
2.14 Типы публичных речей   Типы публичных речей. Этапы коммуникации и их задачи. Начало и завершение выступления, особенности. Закон края.
2.15 Обратная связь и управление вниманием аудитории Обратная связь в выступлении перед аудиторией. Управление вниманием. Приёмы привлечения внимания. Доказательство. Тезис в доказательстве
2.16 Активизация слушателей Активизация слушателей. Правила применения наглядности. Подготовка и проведение презентации. Определение цели презентации. Алгоритм процесса подготовки презентации
2.17 Деловая переписка Документ. Реквизиты. Деловое письмо. Классификация деловых писем. Структура делового письма.
2.18 Типовые ситуации делового общения Типовые ситуации общения. Манипуляции и защита от них. Способы защиты от манипуляций.
2.19 Разработка стратегии ведения делового разговора Сценарий делового разговора. Необходимые части делового разговора. Разговор по телефону накануне встречи
2.20 Телефонный деловой разговор Временной регламент де­лового телефонного разговора. Композицион­ные части. Несанкционированные и санкционированные телефонные звонки
2.21 Обстановка общения и этикетные формулы. Ты- и Вы-общение Обстановка общения и этикетные формулы. Ты- и Вы-общение. Этикет и социальный статус адресата
2.22 Особенности коммуникации в электронных сетях Компьютерная тревожность. Компьютерная самоэффективность. Мотивация пользования электронными сетями. Особенности общения в электронных сетях. Взаимодействие между пользователями в сети. Позитивное влияние Интернет-коммуникации.
Темы практических/семинарских занятий
2.1 Восприятие в процессе общения 1. Социальная перцепция как психологический феномен 2. Этнические или национальные стереотипы 3. Ошибки восприятия: фактор превосходства, фактор привлекательности, фактор отношения к нам. 4. Системы представления информации (аудиалы, визуалы, кинестетики) 5.
2.2 Вербальные и невербальные средства общения 1. Дайте определение вербальной коммуникации и назовите функции ею выполняемые 2. Дайте определение невербальной коммуникации и назовите функции ею выполняемые. 3. Что общего и различного между вербальной и невербальной коммуникацией? 4. Для чего используется невербальный язык общения? 5. Назовите и охарактеризуйте невербальные системы общения. 6. Почему важно понимать язык телодвижений? Как можно научиться этому? 7. Почему язык телодвижений неоднозначен? 8. Как с помощью соответствующих жестов и позы можно попытаться снять напряженное состояние партнера? 9. Если партнер не сообщает о своем решении, но видно, что он настроен негативно, что можно предпринять, чтобы изменить его расположение? 10. Почему предпочтительно угловое расположение партнеров за столом переговоров?
2.3 Интерактивная сторона общения 1. Назовите типы взаимодействия людей в процессе общения и охарактеризуйте их. 2. Назовите стратегии поведения человека в разных ситуациях и приведите примеры. 3. Назовите позиции взаимодействия в русле трансактного анализа и дайте их характеристику. 4. В чем заключается специфика взаимодействий с позиции ориентации на понимание и с позиции ориентации на контроль? 5. Средства воздействия на межличностные отношения субъекта с реальным миром
2.4 Взаимодействие как организация совместной деятельности 1. Определите понятие «межличностное взаимодействие». В чем заключается его суть и каковы составляющие? 2. Что побуждает людей взаимодействовать друг с другом и каков механизм межличностного взаимодействия? 3. Какие формы взаимодействия существуют? 4. Какие стили взаимодействия существуют и какой из них является наиболее продуктивным? 5. Для чего нужна предварительная информация о партнере?
2.5 Коммуникативная сторона общения 1. Перечислите основные элементы коммуникации и дайте им характеристику. 2. Назовите основные характеристики коммуникативной стороны общения и коммуникативные позиции субъектов общения. 3. Назовите два пути обмена информацией в процессе общения и дайте им характеристику. 4. Назовите различные типы коммуникативных барьеров и дайте им характеристику.
2.6 Методы развития коммуникативных способностей 1. Охарактеризуйте методы развития коммуникативных способностей? 2. Какие виды слушания существуют и какие приемы характеризуют активное рефлексивное слушание? 3. Какие приемы слушания существуют и для решения каких задач их применяют? 4. Какие три метода способствуют научению эффективному слушанию?
2.7   5. Почему нужно уметь слушать? 6. Как преодолеть крайности мужского и женского стилей слушания? 7. Зачем нужна положительная установка по отношению к неприятному собеседнику? 8. Сотрудник взволнованно рассказывает о конфликтной ситуации, которая представляет для вас интерес. Как его нужно слушать? З а д а н и я 1. Обратите внимание на манеру слушать своих друзей и партнеров. Умеют ли они слушать? Придерживаются ли установок эффективного слушания те собеседники, с которыми приятно разговаривать? 2. Проанализируйте, какой стиль слушания - мужской или женский - вам ближе, нет ли привычек, мешающих собеседнику и обнаруживающих ваше неумение слушать. 3. Проведите небольшие эксперименты с близкими дру- зьями. Попробуйте во время разговора сделать непрони- цаемое лицо и никак не реагировать на слова собеседника, В другом разговоре попробуйте усердно кивать и преувеличенно отражать эмоции партнера. В третьем случае примите ту же позу, что и собеседник, а когда он разговорится, резко измените ее. Внимательно следите за состоянием рассказчиков во всех экспериментах. Результаты обсудите с ними. Последний эксперимент позволяет прийти к выводу: подражание позе и жестам партнера создает комфортную обстановку разговора, помогает собеседнику раскрыться, неподражание действует наоборот. 4. Потренируйтесь в различных типах слушания в разных ситуациях общения. 5. Постарайтесь использовать как можно больше приемов активного слушания в деловом разговоре.
2.8 Этнические особенности делового общения разных стран 1. Этнические особенности делового общения в России 2. Этнические особенности делового общения Китая 3. Этнические особенности делового общения стран Европы 4. Этнические особенности делового общения стран ближнего зарубежья (две на выбор). 5. Этнические особенности делового общения стран восточного региона (две на выбор).
2.9 Технологии эффективного слушания и передачи информации 1. Объясните, каким образом соотносятся между собой понятия психологического воздействия, власти и влияния. 2. Раскройте понятие психологического влияния. Опишите основные способы влияния. 3. Объясните, каким образом можно применять технику влияния на людей: убеждение 4. Определите факторы, от которых зависит эффективность убеждения. 5. Что можно будет сказать в завершение делового разговора, который закончится отказом партнера принять ваше предложение? 6. Почему не рекомендуют сообщать в телефонном разговоре всю информацию, касающуюся делового предложения?
2.10 Убеждение, способы аргументации, работа с возражениями 1. Приемлемо ли в деловом общении использовать техники внушения и манипуляция сознанием? 2. Приемлемо ли в деловом общении поддерживать неформальный стиль общения с подчинёнными? 3. Какие существую способы сопротивления манипулятивным воздействиям 4. Актуализатор и Манипулятор. Чья позиция эффективнее
2.11 Деловые мероприятия и правила их проведения 1. Научная конференция, правила её организации и проведения. 2. Пресс-конференция правила её организации и проведения 3. Презентация правила её организации и проведения 4. Деловые приёмы (фуршеты, банкеты, деловые обеды, ужины), их специфика и правила проведения. 5. День открытых дверей правила организации и проведения
2.12 Конфликтное взаимодействие в деловом общении Цель: закрепить изученный материал и развить умение конструктивного выхода из конфликтных ситуаций. Ход занятия Деловая игра: Учащиеся делятся на тройки: двое подчинённых и их руководителя. Каждый из групп необходимо инсценировать ситуацию конфликтного взаимодействия, столкновения интересов. Задача руководителя – психологически грамотно урегулировать конфликт. Задача подчинённых отстаивать свои интересы. Перечень ситуаций для проигрывания: 1. Ситуация служебного разбирательства по поводу того, кто допустил халатность и подлежит увольнению. 2. Ситуация конфликта из-за путёвки в санаторий, которая должна достаться только одному из подчинённых. 3. Ситуация служебного разбирательства частых межличностных конфликтов двух сотрудниц из-за любовного треугольника в отделе. 4. Ситуация продвижения по службе одного из двух новых сотрудников. 5. Ситуация в которой необходимо выработать решение кто останется выполнять сверхурочную работу.   После каждой инсценировки следует коллективное обсуждение на предмет управленческой грамотности принятого решения, ошибок и сильных сторон коммуникации и рассматриваются другие альтернативы выхода из конфликтной ситуации.
2.13 Публичноевыступление 1.Что такое главная идея выступления и как ее определить? 2. Назначение рассыпного конспекта. Как его составить? 3. Как построить композицию выступления? 4. Зачем необходимо использовать разнообразные приемы изложения материала? 5. С какой целью используется вспомогательный материал? Как его применять? 6. Для чего нужна работа над текстом выступления? Каковы общие требования к его содержанию? 7. Как усвоить материал, чтобы успешно выступить? Задания 1) Подготовьте этот отрывок для выступления в аудитории (лекторское конспектирование), включив прием «диалогизации речи»: «Конфликты, возникающие по любым причинам, протекают особенно остро, если стороны не владеют элементарными психологическими познаниями и пренебрегают великим искусством общения. Знание приемов предупреждения и разрешения конфликтов полезно не только для хороших служебных взаимоотношений, но и для семейных, в частности супружеских. Ведь семейно-бытовые конфликты по статистике наиболее часты. И это несмотря на то, что подавляющее большинство людей вступает в брак по любви. Как известно, почти каждая третья пара разводится. Существуют методики предупреждения и разрешения семейных сор и конфликтов, которые издавна привлекали внимание писателей, социологов, психологов. Были выработаны многочисленные рекомендации по этим вопросам, знать которые полезно каждому человеку. Рассмотрим некоторые из них». (По Я.А. Лупьяну «Барьеры общения, конфликты, стресс» Мн., 1986, С. 138.) 2) Представьте эту информацию, используя различные приемы изложения: постановка проблемы; размышление; обоснование, описание, диалог с аудиторией: «Для поддержания жизни нужна вода. Обычно населенные пункты располагаются по берегам рек, которые одновременно используются для водоснабжения и спуска сточных вод. Находящиеся в них бактерии могут явиться причиной инфекционных заболеваний. Для предотвращения эпидемий необходима санитарная охрана водоемов». 3) Выберите тему для выступления в студенческой группе или компании друзей. Определите цель и главную идею выступления, наметьте предварительный план, подберите материал, составьте композицию и окончательный план выступления, сочините текст и прорепетируйте выступление. Примерные темы для выступления в студенческой группе. Информационные выступления: 1. Место, где мне хотелось бы побывать еще раз. 2. Время, которое мне приятно вспомнить. 3. Это было со мной впервые в жизни. 4. Как научиться успевать все делать. 5. Лето, которое я не забуду. 6. Эмоции и здоровье. 7. Что значит быть современным. 8. Мое представление об идеальном муже (идеальной жене). 9. Как избавиться от лени. 10. Как дарить цветы. 11. Как воспитать силу воли. 12. Как надо (не надо) готовиться к экзаменам. 13. Надо ли готовиться к семейной жизни. 14. Как можно готовить себя к будущей профессии. 15. Можно ли сохранить любовь. 16. НЛО и современная наука. 17. Как сохранить здоровье. 18. Самосовершенствование - путь к счастливой жизни. 19. Мое любимое место в городе. Агитационные выступления: 1. Занимайтесь спортом! 2. Берегите дружбу. 3. Фильм, который стоит посмотреть. 4. Ищите путь к себе. 5. Наша судьба — в наших руках!
2.14 Правила эффективной самопрезентации Цель: закрепить навыки успешной публичной самопрезентации личности. Ход занятия: защита творческих проектов самопрезентации собственной личности. Каждый из учащихся должен составить о своей личности 3-5 минутный ролик, в виде слайд-шоу или мини-фильма, где должен суметь психологически грамотно представить информацию о своих личностных и деловых качествах.
2.15 Публичное выступление 1. Что способствует установлению контакта со слушателями? 2. Какие компоненты выступления стимулируют внимание слушателей? 3. От чего зависит выбор конкретного приема мобилизации внимания? 4. Почему нежелателен первый вид положительной ре- и аудитории? 5. Почему вопрос слушателя рекомендуется повторить? 6. Почему предпочтительнее отвечать на вопросы кратко? 7. Что дает самоанализ выступления?
2.16 Психология полемики 1. Почему спор часто рождает ссору? 2. Что нужно для того, чтобы в споре родилась истина? 3. В чем разница между полемическими приемами и уловками? 4. В каких случаях люди прибегают к уловкам и запрещенным приемам? 5. Как оградить себя от запрещенных приемов в споре? 3адания Сделайте видеозапись и затем принесите её с собой на занятие. Внимательно проследите за полемикой по телевидению, в печати: за соблюдением правил ведения полемики, применением полемических приемов и уловок. В анализе представьте выявленные уловки оппонентов.
2.17 Специфика психологического влияния в деловом общении 1. Объясните, в чем заключается специфика НЛП как метода психологического влияния в управленческом процессе. 2. Какие личные качества руководителя могут вызвать подражание у подчиненных? Обоснуйте свой ответ. 3. Объясните специфику приказа как метода воздействия. Приведите способы повышения эффективности приказа. 4. Приведите доказательства положительного и отрицательного значения манипулирования в управленческой деятельности.
2.18 Типовые ситуации делового общения 1. Что можно сказать о характере и культурном уровне людей, которые преимущественно общаются на уровне: а) примитивном; б) манипулятивном; в) деловом; г) конвенциональном? 2. Каждый ли человек способен к духовному, манипулятивному общению? 3. Как знание особенностей поведения в различных типовых ситуациях общения может способствовать успешной карьере? 4. В каких случаях манипуляция бывает необходима? 5. По каким признакам можно распознать манипулятора? Задания 1. Проанализируйте, на каком уровне происходит ваше общение с друзьями, родными, знакомыми, преподавателями. 2. Вспомните примеры манипуляций, с которыми, возможно, вам пришлось столкнуться раньше или встретиться сейчас. Удалось ли вам избежать участи жертвы манипулирования? Если да, то как? Если нет, то что вы предполагаете предпринять сейчас? Приведите конкретные свои примеры.
2.19 Особенности делового общения 1. Какие значения имеет термин «критика»? 2. Считаете ли вы критику эффективным средством делового взаимодействия? 3. Какие виды деструктивной критики вы знаете? 4. Вспомните характеристики позитивной критики. 5. Какова цель щадящей критики? 6. При каких формах деловой коммуникации уместна критика? 7. При каких формах деловой коммуникации критика неуместна? Почему? 8. Прежде чем выступать с критикой, что необходимо сделать? 9. Каковы психологические издержки критики? 10. Как вести себя, если критикуют вас? 11. Что относится к технике нейтрализации замечаний? 12. Какие приемы используются для снижения негативного воздействия замечаний? 13. Как вы понимаете позитивные установки на восприятие критики? 14. Должна ли меняться тактика реагирования на замечания в зависимости от того, объективны они или субъективны?
2.20 Особенности конфликтов в деловом общении 1. Люди чаще реагируют в конфликте не на реальное положение вещей, а на свои представление о том, что происходит. Объясните в чем здесь разница, и какие это имеет последствия для поведения в конфликте. 2. Инцидент обычно не выступает глубокой причиной конфликта. Приведите примеры этого. К чему может привести отождествление инцидента и причины конфликта? 3. Приведите причины того, что люди чаще предпочитают занимать закрытую позицию в конфликте. К чему это приводит? Аргументируйте свой ответ. 4. Приведите доказательства эффективности отдельных стратегий поведения в конфликте
2.21 Обстановка общения и этикетные формулы. Ты- и Вы-общение 1. Как официальность обстановки влияет на выбор этикетных средств? 2. Чем отличаются Вы-общение от Ты-общения? 3. Какова дистанция официального общения? 4. Охарактеризуйте тональность официального общения. 5. Как зависит выбор этикетных средств от социального статуса ад­ресата? 6. В чем заключается специфика сложившейся в русском речевом эти­кете системы обращений? 7. Когда в деловом общении используются обращения-индексы? 8. Является ли обращение "господин — господа" универсальным? 9. Что включает в себя понятие "этикетный текст"? 10. Что такое церемония и каковы особенности проведения торжеств с точки зрения использования этикетных текстов? 11. Чем отличается знакомство в сфере делового общенияот знаком­ства в личной сфере общения?
2.22 Особенности коммуникации в электронных сетях 1) Особенности общения в электронных сетях. 2) Взаимодействие между пользователями в сети. 3) Позитивное влияние Интернет-коммуникации.




5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Методические указания по различным видам учебной работы студентов содержатся в разделе 9 данной рабочей программы. Материалы для подготовки к практическим (семинарским) занятиям предоставляются студентам в начале семестра в электронном виде и размещаются во внутренней сети вуза. Режим доступа: litera/ЮФ/кафедра ОиПП. Студентам предоставляются планы семинарских занятий, включающие перечень вопросов и заданий, методические рекомендации по подготовке и список литературы и источников. Там же размещаются вопросы и задания для промежуточного контроля.

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

В соответствии с ОПОП специалитета по специальности подготовки 37.05.02 Психология служебной деятельности изучение дисциплины «Деловое общения» направлено на формирование следующих компетенций:

способностью разрабатывать и использовать средства воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-10).

6.1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине (модулю)

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции Наименование оценочного средства
1. Психологическая характеристика делового общения ПК-10 устные выступления на практических занятиях;
2. Психотехники эффективного делового общения ПК-10 устные выступления на практических занятиях;
3. По всем раздела курса ПК-10 Тест

6.2. Типовые контрольные задания или иные материалы

В качестве формы промежуточного контроля знаний по дисциплине «Деловое общение» предусмотрен экзамен.

1. Подходы к определению понятия «Деловое общение».

2. Структура и этапы общения делового общения

3. Основные характеристики общения делового общения

4. Функции делового общения

5. Механизмы делового общения

6. Манера и стиль делового общения

7. Знаков невербального общения

8. Нравственные качества и базовые этические ценности делового человека

9. Деловые мероприятия: виды, краткая характеристика

10. Этические принципы делового общения

11. Корпоративная культура в деловом общении

12. Правила делового общения

13. Международный деловой этикет: страны ближнего и дальнего востока

14. Международный деловой этикет: европейские страны

15. Международный деловой этикет: Россия.

16. Психологическая техника установления раппорта формирования аттракции

17. Технологии эффективного слушания передачи информации

18. Понятие о психологическом влиянии и его виды

19. Убеждение, способы аргументации и работа с возражениями

20. Внушение в деловом общении

21. Манипуляции в деловом общении

22. Начальные представления о теории нейролингвистического программирования (основные аспекты, модели восприятия) его роль в деловом общении.

23. Конфликтное взаимодействие (сущность, структура, функции, участники)

24. Способы выхода из конфликтной ситуации.

25. Правила проведения дискуссии в деловом общении

26. Правила проведения совещания и переговоров в деловом общении

27. Правила проведения конференций, в деловом общении

28. Правила проведения конференций презентаций, дней открытых дверей в деловом общении

29. Правила организации и проведения не формальных деловых встреч (деловых завтраков, обедов, ужинов и т.д.).

30. Публичные выступления на сцене и телевидении

31. Собеседование при приёме на работу

32. Структура личности делового партнёра (типы личности, темперамент, акцентуации, роль бессознательного в аспекте делового взаимодействия).

33. Средства воздействия на межличностные отношения субъекта с реальным миром

Практические задания

(образцы типовых заданий)

Задание: проанализируйте ситуацию с точки зрения психологии делового общения. Установите, на каких уровнях осуществляется общение, какие функции реализуются, вид общения.

1. Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний – она расплакалась. Как добиться того, чтобы довести до нее свои соображения?

2. Вы приняли на работу молодого способного специалиста, только окончившего престижный институт. Он отлично справляется с работой. Уже закончил несколько проектов, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с обслуживающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление по поводу его грубости. Какие замечания и каким образом необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?

Критерии оценивания результатов обучения:

Требования, предъявляемые к ответам, направлены на проверку достигнутого студентами уровня овладения дисциплины и ориентированы на подготовку специалиста.

В результате освоения дисциплины обучающееся должны:

Знать:

- основные направления, проблемы, теории и методы психологии психологии;

- базовые термины и понятия по курсу;

- вклад ведущих психологов в развитие психологии психологии.

- особенности восприятия личности другого человека, типичные ошибки восприятия и понимания другого человека, механизмы общения, особенности вербальной и невербальной коммуникации;

- понятие теоретические и практические основы делового общения, основные способы делового общения.

Уметь:

- применять в соответствие с задачами средства диагностики коммуникативных способностей человека;

- установить доверительный контакт и диалог;

- анализировать формы коммуникативного взаимодействия в трудовых коллективах.

Владеть:

- механизмами идентификации, эмпатии и рефлексии;

- навыками проведения деловых бесед и переговоров.

В зависимости от успеваемости студента в течение учебного семестра и на основании теоретического опроса выставляются:

- «зачтено» - выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование проблемных ситуаций.

- «не зачтено» - выставляется студенту который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач или проблемных ситуаций

Студент, получивший за работу в семестре оценку «не зачтено», допускается к повторной пересдаче учебного материала.

Подготовка и выступление на практическом занятии.

Критерии оценки устного выступления(от 1 до 2 баллов за одно занятие):

1 балл – ответ на вопрос преподавате

Наши рекомендации