Компетенции (результаты обучения)
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Компонента по выбору
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ»
В050300 - Психология
Кафедра психологии
Курс - 3
Количество кредитов - 3
Всего часов - 135
Лекций - 30
Семинарские (практические) занятия - 15
Лабораторные занятия (не предусмотрено)
СРО - 90
Курсовая работа (проект) (не предусмотрен) семестр
Экзамен - 5 семестр
Семей 2016
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНО
Составитель
Гизатуллина А.Г., доцент кафедры психологии, к.п.н. ________ «17» 08. 2016 г.
подпись
2 ОБСУЖДЕНО
2.1 На заседании кафедры психологии
Протокол от «31» 08. 2016 года, № 1.
Заведующий кафедрой, к. псх.н. Джумажанова Г.К. ______________
подпись
2.2 На заседании учебно-методического бюро историко-педагогического факультета
Протокол от «31» 08. 2016 года, № 1.
Председатель Абишева Ш.Ш. ______________
подпись
3 УТВЕРЖДЕНО
Одобрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета университета
Протокол от «08» 09. 2016 года, № 1.
Председатель УМС, проректор по учебно-методической работе
д.полит.н. Искакова Г.К. ______________
подпись
ВВЕДЕНО ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2 ВВЕДЕНИЕ
3 ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ (ПРАКТИЧЕСКИХ), СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
5 ПЕРЧЕНЬ ТЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
6 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
БД, ПД - КВ
Настоящий рабочая учебная программа компонента по выбору «Гендерная психология» устанавливает порядок организации учебного процесса по данной дисциплине в соответствии с требованиями и рекомендациями следующих документов:
- Государственный общеобязательный стандарт образования специальности «5В050503» – «Психология», утвержден и введен в действие Приказом МОН РК (Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 (в редакции постановления Правительства РК от 13.05.2016 № 292).
- Типовой учебный план, утвержденный Приказом МОН РК от 05 июля 2016 года № 425 «О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 16 августа 2013 года № 343 «Об утверждении типовых учебных планов по специальностям высшего и послевузовского образования»;
- ДП 042-1.09-2016 «Структура и требования к оформлению учебной программы компонента по выбору.
Краткое содержание дисциплины
Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины; роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов; таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания; способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учено-воспитательных ситуаций в средней и высшей школе; культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии.
Цель изучения дисциплины: ознакомить студентов с основными теоретическими и практическими проблемами методики преподавания психологии. Рассматриваемые проблемы методики преподавания психологии анализируются в контексте инновационных и традиционных тенденций развития современного образования.
Основные задачи курса: развитие в научном представлении студентов системы психолого-педагогических понятий, необходимой для формирования профессиональных умений и навыков; рассмотрение основополагающего взаимодействия педагога и обучающегося как субъектов педагогической деятельности в процессе планирования и организации преподавания психологии, овладение навыками методической, организационной работы, необходимой в процессе преподавания психологии.
ВВЕДЕНИЕ
Технологией профессиональной деятельности преподавателя является методика преподавания – совокупность методов и приемов целесообразного обучения. Такая технология обязательно включает в себя личностный компонент, т.е. эффективность и результат такого обучения (преподавания) во многом определяются особенностями самих субъектов, вступающих во взаимодействие по передаче и усвоению системы знаний.
Специфика методики преподавания психологии, кроме того, определяется особенностями предмета психологической науки и отношением к этому предмету со стороны обучающихся.
Теоретическое освоение учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» предполагает изучение четырех основных разделов программы: «Психология как учебный предмет», «Общие дидактические основы преподавания психологии», «Методы и формы обучения в высшей школе», «Самоорганизация профессиональной деятельности преподавателя».
Эффективность формирования навыков преподавательской деятельности у студентов во многом определяется качеством практических занятий по изучаемому ими курсу «Методика преподавания психологии». Практическое освоение этой учебной дисциплины предполагает обязательное освоение студентами процесса подготовки, проведения и анализа различных форм организации учебного процесса (в первую очередь, лекционных занятий) под супервизией преподавателя.
Предпосылками успешного овладения «Методикой преподавания психологии» является предваряющее этот курс изучение таких учебных дисциплин, как «Педагогика», «Педагогическая психология», «Психология труда», «Возрастная психология».
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль I. Психология как гуманитарная дисциплина | |
1. | Роль и место психологии на современном этапе развития системы обучения и воспитания. |
2. | Психология как научная и учебная дисциплины. Специфика содержания психологии как гуманитарной дисциплины. |
3. | Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина и ее место в системе педагогических дисциплин. Общая характеристика предмета и цели курса методики преподавания психологии. |
4. | Нормативно – правовое обеспечение образования: ГОСО (Государственный образовательный стандарт, учебный план и программы преподавания психологии, цели преподавания психологии, принципы обучения психологии). |
Модуль II. Психологические основы обучения | |
5. | Понятие "обучение" с позиции системного подхода и теории управления. Психологическая характеристика основных управленческих функций в обучении. |
6. | Организация обучения. Общение и коммуникация в процессе обучения. |
7. | Контроль и оценка учебной деятельности обучающихся, их виды и функции. Педагогическая оценка как средство стимулирования учебной деятельности. |
Модуль III. Современные образовательные технологии. | |
8. | Понятие об образовательной технологии. Современное традиционное обучение. |
9. | Альтернативные технологии. Природосообразные технологии. |
10. | Технологии развивающего обучения. Личностно - развивающее обучение И.С. Якиманской, технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко. |
11. | Инновационные технологии обучения. |
Модуль IV. Психология учебной деятельности. | |
12. | Формы познавательной деятельности. Таксономия учебных задач. |
13. | Дидактические стратегии управления формированием познавательной деятельности в процессе обучения психологии. |
14. | Понятие об учебно - воспитательной ситуации. Структура учебно-воспитательной ситуации как единицы управления обучением. |
15. | Формы учебных взаимодействий между преподавателем и обучающимися в процессе обучении психологии. |
16. | Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения: словесные методы обучения психологии, наглядные методы обучения психологии, практические методы обучения психологии. |
17. | Формы учебных занятий по психологии. Лекционная форма обучения. Методика чтения лекции. |
18. | Практические, семинарские и лабораторные занятия по психологии в учебных группах. |
19. | Личность преподавателя психологии как субъекта профессионально - педагогической деятельности. |
20. | Профессионализм и мастерство в педагогической деятельности. Пути повышения профессиональной компетентности психолога как педагога. |
ПЕРЧЕНЬ ТЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
1. Отличие МПП как учебной дисциплины от психологии как науки, от психологии как практической деятельности.
2. Взаимодействие преподавателя и студента в учебной деятельности.
3. Учебные задачи и учебные действия в обучении психологии.
4. Таксономия учебных задач - как инструмент опережающего управления процессом развития познавательной деятельности.
5. Педагогическое мастерство в процессе преподавания психологии.
6. Классификация методов и средств обучения психологии.
7. Активные методы обучения психологии.
8. Методы программированного обучения.
9. Методы проблемного обучения.
10. Методы интерактивного обучения.
11. Конструктивы блочно-модульного обучения.
12. Традиционные и инновационные формы организации учебно-познавательной деятельности в процессе преподавания психологии.
13. Методические особенности преподавания теоретической психологии.
14. Организация деятельности преподавателя психологии. Схема планирования и анализа деятельности преподавателя психологии.
15. Методические особенности организации и управления самостоятельной работой студентов. Особенности самостоятельной работы студентов при различных формах обучения в вузе.
16. Методические приемы обеспечения текущего, промежуточного и итогового контроля.
17. Профессиональная направленность личности. Повышение эффективности преподавания психологии.
18. Формы организации учебных занятий и методика их проведения.
19. Лекционная форма обучения. Проблемная лекция и эвристическая беседа в курсе психологии.
20. Практические, семинарские и лабораторные занятия в группах.
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Основная литература
Иванова С.П. Подготовка молодого специалиста – педагога к чтению психологической литературы. – Вологда,1989.
Интернет-ресурсы
1. http://flogiston.ru/library – в этом разделе представлена литература (тексты классиков, книги по психологии, etc.), взять которую в библиотеке проблематично, но которая часто рекомендована как обязательная;
2. http://www.psychology.ru/library – каталог текстов по психологии, классические авторы;
3. http://www.psychology - online.net – портал психологических статей и материалов по психологии, в том числе содержащий большую библиотеку учебных статей из хрестоматий и учебников;
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Компонента по выбору
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ»
В050300 - Психология
Кафедра психологии
Курс - 3
Количество кредитов - 3
Всего часов - 135
Лекций - 30
Семинарские (практические) занятия - 15
Лабораторные занятия (не предусмотрено)
СРО - 90
Курсовая работа (проект) (не предусмотрен) семестр
Экзамен - 5 семестр
Семей 2016
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНО
Составитель
Гизатуллина А.Г., доцент кафедры психологии, к.п.н. ________ «17» 08. 2016 г.
подпись
2 ОБСУЖДЕНО
2.1 На заседании кафедры психологии
Протокол от «31» 08. 2016 года, № 1.
Заведующий кафедрой, к. псх.н. Джумажанова Г.К. ______________
подпись
2.2 На заседании учебно-методического бюро историко-педагогического факультета
Протокол от «31» 08. 2016 года, № 1.
Председатель Абишева Ш.Ш. ______________
подпись
3 УТВЕРЖДЕНО
Одобрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета университета
Протокол от «08» 09. 2016 года, № 1.
Председатель УМС, проректор по учебно-методической работе
д.полит.н. Искакова Г.К. ______________
подпись
ВВЕДЕНО ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2 ВВЕДЕНИЕ
3 ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ (ПРАКТИЧЕСКИХ), СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
5 ПЕРЧЕНЬ ТЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
6 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
БД, ПД - КВ
Настоящий рабочая учебная программа компонента по выбору «Гендерная психология» устанавливает порядок организации учебного процесса по данной дисциплине в соответствии с требованиями и рекомендациями следующих документов:
- Государственный общеобязательный стандарт образования специальности «5В050503» – «Психология», утвержден и введен в действие Приказом МОН РК (Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 (в редакции постановления Правительства РК от 13.05.2016 № 292).
- Типовой учебный план, утвержденный Приказом МОН РК от 05 июля 2016 года № 425 «О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 16 августа 2013 года № 343 «Об утверждении типовых учебных планов по специальностям высшего и послевузовского образования»;
- ДП 042-1.09-2016 «Структура и требования к оформлению учебной программы компонента по выбору.
Краткое содержание дисциплины
Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины; роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов; таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания; способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учено-воспитательных ситуаций в средней и высшей школе; культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии.
Цель изучения дисциплины: ознакомить студентов с основными теоретическими и практическими проблемами методики преподавания психологии. Рассматриваемые проблемы методики преподавания психологии анализируются в контексте инновационных и традиционных тенденций развития современного образования.
Основные задачи курса: развитие в научном представлении студентов системы психолого-педагогических понятий, необходимой для формирования профессиональных умений и навыков; рассмотрение основополагающего взаимодействия педагога и обучающегося как субъектов педагогической деятельности в процессе планирования и организации преподавания психологии, овладение навыками методической, организационной работы, необходимой в процессе преподавания психологии.
Компетенции (результаты обучения)
В результате успешного освоения данной дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные методы и формы преподавания психологии;
- особенности организации учебной ситуации в процессе преподавания психологии;
- о содержании работы преподавателя с представлением о самом себе, способностях, определяющих успешность преподавания (дидактических, организационно-коммуникативных, личностных и специальных).
Уметь:
- формулировать учебные задачи по психологическим дисциплинам;
- давать определения психологических понятий, соответствующих основным требованиям формальной логики.
Иметь представление о:
- формах контроля усвоения психологических знаний;
- методологических, мировоззренческих, логических и психологических основах методики преподавания психологии;
- традиционных и инновационных технологиях преподавания психологии, основных закономерностях развития методики преподавания психологии на Западе.
Владеть:
-оптимальной дидактической стратегией управления формированием познавательной деятельности в курсе психологии.
- навыками составления методического сценария лекции, семинарского занятия;
- навыками выявления содержания системы субъективных ожиданий студентов, приступающих к изучению психологических дисциплин.
Понимать роль применения активных методов обучения в становлении профессионально-важных качеств личности будущего психолога;
Знать условия формирования профессиональных представлений, чувства идентичности, профессионального имиджа у студентов-психологов.
Пониматьсущность произошедшей в современных условиях смены информационной и авторитарной парадигмы образования на личностно-ориентированную и демократическую.
ВВЕДЕНИЕ
Технологией профессиональной деятельности преподавателя является методика преподавания – совокупность методов и приемов целесообразного обучения. Такая технология обязательно включает в себя личностный компонент, т.е. эффективность и результат такого обучения (преподавания) во многом определяются особенностями самих субъектов, вступающих во взаимодействие по передаче и усвоению системы знаний.
Специфика методики преподавания психологии, кроме того, определяется особенностями предмета психологической науки и отношением к этому предмету со стороны обучающихся.
Теоретическое освоение учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» предполагает изучение четырех основных разделов программы: «Психология как учебный предмет», «Общие дидактические основы преподавания психологии», «Методы и формы обучения в высшей школе», «Самоорганизация профессиональной деятельности преподавателя».
Эффективность формирования навыков преподавательской деятельности у студентов во многом определяется качеством практических занятий по изучаемому ими курсу «Методика преподавания психологии». Практическое освоение этой учебной дисциплины предполагает обязательное освоение студентами процесса подготовки, проведения и анализа различных форм организации учебного процесса (в первую очередь, лекционных занятий) под супервизией преподавателя.
Предпосылками успешного овладения «Методикой преподавания психологии» является предваряющее этот курс изучение таких учебных дисциплин, как «Педагогика», «Педагогическая психология», «Психология труда», «Возрастная психология».
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль I. Психология как гуманитарная дисциплина | |
1. | Роль и место психологии на современном этапе развития системы обучения и воспитания. |
2. | Психология как научная и учебная дисциплины. Специфика содержания психологии как гуманитарной дисциплины. |
3. | Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина и ее место в системе педагогических дисциплин. Общая характеристика предмета и цели курса методики преподавания психологии. |
4. | Нормативно – правовое обеспечение образования: ГОСО (Государственный образовательный стандарт, учебный план и программы преподавания психологии, цели преподавания психологии, принципы обучения психологии). |
Модуль II. Психологические основы обучения | |
5. | Понятие "обучение" с позиции системного подхода и теории управления. Психологическая характеристика основных управленческих функций в обучении. |
6. | Организация обучения. Общение и коммуникация в процессе обучения. |
7. | Контроль и оценка учебной деятельности обучающихся, их виды и функции. Педагогическая оценка как средство стимулирования учебной деятельности. |
Модуль III. Современные образовательные технологии. | |
8. | Понятие об образовательной технологии. Современное традиционное обучение. |
9. | Альтернативные технологии. Природосообразные технологии. |
10. | Технологии развивающего обучения. Личностно - развивающее обучение И.С. Якиманской, технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко. |
11. | Инновационные технологии обучения. |
Модуль IV. Психология учебной деятельности. | |
12. | Формы познавательной деятельности. Таксономия учебных задач. |
13. | Дидактические стратегии управления формированием познавательной деятельности в процессе обучения психологии. |
14. | Понятие об учебно - воспитательной ситуации. Структура учебно-воспитательной ситуации как единицы управления обучением. |
15. | Формы учебных взаимодействий между преподавателем и обучающимися в процессе обучении психологии. |
16. | Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения: словесные методы обучения психологии, наглядные методы обучения психологии, практические методы обучения психологии. |
17. | Формы учебных занятий по психологии. Лекционная форма обучения. Методика чтения лекции. |
18. | Практические, семинарские и лабораторные занятия по психологии в учебных группах. |
19. | Личность преподавателя психологии как субъекта профессионально - педагогической деятельности. |
20. | Профессионализм и мастерство в педагогической деятельности. Пути повышения профессиональной компетентности психолога как педагога. |