Показания к использованию программы

Контингент детей, нуждающихся в работе по формированию произволь­ной регуляции деятельности, включает в себя достаточно широкий спектр типов отклоняющегося развития. Однако в рамках работы с каждой подгруп­пой детей этот вид работы может иметь как основное, так и вспомогатель­ное значение. В работе с детьми группы «Тотальное недоразвитие аффективно неустой­чивого типа» этот вариант коррекционной работы в большинстве случаев может быть применен только после проведения адекватного медикаментозного лечения. Для простого уравновешенного типа тотального недоразвития этот вариант может быть одним из вспомогательных в коррекционной работе.

Аналогичные задачи (вспомогательный элемент развивающей работы наряду с использованием других развивающих программ) решаются 'при работе с детьми, у которых выявляется темпово задержанный тип психичес­кого развития (гармонический инфантилизм).

В качестве основной коррекционной программы ФПР выступает при работе с детьми с парциальной несформированностью ВПФ преимущественно регуляторного и вербально-логического компонентов. Причем в последнем случае несформированность произвольности психической активности наблю­дается не всегда, но достаточно часто за счет сложности собственно речевой регуляции поведения.

В отдельных случаях такая коррекция бывает необходима при работе с детьми с дисгармоничным, преимущественно экстрапунитивным типом развития.

Для различных вариантов дефицитарного развития эта программа мо­жет быть рекомендована как один из базовых компонентов общего психи­ческого развития детей.

Противопоказания к использованию программы ФПР

Использование данной программы для работы с детьми с вариантами ис­каженного развития как минимум малоэффективно, а в ряде случаев может привести и к ухудшению состояния ребенка.

Абсолютными противопоказаниями является наличие у ребенка эпилеп­тической болезни, эписиндрома различной степени выраженности, даже пониженных порогов судорожной готовности. Это может относиться как к детям с локально поврежденным развитием, с тотальным недоразвитием различных типов, так и сопутствовать любому типу отклоняющегося раз­вития.

Часто в противопоказаниях к подобному виду коррекционной работы относятся дети, имеющие неврологический диагноз: «некомпенсированная гидроцефалия».

Описание программы

Программа состоит из пяти основных усложняющихся этапов, общей целью которых является формирование произвольной регуляции деятельно­сти ребенка.

Каждый этап представляет собой серию усложняющихся заданий, на­правленных на развитие возможности произвольной регуляции деятельности того или иного уровня и сложности. Например, второй этап направлен на формирование произвольной регуляции на уровне удержания «двигатель­ных программ»: от самых элементарных до сложных, состоящих из боль­шого количества последовательных движений различных частей тела.

В соответствии с основными принципами коррекционной работы все задания, преимущественно игровые, должны быть построены по принципу образности, имеют возрастную соотнесенность, то есть учитывают общий уровень развития ребенка (в том числе и мотивационные аспекты).

Каждый из этапов имеет серию как контрольных, так и сенсибилизи­рованных заданий и, что наиболее важно, не ограничен какими-либо жес­ткими сроками, а наоборот, предполагает в случае затруднений возврат к предыдущим этапам работы.

Следует отметить, что на всех «двигательных» этапах те или иные ре­гуляции формируются в последовательности, соответствующей ходу нормаль­ного онтогенеза, — как общим законам развития, так и законам развития движений (раздел 1.3.1).

Этап 1 заключается в работе над собственным телом. Важна фиксация внимания на ощущениях (на уровне мышечных) полного расслабления или, напротив, полного напряжения. Весь этап проходит в основном в положе­нии «лежа на спине».

Далее последовательно проводится работа с отдельными мышечными комплексами: напряжение, а затем полное расслабление отдельных частей тела в четкой последовательности:

— начиная от лица к плечам;

— от головы к рукам;

— от рук к туловищу и ногам;

— затем к группам мышц рук и ног (от мышц плеча к мышцам пред­плечья);

— к группам мышц кистей рук и стоп.

Далее выполняются игровые задания, ориентированные на выполнение изолированных движений конечностями и частями тела в определенной последовательности: рука (правая, левая) и так далее, заканчивая мышца­ми голени и стопы.

Этап 2 заключается в работе над последовательной серией произвольных движений. Данный этап проводится как лежа на спине, так и в положении «сидя» и «стоя».

Следует обратить особое внимание на последовательность подачи ребенку заданий с целью переноса контроля за выполнением извне (контроль со стороны взрослого) непосредственно на контроль за собственными действи­ями самим ребенком (интероризация навыка по П.Я. Гальперину).

На подэтапе 2А выполнение серий произвольных движений должно происходить первоначально по образцу (показу) и одновременно по развер­нутой речевой инструкции, когда пошаговый контроль обеспечивается спе­циалистом.

Далее специалист организует следование программе и контрольные дей­ствия (проверка напряжения или расслабления той или иной группы мышц). На этом промежуточном этапе контроль за правильностью выполнения тех или иных движений распределен между специалистом и ребенком.

Следующим может быть выполнение задания (оно должно иметь четкое название) только по речевой инструкции.

Заключительным разделом этапа можно считать правильное выполнение заданий ребенком только по названию заданий, с собственным контролем.

Подэтап 2Б включает в себя задания, формирующие произвольную регуляцию силы мышечного напряжения (тонуса) и направление приложе­ния силы, и выполняется в различных положениях (преимущественно сидя и стоя).

Примечание. На обоих подэтапах предусмотрены последовательные движе­ния как изолированно конечностями, так и всем телом, не включающие сложные реципрокные (билатеральные) взаимодействия конечяостей.

Этап 3 базируется на ранее освоенных умениях и дополняется выпол­нением вначале элементов реципрокных движений, а позднее — собствен­но реципрокных движений.

Работа на этом этапе также ведется в соответствии с законами развития движений: вначале элементарных в проксимальных частях конечностей, с постепенным усложнением и включением все более дистальных частей ко­нечностей (проксимо-дистальный закон), в направлении от головы к ногам (цефало-каудальный закон) с постепенным подключением в сложных пос­ледовательных движениях «всего тела». Работа на данном этапе включает в себя выполнение заданий и в позе на четвереньках (различные варианты ползания).

На данном этапе, как и на предыдущем, следует Обратить особое вни­мание на последовательность подачи ребенку заданий с целью переноса контроля за выполнением извне (контроль со стороны взрослого) непосред­ственно на контроль за собственными действиями самим ребенком.

Наэтапе 4 наибольшее внимание уделяется возможности произвольной регуляции собственно высших психических функций ребенка. Он представ­ляет из себя сочетание двигательных заданий и произвольного владения, в первую очередь, собственной речевой активностью, подразумевая, что воз­можность произвольной регуляции внимания, запоминания имманентно фор­мировалась и отрабатывалась на предыдущих этапах.

Здесь уместно использование различных вариантов «вербальных» игр, наряду с групповыми двигательными, когда ребенку приходится «ждать своей очереди», ограничивая тем самым (то есть организуя произвольность) не только моторную, но и речевую активность.

Этап 5 представляет из себя систему постепенно усложняющихся игр по правилам, в том числе и заданий, имеющих своей целью формирование и совершенствование коммуникативных навыков, реализуя тем самым форми­рование собственной эмоциональной регуляции деятельности.

В целях реализации этого этапа можно использовать отдельные задания и упражнения, предложенные М.И. Чистяковой (Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под. ред. М.И. Буянова. — 2-е изд. — М.: Просвещение — ВЛАДОС, 1995). Следует только помнить, что последовательность используемых заданий и упражнений дол­жна соответствовать заявляемым принципам (раздел 4.1), законам развития движений и последовательности формирования уровней произвольности психической активности (раздел 1.3.1).

Завершающей частью программы является постепенный переход к когни­тивным играм с удержанием правил и возможностью контроля не только за собственной частью игры, но и за выполнением правил игры партнерами.

Работа по данной программе предусматривает в основном групповую форму, где количество детей определяется в первую очередь психологичес­ким диагнозом (то есть показаниями), выраженностью проблем и возрастом детей. Оптимальная наполняемость групп и ориентировочная продолжитель­ность занятий для детей разного возраста представлена в Приложении 6Б.

В случаях грубой несформированности произвольной регуляции поведе­ния программа ФПР может быть использована в индивидуальной форме при желательном подключении ребенка к работе в малой группе на 4-м или 5-м этапе.

Следует отметить, что каждое конкретное занятие не может, естествен­но, состоять только из каких либо отрабатываемых движений: подобная организация занятий с ребенком фактически невозможна. Структура каж­дого занятия скорее представляет из себя «слоеный пирог», то есть каждое занятие тактически разбивается на различные этапы. Например:

1) разминка, в ходе которой можно оценить степень закрепления уже отработанных заданий;

2) овладение новым «материалом»;

3) игровой этап, обязательный для каждого занятия, в ходе которого также происходит формирование произвольности как на двигательном уров­не, так и произвольности ВПФ — внимания, памяти и т.п. (в рамках удер­жания заданных игровых правил) с учетом как ведущего типа мотивации каждого ребенка, так и специфики межличностных коммуникаций в целом;

4) завершающий, чаще всего релаксационный, этап, с использованием уже имеющихся или формирующихся умений расслабления.

Наши рекомендации