Группа «Недостаточное развитие»
Подгруппа «Тотальное недоразвитие»
Варианты «тотального недоразвития» | Простой уравновешенный тип | Аффективно-неустойчивый тип | Тормозимо-инертный тип | |
Показатели развития | ||||
Внешний вид, специфика поведения | Вполне вероятно наличие внешней стигматизации, в том числе ожирения. Ребенок непосредственен, может держаться без дистанции, в то же время достаточно спокоен. Ориентировочная реакция может быть как снижена, «приглушена», так и повышена (элементы полевого поведения). Обнаруживается моторная неловкость | Аналогично простой уравновешенной форме. Поведение часто носит полевой характер. Импульсивен, эйфоричен или, наоборот, дисфоричен, может быть агрессивен. Очень легок переход от эйфории к дисфории, внешне, как правило, ничем не обусловленный, не имеющий причины. Движения часто резкие, неловкие | Могут присутствовать признаки внешней стигматизации, часто встречается повышенная саливация. Чаще дети бывают повышенно упитанны. Ребенок неуклюжий, двигельно неловкий. Тихий, заторможенный, вялый и неактивный. В контакт вступает медленно, не сразу понимает, что от него хотят, очень долго «въезжает» в ситуацию. Часто чрезмерно зависим от взрослого. | |
Особенности латерализа- ции (домини рование пар ных органо- в чувств, рук, ног) | Этот показатель не является спе цифичным к данному варианту отклоняющегося развития. Од нако наличие знаков левшества осложняет общую картину и ди намику развития | Более специфично наличие знаков смешанной латерализации, чем при простой уравновешенной форме то тального недоразвития. Это является фактором, усугубляющим поведен ческие и когнитивные особенности | Этот показатель не является специфичным к данному варианту отклоняющегося развития | |
Темповые характеристики деятельности, работоспособность | Деятельность замедленная, однако в силу некритичности может выполнять задания достаточно быстро, но ябсолютно неправильно. Работоспособность может быть и нормальной (при отсутствии сопутствующей асте-низации), ребенок, как правило, мало пресыщаем | Чаще всего работает крайне импульсивно, темп может быть крайне неравномерен. При контроле взрослого и увеличении продуктивности деятельности темп резко падает. Быстро пресыщаем, на фоне пресыщения может дать аффективную вспышку. Работоспособность снижена, хотя в деструктивной деятельности в отдельных случаях может быть достаточно «работоспособен» | Темп деятельности выражение замедлен, ребенок инертен. В то же время отвлекаем и легко тормозим. Работоспособность невысокая, но в отдельных случаях может быть достаточной. Как правило, дети быстро пресыщаемы | |
Сформированность регуляторных функций (произвольность регуляции собственных действий, самоконтроль) | Отмечается недоразвитие регу-ляторных функций. Иногда с трудом работает даже под контролем взрослого, не удерживает задание. Контроль за собственной деятельностью малодоступен. В тяжелых случаях произвольная регуляция деятельности существует лишь на наиболее элементарных уровнях | Грубо несформирована (недоразвита) регуляторная функция на всех уровнях. Это является специфичным для данной формы тотального недоразвития | Сформированность регуляторных функции недостаточна, но может быть лучше, чем при аффективно-возбудимой форме. Скорее страдают высшие формы регуляции (программирование своей деятельности, самоконтроль), чем ее базовые компоненты | |
Адекватность | Явно недостаточна. Для данного варианта тотального недоразвития специфично наличие адекватных форм поведения на бытовом уровне, характерных для конкретных уровней недоразвития (глубины дефекта). Выраженность неадекватности зависит от глубины дефекта. | Грубо нарушена, вплоть до выраженной неадекватности | Порой создается впечатление достаточной адекватности, но при тщательном анализе видно, что в целом адекватность недостаточна, хотя ее формирование лучше, чем при аффективно-возбудимой форме. Ребенок адекватен к ситуации экспертизы (в силу неуверенности, заторможенности). В некоторых ситуациях (например, на уроке) может быть вполне адекватен |
Критичность | Чаще всего грубо снижена, в то же время ребенок может адек ватно реагировать на похвалу и неодобрение (порицание) со сто роны взрослых | Грубо нарушена, вплоть до выражен ной некритичности | Снижена, но в меньшей степени, чем при аффективно-возбудимой форме. Свои ошибки замечаются с трудом | |||
Обучаемость | Выражение снижена. Обучается медленно. Крайне затруднен пе ренос на аналогичный материал даже при подаче его в наглядно- действенной форме. При выра женной степени недоразвития крайне затруднена | Грубо снижена, в том числе за счет неадекватности и некритичности. Обучаемость снижена, как правило, грубее, чем при простой уравнове шенной форме | Аналогична обучаемости при про стой уравновешенной форме и за висит от тяжести состояния (выра женности тотального недоразви тия) | |||
Развитие когнитивной сферы | Тотальное недоразвитие всех высших психических функций (речемыслительной деятельности, различных видов памяти, внимания, конструктивного праксиса и т.п.), отсюда и название подгруппы. Значительное снижение продуктивности и результативности выполнения как вербальных, так и невербальных заданий. Выраженность состояния (соответствующий диагноз) определяется исходя из степени тотального недораз вития (глубины дефекта) | |||||
Игровая деятельность | Носит, как правило, манипуля- тивный характер, может подра жать взрослым во внешнем ри сунке действий. При легкой сте пени выраженности может со ответствовать игре детей более младшего возраста. В играх с другими детьми выполняет пас сивную роль, нуждается в орга низации игры. Не понимает условности игры, часто отсутствует "замещаю щая" игра | Носит манипулятивный и в то же время деструктивный характер. В общении со сверстниками могут быть агрессивны, эйфоричны. В игре стремится занять ведущую позицию, некритично относясь к невозможно сти этого (отсюда игровая деятель ность чаще всего приобретает дест руктивный характер) | Не всегда участвуют в играх. Ско рее склонны к помощи взрослым (наводить порядок, сортировать, раскладывать какие-либо предме ты и т.п.). В играх пассивны, игра в основном манипулятивная, под ражательная. Данную взрослым роль удерживает, однако очень инертен и в следующий раз с боль шим трудом переходит на новую (фиксируется на роли). Условный характер игры часто недоступен | |||
Особенности эмоциональ но-личностно го развития | Ребенок зависим, несамостояте лен, часто эмоционально упло- щен, незлобен, благодушен. Мо жет быть несколько эйфоричен. Самооценка неадекватна, ориен тирована на оценку другого че ловека, в том числе и другого ребенка. В силу снижения кри тичности притязания на успех неадекватны, чаще завышены | Вспыльчив, неуправляем, легко пе реходит от эйфории к дисфории и агрессии. Практически невозможен самостоятельный продуктивный кон такт с другими детьми из-за грубой некритичности. Самооценка не столько несформирована, сколько деформирована. В то же время край не импульсивен во всем | Часто плаксив, инертен в эмоцио нальных реакциях. Эмоциональ ные реакции уплощены. Зависим от взрослого, ориентирован на его реакции. Контакты с детьми уста навливает с трудом | |||
Необходимая развивающе- коррекцион- ная работа | Все варианты развивающе-кор- рекционной работы. В тяжелых случаях — развитие восприятия через специфические формы сен сорного воздействия. | В первую очередь, формирование произвольной регуляции деятельно сти, функции программирования и контроля на всех уровнях. Эти виды психологической помощи рекомендо вано проводить на фоне либо после курсов медикаментозного лечения. Психотерапевтическая работа с ро дителями. Любая коррекционная работа возможна лишь на фоне или после проведения курса медикамен тозной коррекции | Все варианты развивающе-коррек- ционной работы. При отсутствии неврологических осложнений по казана активная стимуляция, в том числе медикаментозная. | |||
Другие специалисты, необходимые ребенку | Специальный педагог (дефекто- лог), логопед, психиатр, эндок ринолог, генетик | Психиатр, Специальный педагог (де- фектолог), логопед, психотерапевт | Специальный педагог (дефекто- лог), логопед, психиатр, дополни тельно — генетик, эндокринолог | |||
Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием