Итогом упражнения является полноценная топографическая карта с эмоциональной жизни, своего рода «схема приборной доски», как бы странно не звучало такое выражение

При выполнении упражнения, как правило, обнаруживаются следующие вещи. У некоторых участников процентов восемьдесят отрицательных эмо­ций «отзываются» в одной и той же области тела. И именно эта область и явля­ется больной, — именно потому, что ощущения в этой области человек пыта­ется игнорировать. Некоторые участники с удивлением обнаруживают, что по­ложительные эмоции тоже сопровождаются неприятными ощущениями. На­пример, один из моих студентов, болеющий сахарным диабетом, обнаружил, что чувствует неприятное напряжение в животе, даже когда переживает ра­дость. Конечно, радость не вызывает напряжение в животе. Он внезапно для себя обнаружил, что постоянно находится в состоянии страха, и что страх со­провождается напряжением именно в области его поджелудочной железы. Конечно, именно в этой области!

Забегая вперед, могу сказать, что такое привычное переживание — один из наиболее надежных источников хронических заболеваний.

Многократно проделав это упражнение на разных группах, я обнаружил. что нет никакой «типичной топографии» человеческих эмоций, которую пыта­ются привести в других книжках. Например, страх может сопровождаться ощу­щениями от пяток до макушки. В первом случае говорят «душа ушла в пятки», во втором «от страха макушка похолодела». И это логично, поскольку эмоции связаны с мыслями и фантазиями. Если человек, испытывая гнев, будет мысленно намереваться ударить противника левой рукой — у него будет напря­гаться левая рука, если правой ногой — будет отзываться правая нога. Если он собирается закричать от гнева — будет напрягаться горло. Отрицательная эмо­ция — это всегда остановка!

Единственное, с чем можно согласиться — независимо от остальной ло­кализации в теле, эмоции всегда сопровождаются ощущениями в чакрах, но об этом стоит поговорить позже.

Есть еще «троянский конь» в этом упражнении. Человеку, который в те­чение сорока пяти минут вызвал у себя всю свою гамму эмоций, сложно будет после этого утверждать, что он за них не отвечает!!!

Само упражнение не зря называется зарядкой. После его выполнения люди часто чувствуют себя как после сауны или хорошего массажа. Конечно, ведь тело напрягалось и расслаблялось в самых разных местах.

НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО

Итак, отрицательная эмоция — признак неудовлетворения потребности.

Избавляться от отрицательной эмоции, неразобравшись, о чем она - пытаться выбрасывать кожуру вместе с бананами!""

Адекватное отношение к эмоциям — осознание потребностей, с ними связанных. И дальнейшая обработка этих потребностей: поиск способов реализации, действие, ассимиляция полученных результатов — т.е. воплощение цикла саморегуляции в жизнь. Этот процесс и есть профилактика и лечение огромного числа заболеваний.

Так в чем печаль? Печаль в том, что, как показало упражнение из предыдущей главы – организм одинаково хорошо реагирует и на реальные, и на воображаемые ситуации. Это неплохо доказал Павлов, на этом основана индустрия развлечений. Если на вас бежит собака — возникает страх и вы убегаете. Когда вы убежали — страх заканчивается... если только вы не продолжите представлять себе, как на вас бежит собака!

Но ведь бегущую собаку можно представлять себе непрерывно.В этом случае и страх становится вечным. И ощущения в теле, связанные со страхом – постоянными. В конце концов, вы перестаете замечать свою фантазию осознавать связанную с ней эмоцию. Остается только ощущение в теле, которое начинает называться симптом и в медицинской модели воспринимается как проявление болезни. Мой клиент с сахарным диабетом до упражнения, связанного с осознанием телесного проявления эмоции, не подозревал не только о своем страхе, но и о хроническом напряжении своего живота.

Вывод. Многие симптомы и болезни связаны с привычными эмоциям. А эти привычные эмоции связаны с воображаемыми ситуациями.

Моя первая осознанная собственная психосоматика — мой хронический гастрит. Я шел домой после занятий своей учебной группы и внезапно почувствовал боль в области желудка. Раньше я в таких ситуациях тянулся за таблетками, а сейчас попробовал осознать, что же происходит в моей психике. И обнаружил, что внутри себя я ругаюсь со своим тренером и со своим научным руководителем. Мне были не нужны реальные они – я прекрасно гневался за них в своем воображении, и прекрасно испытывал страх, в ответ на их воображаемый гнев. И весь этот полубезумный процесс я проделывал совершенно неосознанно!!! В сновидческой реальности, как сказали бы процессуальные терапевты! Но весь этот воображаемый бардак сопровождался реальной болью в моем животе. И рано или поздно мой кошмарный сон сбылся бы. Я поругался бы с ними с обоими и считал бы их виноватыми в этом скандале! Бр-р-р.

С тех пор у меня нет гастрита. Небольшие неприятные ощущения в облас­ти желудка — являются индикатором внутреннего скандала. Но сколько похожих событий во мне протекают неосознанно?!

Как сказала одна моя студентка, после психотерапии врачи перестали находить у нее болезни. Она обращается по поводу симптома, а никакой органики нет, хотя раньше была. Она обучилась осознавать эмоции и потребности, стоящие за сиптомами, раньше, чем они вызывают органические изменения.

В гештальт-подходе зону фантазий и представлений принято называть третьей зоной, или прозоной. Первая зона человеческого восприятия – это ощущения, возникающие в теле – внутренний мир. Вторая зона – информация, считываемая с внешнего мира.

Третья зона не принадлежит ни одному из миров, это то, что мне кажется. Чем обширнее третья зона, тем хуже ориентируется человек в себе и в окружающем мире. Тем больше вероятность конфликтов, неприятностей и заболеваний. Многие духовные практики и терапевтические приемы посвящены либо возвращению человека в контакт с реальностью, или осознанному обращению с нереальностью.

Итогом упражнения является полноценная топографическая карта с эмоциональной жизни, своего рода «схема приборной доски», как бы странно не звучало такое выражение - student2.ru

"НЕ Я"

Отрыв болезней от потребностей человека, превращение из динамических процессов в виртуальные объекты увеличивает 3-ю зону. И это отбирает у пациента возможность ориентироваться в своем состоянии.

Все, что не имеет отношения к настоящему времени и присутствующим сейчас ощущениям, НЕ СУЩЕСТВУЕТ. В этом гештальтистский принцип «здесь и сейчас». Если в настоящем месте и времени нет никаких признаков заболевания, значит его нет. Спросите у любого пациента с толстой амбулаторной картой: «А могло бы так случиться, что вы уже выздоровели? Что все, что у вас написано, уже прошло?». Как вы думаете, что он ответит?! «Мне врачи сказали, что это не возможно!!!». Разве это не ятрогения? Или врачи давно уже – безвольный придаток фармацевтической промышленности?

Я тысячу раз приношу извинения своему пациенту, я говорю ему: «Не подумайте, пожалуйста, что я над вами издеваюсь, мне действительно важно получить ответ на этот вопрос. Скажите мне, пожалуйста, не заглядывая в анализы, амбулаторную карту, историю болезни и т.д., на каком основании ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС вы утверждаете, что вы больны?»

Такой вопрос отправляет человека из третьей зоны, где у него все кем-то рассказано и написано, в область его настоящих ощущений. И эта настоящая информация, полученная ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, - для меня чистое золото, по сравнению со вчерашними анализами, сделанными в самой лучшей лаборатории этой замечательной планеты!

Конечно, есть люди, настолько диссоциированные от своего тела, что даже при смертельных болезнях ничего не чувствуют. Я не верю, и в этом состоит особенность и ущербность моей модели, что какое-либо реально существующее заболевание может НИКАК не выражаться в реальных физических ощущениях.

ПРИМЕР

Работа с женщиной-кардиологом из Москвы. Она обратилась ко мне летом, по поводу весенней сезонной аллергии. Я спросил ее, в чем выражается ее болезнь, она сказала, что в слезотечении и насморке. Тогда я поинтересовался, какие у нее основания сейчас, летом, утверждать, что следующей весной у нее все это повторится вновь. Она сказала, что никаких. Дальше наступил кульминационный момент этой работы. Будь внимательнее, читатель! Я сказал ей:

- Вы могли бы, очень внимательно и деликатно прислушиваясь ко всем ощущениям в своем теле, проговорить следующую фразу: «Я совершенно здорова, следующей весной у меня не будет никакой аллергии».

Она проговорила эту «магическую» фразу: и тут же почувствовала давящие ощущения в груди.

-На что похожи эти ощущения, какое это переживание? — спросил я.

-Мне кажется, это какая-та печаль, — произнесла она и слезы полились из ее глаз. 'Весенняя «аллергия» развернулась ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
Дальше я расспросил свою клиентку об ассоциациях, связанных с весной и печалью. Она рассказала о своем пациенте, внезапно умершем весной. У нее было много теплых чувств к этому человеку и, похоже, много неосознанной вины.

Аллергия этой пациентки при проверке ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС оказалась остановленным трауром. Ее траур на самом деле не прекращался никогда. Он присутствовал ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС непрерывно. Весной ее траур просто активизировался, поскольку совпадал по времени с трагическими событиями. Если речь идет об остановленном трауре, скорей всего, речь пойдет о вине и обиде. Это самые надежные спутницы вечной печали и многих хронических болезней. Время такую печаль не лечит.

Вы легко можете найти привычную эмоцию любого заболевания. Если болезнь и есть привычная эмоция, ее сопровождающая, то моя просьба сказать о том, что болезни нет, подействовала, как капля индикатора в банке с кислотой.

Теперь, даже если у этой пациентки очередной весной будут наворачи­ваться слезы, она позволит себе признаться в своей печали и как следует выре­веться один день, а не ходить неделю с опухшим носом, нафтизином и антигистаминными.

Нечто, что называлось аллергией, принадлежало третьей зоне, оказалось присвоенным, как собственное печальное воспоминание. Нечто, что называлось аллергией, принадлежало третьей зоне, оказалось присвоенным, как собственное печальное воспоминание.

ПЕРВЫЕ ИТОГИ

Итак, что мы имеем. Эмоция как-то связана с потребностью. Иногда очень отдаленно, — в силу того, что эмоциональному реагированию обучают. На­пример, люди, которым не хватает любви — часто злятся. Они выражают свою злость и получают любви еще меньше, поскольку их партнеры оказываются перепуганы. Им в этот момент не до любви. Тогда они чувствуют и выражают злости еще больше. Получают любви еще меньше, так возникает множество неприятностей и болезней. Это —так называемый порочный круг. Медицине порочные круги хорошо известны.

Потребность часто остается неосознанной. Люди не пытаются осознать потребность, а стараются избавиться от эмоций. Организм терпит двойной ущерб. Первый ущерб — неосознанная потребность остается неудовлетворен­ной, уже это может стать причиной болезни. Второй ущерб — если потреб­ность не удовлетворена, то энергия, возбуждение организма, которое опозна­ется как эмоция, сохраняется. Если в организме имеется хронический очаг возбуждения — это тоже может быть причиной болезни! Фильм «Двойной удар» в каждом отдельно взятом человеке.

Хроническая эмоция, которая горит как красная лампочка на приборной доске и сообщает: «Что-то идет не так!», называется привычной эмоцией или привычным аффектом. С определенной натяжкой можно утверждать, что привычная эмоция сопровождает любое психосоматическое заболевание. Привычный аффект вскоре перестает осознаваться, также как люди не чувствуют запаха бензина в большом городе или запаха собственного пота.

Забегая вперед, скажу, что возникновение психосоматического заболева­ния может частично вылечить ситуацию. Способы реагирования меняются Если у человека, который привык испытывать обиду, когда ему не хватает вни­мания, начинается приступ бронхиальной астмы, то к нему наконец-то подхо­дят. Ура! Потребность удовлетворена. Новый чудесный способ найден! Он встраивается в отношения человека с этим миром. Не важно, что это не очень удачный способ. Что-то лучше, чем ничего.

Если у человека, который привык раздражаться, когда ему мешают отды­хать, поднимается артериальное давление и начинает болеть голова — ситуация тоже спасена. «Она не обиделась на меня, у нее просто болит голова! Пусть она немного отдохнет! Я могу не чувствовать себя виноватым!».

И в том, и другом случае — полное само- и взаимопонимание! Языковый барьер разрушен! Эсперанто создано! Весь мир чудесно общается на языке болезней!

Гораздо хуже, когда и в случае появления болезни ни человек, ни мир не понимают и не отзываются на потребность. В этом случае болезнь становится сильнее. Бронхиальная астма усиливается, артериальное давление растет! А внимания в первом случае и покоя во втором как не было, так и нет.

Ах, если бы человек мог осознать свою потребность, тогда бы он мог решить, что с ней делать. Но ситуация осложняется тем, что у людей не приня­то отвечать за свои эмоции. Людям кажется, что окружающий их мир способен вызывать их эмоциональные реакции, что они сами не имеют никакой выбора. У людей принято говорить: меня злят, раздражают, обижают, пугают и т.д. Создатели НЛП Д. Гриндер и Р. Бэндлер называли такое явление нарушением причины и следствия.

Возможно, нарушение причины и следствия в жизни взрослого человек является проявлением детского взгляда на мир. Я уже писал в этой книге, что ребенку вполне может казаться, будто ветер дует оттого, что деревья качаются Мой сын очень долго требовал от меня, чтобы я чинил его поломанные игрушки с помощью фотоаппарата. Ход его мыслей был очень простым: если на старых фотографиях поломанные игрушки выглядят целыми — значит фотоаппарат способен ремонтировать игрушки. Если я лягу и буду смотреть в потолок — значит ко мне подойдут и дадут мне внимания. И так до бесконечности

ПРИМЕР

Мой отец живет возле моря. Летом его интересы коренным образом от­личаются от интересов отдыхающих. Он занимается огородом и хочет, чтобы дождь был достаточно частым. Отдыхающие приехали загорать и хотят, чтобы дождя не было. Сама по себе погода никак не способна влиять на настроение отдыхающих и моего отца. Их настроение зависит от их собственного взгляда на вещи. Если попробовать прояснить дей­ствительные потребности отдыхающего — спросить, зачем ему солнце, он ответит: «Чтобы загорать». Если попытаться выяснить некую пер­вичную базовую потребность, то добраться до нее или до них окажется очень сложно. Если это сделать, то может оказаться, что загар никак не связан с отдыхом, что смысл загара, в конечном счете, связан с потреб­ностью в чьем-либо признании. И здесь снова вступает в силу детский, магический взгляд на мир: загар — один из сотен и тысяч способов получе­ния признания, и может оказаться, что именно с тем человеком, от кото­рого это признание хотелось бы получить больше всего, именно этот спо­соб и не работает. Ему может нравиться белая кожа. И это второй по­вод для огорчения — первый из-за «плохой» погоды, второй из-за плохого признания.

Может оказаться, что первичная потребность состоит все-таки в от­дыхе. Но ведь лежание под солнцем — один из сотен способов отдыха воз­ле моря, не самый лучший и не самый худший.

Потребности моего отца тоже не очень ясны. Что для него важней: хороший урожай, или признание себя, как человека, вырастившего хороший урожай?

В любом случае — эмоция предшествует действию. Либо внешнему, ак­тивному реагированию на происходящее, либо внутреннему — изменению сво­его восприятия ситуации. Отдыхающий может принять решение отдыхать все­ми доступными для него способами, или уехать. Мой папа может проститься с надеждами на урожай и решить, что этот сезон предназначен для отдыха. Если движения нет — ни внутреннего, ни внешнего — психика и тело находятся в режиме ожидания. Бесконечно долго. Эмоция становится привычным аффек­том. Любой привычный аффект в основе своей содержит замечательное, но абсолютно бесполезное суждение: «Должно быть по-другому».

Если из этого суждения не вытекает действия, оно становится тормозом, прерыванием саморегуляции. Чем больше таких суждений, тем менее человек адаптирован к ситуации, тем больше привычных аффектов, тем больше психо­соматики. _

На мой взгляд, существует три варианта восприятия своих эмоций.

Диссоциированный,когда человек верит, что кто-то или что-то в этом мире способно повлиять на его состояние без его участия. Такому человеку не позавидуешь, он живет в постоянной зависимости от внешних обстоятельств. И постоянном страхе, что другие люди также зависят от него. Такие люди отражают свой взгляд на мир в своей речи глаголами: я обидел, меня обидели, я разозлил, меня разозлили и т. д. Как правило, это достаточно больные люди, происходящие из семей, где много больных.

Частично ассоциированный, или беспризорный. Это более мягкий вариант, предполагающий, что эмоции возникают случайно, спонтанно без какого-либо осознанного участия. Такие люди пользуются в своей речи другим глаголами: я обиделся, на меня обиделись я разозлился, на меня разозлились. Как правило, это более здоровые люди, они верят в то, что эмоции исчезаю так же, как и возникают, сами по себе. В их жизни так и происходит.

Ассоциированный вариант, искусственный, экспериментальный вариант, который я предлагаю на некоторых своих группах. По общему согласию участников группы на время ее проведения все высказывания и мысли переводятся в формулировки полной ответственности: я обидел себя с помощью какого-то человека, я разозлил себя с помощью какого-то человека и т.д Я не верю в то, что такой радикальный сдвиг ответственности в полной мере отражает ситуацию. Но в обычной жизни люди настолько сдвинуты в позиции жертв, что это упражнение немного выравнивает ситуацию.

По отзывам участников групп, ассоциированный вариант дает ощущение удивительного спокойствия и возвращает возможность выбора. К тому же он позволяет не останавливаться на эмоции, а сделать следующий шаг — осознать потребность, которая за ней стоит. .-

ПРИМЕР

На утренней обратной связи участница группы рассказала, что когда вечером, как обычно (привычный аффект!!!), начала ссориться со своей матерью, вспомнила о домашнем задании. «Я злю себя с помощью своей матери? Разве это то, что я хочу? А что я действительно хочу? Мне нужна ее поддержка, ей, кажется, нужна моя. Что, если я просто поговорю с ней об этом?». Она, к своему удивлению, провела вместо ссоры удивительно теплую беседу с матерью.

Если потребность становится осознанной, становятся видны пути и средства ее удовлетворения.

АУТЕНТИЧНЫЕ ЭМОЦИИ

В литературе встречаются взгляды на существование у человека аутентич­ных не социально обусловленных эмоций. Сейчас я полагаю, что аутентично реагирование на уровне спинномозговой рефлекторной дуги: если человек прикасается к горячему — он аутентично отдергивает руку. Все остальное ситу­ационно и связано с субъективным восприятием ситуации. Есть много восточ­ных притч, посвященных этому. Вот одна из них:

В одном селении жил крестьянин, у которого была лошадь. Больше ни у кого в селении лошади не было. Ему все завидовали. Однажды лошадь убежа­ла в лес и все начали его жалеть. Лошадь пришда из лесу и привела с собой вторую. Все начали ему завидовать. Сын этого крестьянина упал с дерева и сломал себе ногу. Все начали его жалеть. На следующий день пришел импера­торский наместник и всех ровесников сына крестьянина забрал в армию. Все начали завидовать крестьянину. И так до бесконечности.

Или еще пример. Я подозреваю, что ребенок, которого воспитали волки будет аутентично рычать на людей и вилять хвостом при виде волков.

Выражение эмоций может способствовать осознанию и удовлетворению потребностей, а может и не способствовать.

Удовлетворению потребностей способствует полный цикл саморегуля­ции: осознание потребности, оценка реальности, поиск способов удовлетво­рения потребности, действие, ассимиляция полученных результатов.

В этом случае выражение эмоций — один из возможных способов.

Наши рекомендации