Результаты обучения (компетенции) выпускника, в формирование которых вносит вклад освоение дисциплины

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»

    УТВЕРЖДАЮ   Проректор по НР Райчук Д.Ю.   ____________________________ (подпись) "____" __________________ 2014 г
Вводится в действие с "____" __________________ 2014 г.
  ПРОГРАММА кандидатского экзамена по
Истории и философии науки  
 
Составлена кафедрой "Философия" Гуманитарного Института
  для аспирантов, обучающихся по техническим направлениям подготовки    
 
  Автор Профессор, д. филос.н. _________________ Шипунова О.Д. (подпись) "____" ___________ 2014 г  
Санкт-Петербург 2014 г.

1. Цели и задачи изучения дисциплины -формирование знаний в области истории и философии науки, включая междисциплинарные и мировоззренческие знания, а также умения, навыки и социально-личностные качества, обеспечивающие успешность научно-педагогической деятельности.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

1. Изучение основных этапов эволюции науки, ее познавательных принципов и методов, роли и значения мировоззренческой мысли в становлении научного и технического знания.

2. Формирование знаний о специфике философии техники, ее истории, ключевых проблемах и концепциях, взаимоотношении с философией науки.

3. Владение основными философскими категориями и междисциплинарными методами на уровне, позволяющем получать качественные результаты при решении теоретических и прикладных задач в области технических дисциплин, в анализе и выборе методов на основных этапах проектирования.

4. Получение практических навыков аргументации в обосновании научного статуса и актуальности конкретной исследовательской задачи, в работе с внеэмпирическими методами оценки выдвигаемых проблем и гипотез.

В результате изучения курса «История и философия науки» аспирант должен:

Знать

· базисные понятия, определяющие основания науки как познавательной деятельности и социального института в системе современной культуры;

· базисные понятия философии науки и философии техники;

· базисные понятия научной картины мира, принципы научного обоснования;

· базисные познавательные стратегии современной науки в целом;

· базисные методологические установки в области современных технических дисциплин;

· базисные методы междисциплинарного анализа на уровне, необходимом для конструктивного применения в прикладных задачах;

Уметь

· применять методы философского междисциплинарного анализа при исследовании широкого класса технических систем;

· получать качественные результаты в обосновании систем с гарантированными свойствами;

· формулировать философские проблемы прикладной области,

· выделять междисциплинарные методологические аспекты прикладной технической задачи;

Владеть

· навыками историко-культурного и философского анализа концептуальных систем в области науки и техники

Результаты обучения (компетенции) выпускника, в формирование которых вносит вклад освоение дисциплины

Универсальные компетенции (УК):

- способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач в междисциплинарной области;

- способность осуществлять комплексное исследование на основе целостного системного научного мировоззрения;

- готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;

- способность к принятию самостоятельных мотивированных решений в нестандартной ситуации и готовность нести ответственность за их последствия.

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

- владение методологией теоретических исследований в области философии науки и техники;

- способность к разработке новых методов исследования и их применения в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области философии науки и техники

- готовность организовать работу исследовательского коллектива по философским и социогуманитарным проблемам науки и техники;

- способность планировать, осуществлять и оценивать учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях высшего образования;

Содержание разделов дисциплины

Разделы дисциплины и их содержание
Часть 1. Общие проблемы философии науки
1. Введение
1.1.1 Предмет философии науки
Понятия: наука, научный дискурс, научная рациональность. Задачи философии науки
1.1.2 Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
Проблема начала науки. Пранаука Древнего мира. Протонаука Античности и Средневековья. Преднаука эпохи Возрождения и Нового времени. Представление о развитой науке. Исторические этапы современной науки (классический, неклассический, постнеклассический)
2. Наука и философия в системе человеческой культуры
1.2.1 Феномен науки и современная цивилизация
Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Сциентизм и антисциентизм. Мировоззренческие доминанты техногенного общества. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). Наука и философия. Наука и псевдонаука.
1.2.2 Соотношение позитивного научного и философского знания
Критерии научного познания. Проблема обоснования научного знания. Проблема истины. Проблема метода. Значение картины реальности и мировоззренческих установок в развитии научного знания. Прогностические возможности философии. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.
1.2.3 Основания науки
Идеалы и нормы научного ис­следования, их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онто­логия, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Отноше­ние онтологических постулатов науки к мировоззренческим до­минантам культуры. Философские основания науки. Онтологические и гносеологические категории.
1.2.4 Эволюция науки как познавательной деятельности и социальной системы в истории европейской культуры
Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей. Становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Западная и восточная средневековая наука. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Техно­логические применения науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук.
3. Концепции и проблемы философии науки
1.3.1 Позитивистская традиция в философии науки
Общая характеристика позитивистской традиции в философии науки. Этапы развития позитивизма. Первый позитивизм О,Конта, Г.Спенсера, Дж.С.Милля. Понимание науки и философии в позитивизме. Демаркация позитивной науки и метафизики. Метод позитивизма. Сенсуализм. Задача научной философии.
1.3.2 Эволюция форм позитивизма
Эмпириокритицизм и философия «чистого опыта» Маха и Авенариуса (второй позитивизм). Революция в естествознании на рубеже XIX - XX веков. Кризис в физике. Проблема материи и материализма в науке и философии. Проблема обоснования эмпирического и теоретического знания. Релятивизм и агностицизм в науке.
1.3.3 Доктрины неопозитивизма – верификация, конвеционализм, физикализм
Проблема оснований логики и математики. Учение о логических (теоретических) конструкциях (конструктах). Научный факт как протокольное высказывание. Принцип верификации. Логический позитивизм. Лингвистический позитивизм. Сведение утверждений науки к атомарным высказываниям. Проблема определения значения терминов. Концепция когерентной истины. Проблема научного реализма и истинности научной теории. Конвенционализм. Язык науки. Принцип физикализма.
1.3.4 Проблема научной рациональности в постпозитивизме
Принцип фальсификации и критический рационализм К.Поппера. Методология исследовательских программ И.Лакатоса. Научное сообщество. Концепция исторической динамики науки Т. Куна. «Нормальная наука» и научные революции. Принцип пролиферации и методологический анархизм П.Фейерабенда. Проблема инноваций и преемственности в развитии науки. Тематические структуры (Дж.Холтон), личностное знание (М.Полани), концептуальное мышление эпохи (С.Тулмин).
1.3.5 Социология науки
Традиция социологии науки в XIX - I половине XXвв. (К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, К.Манхейм). Социологическая концепция науки Р.Мертона. Структура научных сообществ. Сети коммуникации науки как социальной системы. Когнитивная социология науки. Проблема движущих факторов развития науки. Концепции интернализма и экстернализма. Концепции развития науки: кумулятивизм и антикумулятивизм.
4. Структура научного знания и динамика его развития
1.4.1 Основные типы наук и стили научного мышления
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни организации научного знания, критерии их различения. Формы научного знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного уровня и общности. Типы познавательных процедур. Эмпирические и теоретические методы получения научного знания. Научный факт. Аналитический и системный стиль мышления. Особенности математических, естественных, общественных, технических наук. Проблемно-ориентированные науки.
1.4.2 Структура эмпирического и теоретического знания
Структура эмпирическогознания. Эксперименти наблюдение.Случайные и систематические наблюдения.Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта. Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Методы построения теории: идеализация, аксиоматизация, экстраполяция, математическое моделирование. Гипотетико-дедуктивная концепция теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Математизация теоретического знания.
1.4.3 Принципы и нормы развития научного знания
Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки. Проблемные ситуации в науке. Проблема и гипотеза как формы развития знания. Процедуры объяснения и обоснования в системе науки. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Практика обоснования проблемы, требования к постановке научной проблемы. Критерии обоснованности гипотез. Практика эмпирического и логического обоснования гипотез. Гипотетико-дедуктивный метод проверки гипотез. Моделирование и мысленный эксперимент. Конструктивное обоснование математической гипотезы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
5. Научные традиции и научные революции
1.5.1 Исторические типы научной рациональности и научные революции.
Научные революции как пере­стройка оснований науки. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес­ких универсалий культуры. Философия как генерация категориальных структур, необ­ходимых для освоения новых типов системных объектов. Глобальные научные революции и типы научной рациональности. Классическая, неклас­сическая, постнеклассическая наука.
1.5.2 Особенности современного этапа развития науки.
Главные характеристики современной, постнеклассической на­уки. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных ис­следований. Междисциплинарные установки и познавательные стратегии системного, функционального, информационного, синергетического подходов. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов есте­ственнонаучного и социально-гуманитарного познания. Связь социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий ис­следовательской деятельности. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия.
1.5.3 Перспективы научно-технического прогресса
Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд). Превращение экологической проблематики в доминирующую мировоззренческую установку современной культуры. Экофилософия и социальная экология как теоретическая основа преодоления экологического кризиса
6. Наука как социальный институт
1.6.1 Научные сообщества и их исторические типы
Различные подходы к определению социального института на­уки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия).
1.6.2 Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний
Научные школы. Подго­товка научных кадров. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютерное моделирование, виртуальный (вычислительный и компьютерный) эксперимент. Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия.
1.6.3 Проблема государственного регулирования науки
Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки. Объективные факторы инновационной экономики и государственной политики управления инновациями: наукоемкие технологии, экспоненциальный рост затрат на научные исследования, многоступенчатый инновационный цикл, пирамида интеллектуального капитала.
Часть 2. Философские проблемы техники и технических наук
 
2.1 Философия техники. Проблема смысла и сущности техники в истории и современности
Античное понимание техники. Ремесленная техника и развитие науки в Средние века и в эпоху Возрождения. Проблемы науки и техники в трудах ученых и философов Нового времени. Образы техники в истории культуры. Экспериментальное естествознание и инженерная деятельность в культуре XXв. Предмет, основные направления и задачи философии техники.
2.2 Методология технических наук
Философия техники и методология технических наук. Естественные и технические науки. Познание и проектирование. Методология технического творчества Особенности неклассических научно-технических дисциплин. Ступени рационального обобщения в технике: частные и общие технологии, технические науки и системотехника. Соотношение теоретического и эмпирического в технических науках. Системные исследования и системное проектирование. Особенности и опасности социотехнического проектирования
2.3 Философские проблемы техники
Научный метод в технике. Техника как предмет исследования естествознания. Техника и окружающая среда, техносфера и биосфера. Техника и человек: проблема риска и безопасности современной технологии. Системно-интегративные тенденции в современной науке и технике. Междисциплинарные стратегии (функциональный подход, системный подход, информационная парадигма, синергетическая парадигма)
2.4 Проблема критериев научно-технического прогресса
Технический оптимизм и технический пессимизм. Социальная оценка техники как прикладная философия техники. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом.
2.5 Философские проблемы информатики
Понятие информации в контексте теории информации, кибернетики, теории систем и синергетики. Информатика в системе современной науки, ее предмет и этапы становления. Социальная информатика — особенности и задачи; проблема личности в информационном обществе. Понятия киберпространства и виртуальной реальности. Моделирование и вычислительный эксперимент как ядро информатики. Концепция информационной безопасности, компьютерная и информационная этика.
2.6 Философские проблемы компьютеризации.
Основные концепции и характеристики информационного общества. Распространение информационных и коммуникационных технологий. Понятие и особенности компьютерной революции. Интернет как метафора глобального мозга. Философские проблемы искусственного интеллекта. Методологические установки современных исследований интеллекта (компьютерная метафора, когнитивная парадигма)
 

Рекомендуемая литература

1. История и философия науки. Философия науки. В.П.Горюнов, В.А.Гура, А.А.Краузе, В.И.Ксенофонтов, О.Р.Пазухина, О.Д.Шипунова., СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013

2. Горюнов В.П. История и философия науки. Философия техники и технических наук / Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011.

3. Горохов В.Г. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX – начале XX века. М.: Логос, 2010 – 376с.

4. Шипунова О.Д. История и философия науки. Философские проблемы естествознания/ Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010

5. Краузе А.А., Шипунова О.Д. Парадигмы и проблемы философии науки. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008

Дополнительная литература:

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени и кандидата наук. – М.: Гардарики, 2006

Современные философские проблемы естествознания, технических и социально - гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. В. Миронова. – Гардарики, 2006.

Постнеклассика: философия, наука, культура / Коллективная монография / Отв.ред. Л.П.Киященко, В.С. Степин. М.: Изд.дом «Мiръ», 2009. – 672 с

Философия познания. М.: РОССПЭН, 2011 – 640с.

Эпистемология: перспективы развития / Отв. Ред. В.А.Лекторский. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2012 – 536с.

Основы философии науки. Под ред. В.А. Лебедева. М. 2005

Краузе А.А. История и философия науки. Общие проблемы философии науки. Учебное пособие. СПб.: Изд-во Политехн.ун-та, 2007.

Вопросы кандидатского экзамена

Наши рекомендации