Самоанализ эмоциональной жизни
В тот период времени, который я считаю пределом отрочества и началом юности, основой моих мечтаний были четыре чувства: любовь к ней, к воображаемой женщине, о которой я мечтал всегда в одном и том же смысле и которую всякую минуту ожидал где-нибудь встретить. Это она была немножко Сонечка, немножко Маша, жена Василия, и немножко женщина с жемчугами на белой шее, которую я видел очень давно в театре, в ложе подле нас. Второе чувство было любовь любви. Мне хотелось, чтобы все меня знали и любили. Мне хотелось сказать свое имя: Николай Иртеньев, и чтобы все были поражены этим известием, обступили меня, благодарили бы за что-нибудь. Третье чувство было — надежда на необыкновенное, тщеславное счастье, — такая сильная и твердая, что она переходила в сумасшествие. Я так был уверен, что очень скоро вследствие какого-нибудь необыкновенного случая вдруг сделаюсь богатым и самым
знатным человеком в мире, что беспрестанно находился в тревожном ожидании чего-то волшебно-счастливого. Я все ждал, что вот начнется, и я достигну всего, чего может желать человек, и всегда повсюду торопился, полагая, что уже начинается там, где меня нет. Четвертое и главное чувство было отвращение к самому себе и раскаяние, но раскаяние до такой степени слитое с надеждой на счастье, что оно не имело в себе ничего печального.
Толстой Л. Я Детство. Отрочество. Юность. М., 1978. С. 138.
Переживания одиночества в большой студенческой аудитории
В гигантской аудитории чувствуешь себя затерянной, ничтожной... Для общего курса гибельно не то, что профессор говорит соло, а совсем другое — количество студентов, их безликость. Профессор нас не знает, да и мы друг друга тоже. В школе класс совсем иное, это группа, небольшая группа, члены которой один для другого существуют, а вовсе не бесформенная магма безликих, изолированных друг от друга, сидящих перед этим холодным светом, в этом вокзальном вестибюле.
Мерль Р. За стеклом. М., 1987. С. 186.
Данные исследований
Переживание житейских проблем
В исследовании В. В. Михайловой (2001) в процессе фокусированного интервью был составлен список житейских проблем студентов (на примере студентов исторического факультета пединститута). В него вошли 289 перечисленных проблем, которые затем были объединены в 11 категорий. В ранговом порядке, то есть от наиболее часто повторяемых к менее часто повторяемым, они расположились следующим образом.
1. Личностные особенности, воспринимаемые как проблема.
2. Проблемы общения: с определенными людьми, связанные с навыками общения, с неудовлетворенностью качеством общения.
3. Проблемы, связанные с учебой.
4. Проблемы, связанные с организацией быта и досуга.
5. Материальные проблемы.
6. Проблемы самореализации.
7. Проблемы социума, воспринимаемые в качестве личных.
8. Проблемы, связанные со здоровьем.
9. Отсутствие проблем.
Здоровье и его влияние на эмоциональные состояния
В исследовании О. Б. Нестеренко в 2003 году изучалось состояние здоровья выпускников школ Хабаровского края (331 человек, возраст 17—18 лет). Было установлено, что здоровые дети составляют 26,28%, остальные имеют те или иные виды заболеваний: соматоформная вегетативная дисфункция — 15,41%; заболевания системы пищеварения — 16,97%; заболевания нервной системы — 5,14%; эндокринные заболевания— 5,14%; заболевания костно-мышечной системы — 19,03%; заболевания глаз — 12,08%.
Далее в исследовании изучались личностная и ситуативная тревожность, проявления агрессии. По всем показателям этих эмоциональных состояний были обнаружены наиболее высокие значения у больных по сравнению со здоровыми (Нестеренко О. Б., 2005).
Сексуальные переживания
В опросе 1995 года молодых людей просили ответить, какие причины удерживают их от вступления в сексуальную связь, а затем указать, что из перечисленного для них наибо-
лее важно, то есть выбрать из нескольких причин одну (Кон И. С, 2002). Самым важным фактором для обоих полов, который указали 39% девушек и 30% юношей, оказалось «Я еще не нашел подходящего человека». У юношей на втором месте (23%) по частоте встречаемости стоит собственная застенчивость и нерешительность (среди девушек так ответили меньше 5%), а на третьем (18%) — отсутствие возможности (среди девушек так ответили 4%). У девушек вторая по значимости (19%) причина сексуальной сдержанности — чувство своей неготовности к столь ответственному шагу (среди юношей так ответили вдвое меньше), третья (12%) — нежелание быть использованной ради чьего-то удовольствия. Девушки в два с половиной раза больше мальчиков озабочены проблемой возможной беременности и вдвое больше — негативной реакцией родителей (Кон И. С, 2002, с. 53-54).
«Более раннее начало половой жизни, — отмечает И. С. Кон, — статистически связано с разными формами девиант-ного, социально неодобряемого поведения. Курящих и пьющих среди сексуально-активных юношей вдвое больше, чем среди девственников. С наркотиками в 1993 году баловались соответственно 32% и 6%. В 1995 году на вопрос: "Пробовал ли ты травку?" утвердительно ответили 83% сексуально-активных и только 26% в выборке в целом. По данным Научного центра охраны здоровья детей и подростков Российской Академии медицинских наук, 71,5% сексуально-активных мальчиков курят, 82,3% употребляют спиртные напитки, 41,3% пробовали наркотики» (Кон И. С, 2002, с. 52).