Ознакомление детей с окружающим в активной деятельности
Разнообразие замыслов игр и возможность их интересной реализации зависит от впечатлений детей об окружающем, поэтому нужно расширять кругозор дошкольников. С этой целью проводят экскурсии, наблюдения, но в практике они не получают широкого распространения из-за сложности организации. Известно, что непосредственные наблюдения откладывают наибольший отпечаток на детей. Чем старше становятся дети, тем более разнообразные события их интересуют, причем некоторые из них уже нельзя непосредственно наблюдать. В этом случае дети получают информацию из рассказов взрослых во время просмотра телепередач, чтения художественной литературы.
Педагогов интересует вопрос: с какими событиями надо знакомить детей?
Во-первых, это будет зависеть от окружения, в котором дети живут, обычно с чем они часто соприкасаются, то и отображают в играх.
Во-вторых, информацию о том, с какими играми знакомить детей, дают наблюдения за их играми. Зная игровые интересы, легко можно определить, о чем рассказать детям.
Следовательно, конкретного ответа на поставленный вопрос дать нельзя, т.к. содержание ознакомления с окружающим зависит от того, что детей окружает и какие у них интересы. К сожалению, долгое время всех детей знакомили с одинаковыми событиями и побуждали всех играть в одинаковые игры, заглушая при этом индивидуальность каждого ребенка. Чтобы это не повторилось педагогам надо творчески подходить к определению содержания ознакомления детей с окружающим.
Как уже отмечалось, на разных этапах развития игры детей интересуют разные стороны окружающей действительности, это надо учитывать при ознакомлении с окружающим. Так на начальном этапе развития игры дети принимают роли и увлекаются выполнением разнообразных действий, например, выполняя роль шофера, они перевозят грузы, пассажиров, ремонтируют машину, заправляют ее бензином и т.д. Учитывая эту особенность, при ознакомлении с окружающим детям показывают, что делают люди, а также обращают их внимание на личные качества, например, шофер внимательный, заботливый, это нужно делать для того, чтобы вызвать у детей желание принимать роль.
На этапе развития сюжетно-ролевой игры детей интересуют не столько действия, сколько взаимоотношения людей, их общение. Именно это и надо им продемонстрировать во время ознакомления с окружающим, организовав наблюдение не за одним человеком, а как минимум за двумя, например, за врачом и пациентом. Обязательно надо дать возможность детям послушать, о чем люди разговаривают друг с другом в той или иной ситуации.
Это требование надо учитывать и при подборе художественной литературы. Для детей, находящихся на начальном этапе сюжетно-ролевой игры, подбирают произведения, в которых рассказывается о том, что делают люди. Если же у детей развитая сюжетно-ролевая игра, то и в произведениях должно быть показано взаимодействие и общение людей, т.е. крайне необходимо наличие диалогов действующих лиц. Это требование соблюдается в сказках и почти не учитывается в современных произведениях.
В практике воспитатели часто допускают ошибку – независимо от уровня развития игры знакомят детей только с трудовыми действиями взрослых, не обращая их внимание на взаимодействие и общение людей. Очевидно, это является одной из причин того, что в играх дети мало и недостаточно общаются.
Для возникновения игры большое значение имеет методика ознакомления детей с окружающим, рассмотрим ее специфику.
Психологи установили, что игра возникает тогда, когда появляются противоречивые тенденции. Например, ребенку очень хочется управлять автомобилем, но это невозможно, ждать долго, пока вырастет, он не может. Возникшее противоречие успешно решается во время игры. Это теоретическое положение нужно обязательно учитывать, проводя ознакомление с окружающим, т.е. зарождать у детей разнообразные противоречивые тенденции, которые они разрешили бы в играх.
Для появления противоречивых тенденций, детей можно включать в активную деятельность в процессе наблюдений. Это может быть посильная совместная деятельность взрослых и детей. Например, шофер показывает, как он ремонтирует машину, а дети по его просьбе находят нужные инструменты и подают ему. Это может быть и умственная активизация детей, с этой целью во время наблюдений им задают вопросы, побуждая к размышлениям, предлагают сделать посильные выводы, т.е. не всегда сообщают готовую информацию.
Немаловажное значение имеет эмоциональность, с которой воспитатель проводит ознакомление с окружающим.
Нельзя забывать о том, что в играх полученные знания дети не копируют, а комбинируют. Причем какие-то события могут и не заинтересовать детей, поэтому не возникают игры на эти темы. Ничего плохого в этом нет. Еще Д.В. Менджерицкая осуждала попытки некоторых воспитателей добиваться того, чтобы все дети играли в одинаковые игры, связанные с содержанием занятий. Опасения Д.В. Менджерицкой были не напрасны, нередко в детских садах можно услышать, как, например, после экскурсии в медицинский кабинет воспитатель говорит: "Помните, мы были в медицинском кабинете, давайте поиграем в больницу". Чтобы такого не было в методике ознакомления с окружающим надо предусмотреть возможность переноса детьми полученных впечатлений в игру. А произойдет такой перенос или нет, зависит от того, насколько интересны каждому ребенку сообщаемые события. Рассмотрим несколько методических приемов, нацеливающих детей на перенос знаний об окружающем в игру. Люди, с трудом которых детей знакомят, могут побеседовать с ними об играх. Например, во время наблюдения шофер показывал, как он ремонтирует машину, затем он обращается к детям: "У вас тоже есть машины. Если они сломаются, то теперь вы знаете, как их можно отремонтировать". Или другой пример после экскурсии на кухню, где дети наблюдали, как повар печет блины, им советуют: "Вы теперь знаете, как пекут блины. Ваши дочки еще, наверное, не пробовали. Вы можете им испечь блины".
Еще один эффективный прием: люди, с трудом которых детей знакомят, могут подарить им игрушки. Например, шофер – инструменты для ремонта машин, повар – игрушечную посуду.
Можно использовать и другие методические, способствующие переносу знаний об окружающем в игру. Но ни в коем случае нельзя детей заставлять играть в то, что они видели.
Итак, при ознакомлении с окружающим нужно: во-первых, определить, с какими событиями детей надо знакомить; во-вторых, учитывать, на какие стороны окружающей действительности обращать внимание дошкольников; в-третьих, выбрать эффективную методику; в-четвертых, предусмотреть возможность переноса полученных впечатлений в игру.
Конспекты занятий во II младшей и средней группах по ознакомлению с окружающим с учетом выделенных требований предлагаются в приложении.