Глава 2. Предупреждение и разрешение проблем

Регуш Л. А.

Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). — СПб.: Речь, 2006 — 320 с.

ISBN 5-9268-0498-1

В пособии дано подробное описание проблем психического разви­тия, возникающих на разных этапах жизненного пути человека (от рождения до пожилого возраста). Задача данного пособия — обучить специалистов, работающих в сфере «человек—человек», или людей, берущих на себя роль воспитателей (например, родителей), видеть пси­хологическую сущность проблемы, уметь предупредить ее возникно­вение, а столкнувшись с ней — проанализировать и разрешить.

Пособие предназначено для студентов педагогических и психо­логических факультетов, психологов, педагогов и других специалис­тов, интересующихся данной проблематикой.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................3

Глава 1. Понятие о проблемах психического развития.............8

1.1. Характеристика психологической проблемы..........................8

1.1.1. Факторы, обусловливающие проблемы психического развития.................11

1.1.2. Проблемы развития и возраст...................................14

1.2. Классификация проблем психического развития...............................................19

1.3. Соотношение проблем

и кризисов психического развития.........................................22

1.3.1. Понятие о кризисе психического развития...............23

1.3.2. Виды кризисов...........................................................25

1.3.3. Причины и механизмы протекания кризисов............26

1.3.4. Сравнение понятий «кризис развития»

и «проблемы развития».............................................27

1.4. Проблемы развития и события жизни.....................................28

1.5. Проблемы развития и время жизни........................................32

1.6. Проблемы развития и социальная

дифференциация общества....................................................34

Вопросы для диалога......................................................................40

Литература......................................................................................40

Задания для самоконтроля...........................................................43

Глава 2. Предупреждение и разрешение проблем

психического развития.......................................................46

2.1. Прогнозирование

и предупреждение проблем развития.....................................46

2.2. Пути разрешения проблем

психического развития............................................................53

2.2.1. Выработка способов совладания с проблемами..... 53

2.2.2. Проектирование условий

жизнедеятельности без проблем............................. 58

2.2.3. Выработка человеком защитных механизмов..........60

Диссертационные исследования....................................................61

Литература......................................................................................61

Глава 3. Проблемы развития и их обусловленность готовностью родителей иметь ребенка. Перинатальное развитие. Роды..........................................63

3.1. Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка до его зачатия.....................................................................................63

3.2. Предупреждение проблем психического

развития до родов...................................................................65

3.3. Проблемы перинатального развития,

родов. Новорожденный ребенок............................................70

3.3.1. Перинатальное развитие............................................70

3.3.2. Роды...........................................................................71

3.3.3. Новорожденный ребенок (от 0 до 1 мес.).................73

Диссертационные исследования....................................................78

Литература......................................................................................79

Вопросы для диалога......................................................................80

Задания для самоконтроля ............................................................80

Глава 4. Проблемы развития ребенка младенческого

(грудного) возраста (1 месяц— 1 год)................................82

4.1. Отставание в развитии от возрастной нормы.........................82

4.2. Недоверие, закрытость в противовес доверию (привязанности) 85

4.3. Отрицательные эмоциональные

переживания, страхи...............................................................89

4.4. Отсутствие возможности реализации спонтанной активности...............................................................................91

Диссертационные исследования.....................................................93

Литература.......................................................................................93

Задания для самоконтроля.............................................................95

Глава 5. Проблемы психического развития дошкольника.....97

5.1. Проблемы психического развития

преддошкольника (1—3 года)..................................................97

5.1.1. Страх и тревога в раннем детстве............................. 98

5.1.2. Независимость (автономия) вместо стыда

и сомнения................................................................100

5.1.3. Притязание на признание и внимание.....................102

5.2. Проблемы психического

развития дошкольника (3—6 лет)..........................................106

5.2.1. Проблемы в развитии познавательной деятельности.................................107

5.2.2. Агрессия и агрессивное поведение.........................108

5.2.3. Инициатива против чувства вины.............................112

5.2.4. Страхи дошкольника................................................114

5.2.5. Трудности понимания эмоций других

и регуляции своих эмоциональных переживаний ... 117

Диссертационные исследования...................................................121

Литература.....................................................................................122

Задания для самоконтроля...........................................................124

Пример выполнения самостоятельной работы.............................125

Глава 6. Проблемы психического развития

в младшем школьном возрасте (7—10 лет)......................129

6.1. Трудности освоения учебной деятельности...........................129

6.2. Сложности адаптации к новой социальной ситуации............134

6.3. Эмоциональное неблагополучие (страхи школы, учителя, вызова к доске, контрольных работ, наказания, тревожность, плохое настроение, агрессия)........................140

Диссертационные исследования...................................................147

Литература.....................................................................................149

Задания для самоконтроля...........................................................150

Примеры выполнения самостоятельной работы..........................151

Глава 8. Проблемы психического развития

в юношеском возрасте (17-20 лет)..................................206

8.1. Проблемы социального

и профессионального самоопределения..............................207

8.2. Идентификации и смешение ролей

как проблема психического развития...................................211

8.3. Проблемы, связанные

с эмоциональными переживаниями......................................216

8.4. Проблемы во взаимоотношениях

с родителями (кризис авторитетов)......................................221

Диссертационные исследования...................................................223

Литература.....................................................................................224

Задания для самоконтроля...........................................................225

Примеры выполнения самостоятельной работы..........................227

Приложение 2. Технологическая карта

оценивания результатов усвоения курса.........................311

ВВЕДЕНИЕ

Человек в процессе своего жизненного пути встречается с многочисленными трудностями. В психологии развития дос­таточно подробно изучены и описаны проблемы, типичные для того или иного возраста. В одних случаях разрешение этих проблем приносит радость и появление новых психических качеств, открывает перспективы для дальнейшего развития. В других, напротив, проблемы оказываются непреодолимы­ми, и тогда они отравляют жизнь, становясь причиной дест­руктивного развития. Поскольку и те и другие возникающие трудности являются, как правило, результатом взаимодей­ствия факторов, определяющих развитие в тот или иной пе­риод, многие из них могут быть предсказуемы, а значит, пре­дотвращены.

Задача данного пособия состоит в том, чтобы обучить спе­циалистов, работающих в сфере «человек—человек», или лю­дей, берущих на себя роль воспитателей (например, родите­лей), видеть психологическую сущность проблемы, уметь предупредить ее возникновение, а столкнувшись с ней — про­анализировать и разрешить.

Традиционно в психологии вопрос о проблемах развития поднимается, прежде всего, при рассмотрении тех случаев, когда речь идет о патологии развития, вызванной серьезными органическими поражениями центральной нервной системы, когда человеку требуется постоянная (иногда в течение всей жизни) помощь специалистов, корректирующих развитие: логопедов, врачей, массажистов, специалистов по коррекци-онной педагогике и др. Предлагаемое пособие рассматривает проблемы развития «обычных» людей, которые способны раз­решить проблемы сами или с помощью родителей, друзей, се­мьи, различных социальных институтов, то есть речь идет о «нормальных» проблемах «нормальных» людей.

Основой для решения поставленной задачи является зна­ние психологии развития, поскольку именно эта дисциплина подробно рассматривает как закономерности развития, так и типичные для того или иного возраста психические новообра­зования и условия их становления. В настоящем издании ак­цент сделан на проблемы развития и условия их предупреж­дения.

При этом перечень проблем, вынесенный для анализа при описании каждого возрастного периода, не следует рассмат­ривать как завершенный: их значительно больше. Освещаемые здесь проблемы важно использовать как основу для овладения умением осуществлять психологический анализ проблем раз­вития. Уже первые занятия покажут, что студенты своими примерами могут обогатить материал по каждой теме. И это имеет принципиальное значение, поскольку, как правило, для анализа предлагаются ситуации, которые важны для самих студентов: либо потому, что они уже успешно разрешили про­блему и переживают чувство удовлетворения, либо потому, что проблема по-прежнему актуальна, и они пытаются ее решить, участвуя в занятиях.

Структура пособия и представленный материал таковы, что позволяют сочетать самостоятельное и аудиторное изучение материала.

Основным итогом работы по усвоению курса является сфор­мированное умение «видеть» психологическую сущность про­блемы и анализировать ее по усвоенному алгоритму, а также знать условия и возможности ее предупреждения. Для того чтобы это умение сформировалось, предлагаются многочис­ленные задания для анализа проблем в каждом возрастном периоде, а также примеры выполнения подобных заданий.

Материал для теоретической подготовки по каждому воз­растному периоду включает:

• список литературы;

• факторы развития;

• типичные проблемы развития в конкретный возрастной период и их краткую характеристику.

Перед изучением темы следует познакомиться со списком рекомендуемой литературы, которая раскрывает различные ас­пекты темы, а также со ссылками на гипертексты. Эта литерату­ра может помочь при анализе той проблемы, которая выбрана для рассмотрения и разрешения. Чтобы глубже разобраться в психологической сущности той или иной проблемы (например, когда речь идет о страхах, низкой обучаемости, одиночестве, нарушении взаимоотношений и т. п.), важно обратиться к соот­ветствующей литературе и обязательно освоить этот материал по одному или нескольким рекомендованным источникам.

Для практической работы, которая может выполняться как в аудитории, так и самостоятельно, предлагается следующий материал:

• проблемные ситуации развития (зарисовки из жизни);

• данные диссертационных исследований;

• список диссертационных исследований;

• примеры анализа проблем психического развития. Этот материал, как правило, пополняется самими участни­ками в ходе освоения курса.

В пособии предлагается два вида практических заданий по каждой теме (то есть по каждому возрастному периоду).

Во-первых, это задания на отработку алгоритма анализа проблем. Из прочитанной литературы, наблюдений предлага­ется выделить одну из проблем развития, типичную для того или иного возраста. Затем ее следует проанализировать по сле­дующему плану:

1) факторы, определяющие особенности психического раз­вития в данный период, и факторы, порождающие про­блему, описанную в ситуации;

2) типичные кризисы и проблемы данного (рассматривае­мого) периода;

3) описание проблемной ситуации;

4) формулирование проблемы;

5) раскрытие противоречий, порождающих проблему, опи­санную в ситуации;

6) этапы, механизмы возникновения проблемы (первые внешние признаки ее зарождения);

7) внешние и внутренние показатели (маркеры) зарожда­ющейся проблемы;

8) положительные последствия различных вариантов ре­шения проблемы;

9) отрицательные последствия неразрешенности проблемы; 10) что нужно было сделать (каковы необходимые условия),

чтобы можно было предупредить возникновение пробле­мы и ее отрицательных последствий.

Во-вторых — задания по работе с результатами диссерта­ционных исследований. Студентам предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Являлась ли тема, обозначенная в диссертации, актуаль­ной в предшествующие десятилетия (см. учебник по пси­хологии развития, соответствующий возраст)?

2. Под влиянием каких факторов возникла (актуализиро­валась) проблема развития?

3. Какие из полученных автором результатов и как могут быть использованы для работы с указанной проблемой?

4. Как полученные результаты можно использовать для предупреждения проблемы развития?

К материалам для практических работ, которые содержат­ся в пособии, преподаватель может прилагать и другие задания, вопросы, которые оказались актуальны для данной группы.

По каждой теме изучающие курс выполняют минимум два практических задания, что должно способствовать формиро­ванию алгоритма работы с проблемой психического развития.

Практические задания по каждой теме выполняются, как правило, на занятиях, а затем самостоятельно с последующим обсуждением в аудитории.

Результатом работы по освоению курса должны стать про­читанные студентом публикации по каждой из выбранных им проблем развития, а также девять-десять самостоятельно вы­полненных практических заданий.

Глава 1

ПОНЯТИЕ О ПРОБЛЕМАХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

Психическое развитие представляет собой формирование функциональных систем и изменение качества отдельных пси­хических функций, процессов, состояний, свойств. Понятие же «возрастного развития», проблемам которого посвящено дан­ное учебное пособие, не является случайным — в первую оче­редь потому, что психическое развитие можно рассматривать не только в связи с возрастными изменениями. Речь, например, может идти о психическом развитии человека в различные ис­торические эпохи, о развитии психических процессов как ди­намических характеристик психической жизни человека в рам­ках одного и того же возраста и т. д.

Под проблемами развития в психологии, как правило, рас­сматриваются те случаи, которые приводят к отклонениям от нормы в развитии и предполагают коррекцию развития с уча­стием соответствующих специалистов. Эти варианты откло­нений в психическом развитии получили название дизонтоге-неза. В соответствии с классификацией В. В. Лебединского, существует шесть видов дизонтогенеза: 1) психическое недо­развитие; 2) задержанное психическое развитие; 3) повреж­денное развитие; 4) дефицитарное развитие; 5) искаженное развитие; 6) дисгармоничное развитие1. Эти случаи отклоне-

Подробно см.: Лебединский В. В. Нарушения психического разви­тия у детей. М., 1985.

ния в развитии изучает специальная отрасль — психопатоло­гия развития.

В настоящей работе рассматриваются проблемы психичес­кого развития, которые существуют в пределах нормы возра­стного (или онтогенетического) развития. Они возникают при наличии противоречия между сформированным (актуальным) уровнем развития тех или иных психических функций, про­цессов, свойств и теми вызовами, которые делает жизнь, тре­буя появления новых психических качеств. При этом актуаль­ный уровень развития не позволяет эффективно ответить на эти вызовы, что и порождает проблему. Ее решение соетоит в развитии тех качеств, которые давали бы возможность успеш­но адаптироваться к новым условиям. Если этого не происхо­дит, то проблема начинает мешать развивающемуся челове­ку, вызывая новые проблемы либо у него самого, либо у тех, кто вступает во взаимодействие с ним. Лишь при появлении соответствующих новообразований психики такая проблема может быть успешно разрешена или устранена. «Весь процесс становления Вселенной (а значит, и человека) идет не от по-вторимого к повторимому, а от сотворенного к новому» (Ма­риэтта Шагинян Человек и время. М., 1980. С. 676).

Таким образом, процесс развития характеризуется разреше­нием противоречий, где проблема и есть содержательная сторо­на этих противоречий. В- отсутствие спонтанного разрешения противоречий, возникшая проблема выступает уже в роли пре­пятствия, что часто переводит ее из зоны неосознаваемого в дос­тупную осознанию проблему. Проблемы — как живые существа: они зарождаются, перерождаются, изменяя того, в ком они жи­вут. Можно утверждать, что проблема, появившись в конкрет­ной ситуации, в определенный момент времени может стать тол­чком к развитию тех или иных качеств. Если же она повторяется или продолжает жить во времени, сопровождать человека, то становится причиной развития совершенно в ином направлении, определяя поступки, поведение, стратегию жизни.

Иногда конкретная ситуация, маленькая проблема, если она связана с зарождением психических новообразований, че­рез некоторое время может стать большой, выступая в каче­стве основы для тех или иных изменений в человеке.

Пример

Летом восьмилетний Даня ходил в детский городской ла­герь. Спустя неделю с начала его посещения с ним состоял­ся следующий разговор.

Д.: Бабушка, там есть мальчик, он все с улыбочкой и по го­лове стукает. А если мы играем с другим мальчиком в игру, он приходит и садится на нее (настольная игра). Он все время так делает. Б.: Дай ему сдачи.

Д.: Тогда он начнет кричать или плакать, и воспитатели меня наказывают. Говорят: вон, в угол! Что мне делать? Я хочу быть добрым.

Ответ на вопрос, который решает маленький мальчик, даст направление развитию либо хитрости, в том случае, если он будет давать сдачу, но так, чтобы избежать наказания взрос­лых, либо озлобленности и негативизму, если он, невзирая на реакции взрослых, будет давать сдачу и переживать неспра­ведливые наказания. Вопрос, который он задает, по сути, от­ражает поиск путей разрешения проблемы, которая в данной конкретной ситуации может дать зачатки развития совершен­но новых и противоположных психических качеств.

Представим ситуацию, когда такие взаимоотношения меж­ду мальчиками и курирующими их взрослыми сохраняются месяцы или год. За это время можно говорить уже не о зарож­дении тех или иных качеств, а об их активном становлении и включении в структуру жизнедеятельности. При последую­щем развитии подобного жизненного сценария эти качества будут иметь все более и более широкий перенос на различные

стороны поведения, оказывать влияние на решение других проблем.

Важно подчеркнуть, что в жизни человека есть не только психологические, но и экономические, социальные проблемы, проблемы физического здоровья. Естественно, они неизбежно оказывают влияние на психическое состояние людей, однако в настоящем пособии будут рассматриваться только психические проблемы развития, которые не сводятся ни к экономическим, . ни к проблемам здоровья.

1.1.1. Факторы, обусловливающие проблемы психического развития

Любая проблема в психическом развитии связана с преодо­лением того, что мешает появлению нового психического ка­чества. К внешним факторам могут быть отнесены все те, ко­торые лежат в окружающей человека жизни, в социуме. Если следовать теории У. Бронфенбреннера2 — в микро-, мезо- и макросреде. К числу таких факторов, обусловливающих раз­витие человека, как правило, относят семью, институты обра­зования (дошкольные, школьные, вузы и т. п.), сферу досуга, ценности, традиции, нравы и обычаи, принятые в той или иной культуре в определенный исторический отрезок времени.

Внутренние причины, приводящие к проблемам в психи­ческом развитии, кроются в физиологических особенностях человека, его генотипе, здоровье, в уже сформировавшемся к настоящему времени психическому строю. Среди последних могут быть выделены: нежелание расставаться с тем, что есть в настоящем, чтобы избежать неизвестного нового, то есть «за­стревание» на определенной стадии развития (инфантилизм, вечная молодость и т. п.), страх нового, неразрешенные про­блемы предыдущих стадий развития и пр.

2 Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge: Harvard University Press, 1979.

В. В. Ковалев применительно к нарушениям психического развития в детском и подростковом возрасте в результате рас­стройства и созревания структур и функций головного мозга употребляет понятие «психологический дизонтогенез». И. И. Ма-майчук отмечает: «Психологический дизонтогенез может быть обусловлен биологическими (генетическими, экзогенно-орга-ническими и др.) патогенными факторами, неблагоприятны­ми социально-психологическими средствами воздействия, а также разнообразными сочетаниями биологических и соци­альных факторов. Выделяют два типа психического дизонто-генеза: ретардация — запаздывание или приостановка психи­ческого развития; асинхрония — выраженное опережение в развитии одних психических функций и свойств формирую­щейся личности и значительное отставание темпов и сроков созревания других» (Мамайчук И. И., 2001, с. 32-33).

Вопрос о факторах, порождающих проблемы развития, не мо­жет быть рассмотрен линейно: сложные семейные условия, пло­хое здоровье — следствие проблемы развития. Многочисленные наблюдения психологов за различными сценариями развития показывают, что одни люди в сложнейших социальных услови­ях, преодолевая проблемы, успешно, позитивно развиваются, со­вершенствуются. Другие — имея объективно прекрасные условия для развития (хорошее здоровье, материальный достаток и т. п.) — переживают психологические проблемы, не могут с ними спра­виться и развиваются деструктивно. В связи с этими наблюдени­ями в психологии стали разрабатываться категории жизнестой­кости и уязвимости (Д. Чиккетти, С. Лютар, М. Раттер и др.3).

Жизнестойкость — система психических качеств (ресурс человека), способствующих позитивному психическому раз­витию, несмотря на краткосрочные или хронические, внешние или внутренние препятствия.

3 Resilience and vulnerability: adaptation in the context of childhood adversities/ Ed. by S. Luthar. Cambridge Universiti Press, 2003.

Описываются три варианта проявления жизнестойкости:

• восстановление психического развития до нормального, прежнего уровня после воздействия травмирующих фак­торов (например, задержка в психическом развитии пос­ле недлительной болезни и последующее полное восста­новление);

• возвращение к прежнему состоянию с признаками рос­та в ситуации пережитого горя, деформировавшего обычный строй психической жизни;

• адаптация в условиях длительно существующей неблаго­приятной ситуации, способствующая позитивному разви­тию (например, проживание в семье алкоголика, в усло­виях нарушенных взаимоотношений с сослуживцами или администрацией, тяжелые хронические заболевания).

Уязвимость — искажение, деформация развития под дей­ствием неблагоприятных факторов.

Современные исследователи психического развития пыта­ются найти ответ на вопрос: что является психическим ресур­сом жизнестойкости, какие факторы могут противостоять тем, которые провоцируют проблемы развития?

Пока еще немногочисленные поиски ответов на эти вопросы позволили установить, что существуют так называемые «поддер­живающие факторы». В каждом конкретном случае, когда мы сталкиваемся с проявлениями жизнестойкости, могут быть свои поддерживающие факторы. Например, в случае, когда родитель­ская семья является фактором риска, расширенная семья или творческий коллектив могут выступать в роли поддерживающего фактора. Или другая ситуация: для ребенка, который не может посещать школу по состоянию здоровья и вынужден учиться дома, в основном самостоятельно, поддерживающим фактором могут стать и домашняя библиотека, и Интернет.

Поддерживающие факторы — это те люди, социальные институты, события и пр., которые способствуют нормально­му психическому развитию вопреки факторам риска.

Понять проблемы психического развития каждого конкрет­ного человека можно анализируя в комплексе все факторы, взаимодействующие и влияющие на процесс его развития.

В качестве одного из факторов развития может рассматри­ваться активность самого человека. Ориентировочный рефлекс младенца — свидетельство его врожденной активности, удов­летворение которой способствует развитию. Проблемы в разви­тии часто связаны с тем, что потребность в активности на ран­них этапах подавляется («Не трогай!», «Небегай!», «Нелезь!», «Не греми!» и т. п.). Часто позднее, когда на более старших воз­растных этапах нужно опираться на активное освоение, напри­мер, учебного материала, профессиональной деятельности, ак­тивность уже подавлена в значительной степени, начинаются проблемы в развитии познавательной деятельности.

Зарисовки из жизни

Зарисовки из жизни

Зачатие по расчету

Молодая семья получила однокомнатную квартиру. Сей­час они вместе со свекровью пришли посмотреть квартиру. Рассказ ведется от лица свекрови.

— Мне очень нравится, — сказала я, не обратив внима­ния на их взгляды.

— Ма, — проговорил сын, не выпуская Ирину из объя­тий, — мы решили отказаться.

— Вот как? — поразилась я. — Почему?

— Нам нужно больше, — проговорил он смущенно.

— Пока, пожалуй, хватит, — удивилась я, переводя взгляд на Ирину.

— Нам не надо пока. Нам надо сразу, — сказал сын.

— Как же это сделать? — усмехнулась я. И оглохла — просто оглохла.

— Мы решили завести ребенка.

Пожалуй, я была рыбой, выброшенной на песок. Разе­вала рот, глотала воздух и не могла вымолвить ни звука. За­вести! Ребенка!

Детей не заводят, это не котята! Их дарит судьба, и не всегда счастливая, между прочим! Ребенок — это высшее, понимаете ли, высшее, а не лишнее лицо, на которое дают квадратные метры!

— Вы ждете? — спросила я Ирину...

— Сегодня нет, — промурлыкала невестка успокоенным, сытым, каким-то кошачьим голосом, — а завтра — да!

Бедный Игорек! Он не знал этого, не знал, что появится на свет не как плод любви, а как бытовая необходимость.

По сюжету повести Игорь ушел из жизни (погиб или по­кончил с собой) в 15 лет. Многого не поняв юным, еще не склонным к анализу умом, но ощутив — я уверена! — ощу­тив до самых дальних сердечных глубин собственную ненуж­ность матери и отцу.

ЛихановА. Высшая мера // Знамя. 1982. № 4. С. 26-27.

Данные исследований

Роды и культурные традиции

Сами роды отнюдь не интимное дело. Приличия требу­ют, чтобы роженица не корчилась от боли, не кричала, ни­как не возражала против присутствия двадцати или тридца­ти людей в доме, которые, если надо, будут сидеть около нее сутками, смеяться, шутить, развлекаться. Повитуха пе­ререзает пуповину новым бамбуковым ножом, а затем все терпеливо ждут, когда выйдет послед — сигнал началу праз­днества. Если младенец — девочка, то пуповина зарывается под шелковицу (дерево, из луба которого изготавливается материя), чтобы девочка стала хорошей домашней хозяйкой.

Если младенец — мальчик, то пуповина бросается в море или закапывается под таро, чтобы он стал искусным рыбаком или прилежным земледельцем. Затем гости расходятся по до­мам, мать поднимается с постели и приступает к своим обыч­ным делам, а ребенок вообще перестает вызывать большой интерес у кого бы то ни было. День и месяц его рождения забываются.

Mud M. Воспитание самоанского ребенка // Культура и мир детства. М., 1988. С. 99. .

3.3.3. Новорожденный ребенок (от О до 1 мес.)

Признаки жизнедеятельности:

• крик сразу;

• самостоятельное дыхание (при задержках — асфиксия, гипоксия).

Оценка состояния новорожденных производится по шкале Апгар (Крайг Г., 2000, с. 186). Максимальная оценка— 10 баллов. Нормой считается оценка в пределах 7-10 баллов. При оценке 4 балла рекомендуется немедленное подключение к системам жизнеобеспечения.

Таблица 4 Шкала Апгар для оценки состояния новорожденного

Признаки 0 баллов 1 балл 2 балла
Сердцебиение Отсутствует Частота меньше Частота больше
    100 уд/мин 100 уд/мин
Дыхание Отсутствует Медленное, Громкий крик
    нерегулярное  
Мышечный тонус Вялый Некоторая степень Активные движения
    сгибания  
Рефлекторная Отсутствует Слабо выражена Хорошо выражена
возбудимость   (гримаса) (крик)
Окраска кожи Синюшная Розовая окраска тела Розовая
  или бледная и синюшная  
    конечностей  

Проблемы развития новорожденных могут быть связаны с налаживанием питания, а также режима сна и бодрствования.

Уже у новорожденного могут быть определены некоторые признаки развития сенсорики и психомоторики, а также реф­лексы, обеспечивающие связь с внешним миром20.

Показатели развития новорожденного (Мамайчук И. И., 1998):

• рефлексы вызываются все (сосательный, глотательный, автоматическая ходьба, рефлекс опоры — выпрямление туловища при опоре на ноги и др.);

• симметричный гипертонус мышц-сгибателей, преодоле­ваемый при пассивных движениях;

• жмурится и беспокоится при ярком свете, короткое не-стигматоидное слежение за предметом;

• вздрагивает при резком звуке;

• редкие атетоидные движения, червеобразные движения пальцев кисти, редкий спонтанный симптом веера на стопе (симптом Бабинского).

Данные исследований

Переживание страха

Ребенок 9-ти месяцев стал бояться собственного отца. При его появлении начинает сильно плакать, не идет к нему на руки, тянется к матери, в глазах ужас. Страх этот появил­ся после визита дедушки, которого ребенок видит очень ред­ко и который в последний визит вел себя шумно.

Страх потери родителей

Я сижу в постели в холодном боксе, ходить не разреша­ют. На каменном полу нет тапочек. Внезапно в окошке, зак­рашенном снаружи толстым слоем масляной краски цвета омлета, появляются силуэты родителей. Их невозможно ни с кем перепутать, потому что на отце шапка типа папахи, а на матери каракулевая шляпа в форме завернутой раковины. Я начинаю плакать и орать так, что звенит весь бокс. Они видят меня в отколупанную с той стороны щелочку, но как через много лет выяснится, не догадываются, что я узнаю их по силуэтам в оконном театре теней. Я рыдаю, но никто не приходит. Кажется, что я рыдаю час, вечер, все детство.

Арбатова М. Мне 40 лет... М., 1999. С. 7.

Данные исследований

В исследовании А. И. Захарова был проведен опрос 200 ма­терей детей 1-3 лет по списку из 29 видов страха. Чаще всего у детей второго года жизни встречался страх неожиданных

звуков (52% мальчиков и 52% девочек). Следующим по рас­пространенности оказался страх одиночества (44% мальчиков и 34% девочек). За ним расположились страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников (Захаров А. И., 2004, с. 52).

5.1.2. Независимость (автономия) вместо стыда и сомнения

Преддошкольное детство представляет собой период, когда ребенок усваивает социальные нормы, начинает контролиро­вать свои побуждения и мотивы действий, стремясь к все боль­шей автономии. Автономия — форма независимости, посред­ством которой дети развивают собственную волю, проявляя самостоятельность в ситуациях выбора, принятия решений.

Потребность в проявлении независимости, автономии свя­зана с важнейшим этапом развития самосознания, когда че­ловек выделяет себя из мира людей, осознает свое «Я» и гром­ко об этом заявляет. Это период наиболее ярко выраженной потребности в автономии, которую ребенок стремится удовлет­ворить в самых различных сторонах своей жизни. Главной тенденцией в поведении ребенка становится желание самосто­ятельности — «Я сам!»

При наличии возможности удовлетворять эту потребность проблем развития не возникает. Они, как правило, провоци­руются взрослыми, которым либо некогда, либо они не имеют терпения ждать, когда неумелый малыш что-то сделает сам. Проблемы развития начинают появляться вследствие про­тиворечия между стремлением ребенка быть независимым, проявлять самостоятельность и теми ограничениями (запре­тами), которым нужно следовать, усваивая определенные тре­бования социального окружения.

Это противоречие обостряется, если родители не способны удовлетворить потребность ребенка быть независимым и са-

мостоятельным, не проявляют спокойствия и продуманности в организации жизни ребенка, не оказывают ему поддержку в случаях его неудач.

Последствия неудовлетворенности потребности в автоно­мии, независимости:

• негативизм — упрямство;

• капризы, закрепление форм поведения, при которых на­стаивание на своем приобретает характер манипулиро­вания родителями;

• чувство стыда и сомнений в своих возможностях при от­сутствии позитивной поддержки со стороны родителей;

• принятие решений в условиях выбора быстрее форми­рует ответственность ребенка, позитивное отношение к себе и своим успехам.

Зарисовки из жизни

Самостоятельность в принятии решений

Каждый раз, когда семья собирается на дачу, Дане дают его рюкзачок, с тем чтобы он сам взял те игрушки, которые ему хочется или нужны. В первый раз Даня отнесся к этому несерьезно, и в рюкзачок практически ничего не положил.

Уже в электричке он начал требовать то одну, то вторую игрушку, плакать и кричать. Родителям пришлось объяснить, почему этих игрушек нет. Во все последующие поездки на дачу Даня начинал активно собирать свой рюкзак и брал то, что хотел. Но если каких-то игрушек ему потом недостава­ло, то он не требовал их у родителей, так как знал, что рюк­зак собирал сам.

5.1.3. Притязание на признание и внимание

Притязания можно рассматривать как те ожидания, ко­торые возникают у человека в отношении других людей или результатов собственной деятельности. В процессе жизни че­ловека уровень притязаний меняется, корректируется под влиянием опыта взаимодействия с другими людьми или в про­цессе оценки своей деятельности. На разных этапах онтогене­за структура ожиданий, конечно же, меняется. В раннем дет­стве, когда еще нет опыта и знания собственных возможностей, в этой структуре доминирует эмоциональная составляющая, в которой неосознаваемые мотивы получения удовольствия, поддержки, хорошего отношения являются ведущими. По мере накопления опыта меняется не только содержательная характеристика притязаний, но и ее структурные соотноше­ния. Все большее место в ней занимают осознаваемые цели, интеллектуальная составляющая, благодаря которой удается сравнивать свои прошлые и настоящие достижения, себя и других и в соответствии с этим корректировать уровень при­тязаний.

Маленький ребенок испытывает потребность быть приня­тым, получать эмоциональную поддержку и в этом суть его притязаний — ожиданий. Не имея опыта удовлетворения сво­их потребностей, он экспериментирует, ищет те способы, ко­торые помогли бы ему получить желаемый результат. В ходе этого поиска появляются как позитивные новообразования,

так и те, которые станут тормозом, создавая проблемы разви­тия.

Нарушение поведения может выступать в роли индикато­ра проблем во взаимодействии со взрослы<

Наши рекомендации