Отказ идентифицироваться со сверстниками

Одноклассники казались мне маленькими детьми. Они не знали, что такое боль, что такое настоящее унижение и как ему противостоять. Они не умели и не желали пользо­ваться отпущенным им здоровьем и свободой. На фоне боль­ничных и интернатских детей они казались немного дебиль­ными, а интриги их выглядели детскими.

Арбатова М. Мне 40 лет... М., 1999. С. 67.

Стремление к автономии и независимости и одиночество

Итак, я получила право на самостоятельное жилье пото­му, что иначе бы просто ушла из дома. До этого я уже ноче­вала по подругам и возлюбленным, и, поняв, что меня боль­ше не удастся контролировать, мама дала ключи от Арбата.

33 Подробнее см.: Орлов А. Б. Психология личности и сущности чело­века: парадигмы, проекции, практики. М., 1995. С. 67.

Я чувствовала себя одиноко и искала близких по всему свету. Хиппи были культовой группой, брали на себя функ­цию семьи, создавали атмосферу доверительности, близос­ти и эмоциональной открытости. С ними мне было лучше, чем с родственниками.

Там же. С. 89.

Данные исследований Профессиональная идентичность выпускников педвуза

В рамках исследования Н. Л. Регуш (1998), задачей кото­рого было выявить особенности профессионального «Я» у сту­дентов — выпускников педагогического университета, была использована проективная методика X. Абельса «Каков я есть» (фотоисследование), позволяющая установить, с образа­ми каких социальных групп или конкретных людей человек идентифицирует себя.

Участникам опроса предлагалась инструкция: «Если бы я захотел рассказать моему сверстнику, который не владеет моим родным языком, кто я такой и как живу, я послал бы ему следующие пять фотографий», после чего давалось зада­ние описать эти фотографии, ранжируя их по степени значи­мости.

В таблице 11 представлены аспекты идентичности студен­тов V курса (п=106).

Таблица 11

Характеристика идентичности студентов V курса педвуза (Регуш Н. Л., 1998)

Характеристика Всего % Оценка по Стьюденту
идентичности образа Я ответов   t  
1. Семья, дом, дача 26,9 1,91 0,95
2. Я и мои друзья 16,4    
3. Мой край, город 15,8    
4. Студенческая жизнь 12,1 0,59 0,44
5. Мой автопортрет 3,21    
6. Профессия 5,64    
7. Я на отдыхе 4,7    
8. Я и животные 4,5    
9. Хобби 3,5    
10. Мечты 1,69    
11. Любимый человек 1,5    
12. Муж, свадьба 0,7    
13. Мое прошлое, будущее 0,2    
Всего ответов 100%    

Полученные данные обнаружили тот факт, что у большин­ства выпускников профессиональная идентичность практичес­ки не сформирована. Из общего числа ответов (531) только 30 связаны с профессиональной деятельностью. Этот результат можно объяснить с различных позиций. Несформированность профессиональной идентичности, вероятно, является след­ствием несовершенства системы обучения. Но правомерна и другая гипотеза: выпускники не планируют работать по спе­циальности (учителями в школе), а потому и не формируют образ профессионального «Я».

Несмотря на то, что в рамках данного исследования эти ги­потезы не проверялись, их правдоподобность обосновывают данные о проценте выпускников, идущих работать после окон­чания в школу (15-20%) (Регуш Н. Л., 1998).

8.3. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ nEPDKHBAHHilMH

Одна из причин, препятствующих позитивному развитию личности, — неспособность любить, которая проявляется в постоянных негативных эмоциях: гневе, депрессии, скуке, раздражительности, подозрительности, пессимизме и др. Эти негативные эмоции заполняют жизнь человека, хотя могут скрываться под масками благополучия и вынужденной веж­ливости.

К числу основных проблем здесь можно отнести:

• регуляция эмоций и чувств;

• переживание одиночества.

Причины проблем развития, связанные с эмоциональной сферой, — противоречия между:

• силой, новизной, яркостью переживаемых эмоций и чувств и отсутствием опыта управления ими;

• эмоциональными ожиданиями, связанными с влечени­ями, и их неудовлетворенностью;

• желанием быть понятым и несформированностью эмо­циональной рефлексии;

• представлениями о привлекательной внешности челове­ка и тревогой, связанной с самооценкой своей внешнос­ти и других физических данных;

• сексуальными потребностями и переживаниями относи­тельно реализации сексуального поведения;

• между потребностью в близких, интимных, дружеских отношениях со сверстниками и неудовлетворенностью этой потребности.

Зарисовки из жизни

Переживание первой любви

Первая любовь накладывает отпечаток на всю дальней­шую жизнь мужчины. Если эта любовь была счастливой, если

женщина или девушка, пробудившая чувства юноши, отве­тила на них и была верна, ощущение доверия, ясности ста­нет спутником всей его жизни. Если в тот первый раз, когда ему захотелось отдать себя и довериться, он был отвергнут или предан, рана никогда не заживет до конца, а моральное здоровье еще долго будет подорвано.

Конечно, не всегда результаты разочарований одинако­вы. Любовь — не болезнь с постоянными симптомами. Мэри Энн Чайворт презирала Байрона — калеку — и он стал Дон Жуаном и заставил всех следующих женщин поплатиться за жестокость первой. Мария Беднел отвергла Диккенса — бед­няка, и он стал властным, придирчивым, вечно недовольным мужем. Для обоих первый удар не прошел бесследно, поме­шав быть счастливыми в браке.

Моруа А. Из писем к незнакомке // Иностранная лите­ратура. 1974. № 1.С. 154.

Наши рекомендации