Способы отображения детьми окружающего в игре

В исследованиях Е.В. Зворыгиной доказано, что в сюжетно-отобразительной игре у детей формируются предметные способы решения игровых задач1.

Предметные способы включают:

a) игровые действия с игрушками;

б) игровые действия с предметами-заместителями;

в) игровые действия с воображаемыми предметами;

г) иногда игровые действия дети называют, не выполняя их.

Рассмотрим последовательность формирования у детей предметных способов отображения окружающего.

Итак, сначала малыши осваивают игровые действия с игрушками. Они приучаются использовать игрушки по назначению, например, машиной не стучат по столу, а катают ее по полу. В этот период они с удовольствием длительно повторяют одни и те же игровые действия: долго кормят куклу, тщательно "моют" посуду, подражая в игре действиям взрослых. Но наступает такой момент, когда ребенок обобщает игровое действие с игрушкой. Внешне это проявляется в быстром, свернутом выполнении этого действия. Педагогу нужно заметить, когда появляется обобщенное игровое действие с игрушкой, для того, чтобы усложнить способ решения игровой задачи, предложив малыше предмет-заместитель. Но воспитатели не всегда правильно поступают в таких случаях, например, заметив, что девочка не так долго, как раньше кормила куклу, воспитатель советует: "Покорми ее еще, она не наелась". Тем самым нацеливает ребенка на выполнение уже освоенного им развернутого игрового действия с игрушкой. Девочке надо было предложить предмет-заместитель, например, взять шарик от пирамидки и сказать: "Твоя кукла уже поела ? Угощаю ее вот этим красным яблоком". Приведенный пример свидетельствует о том, что в практике игра сначала развивается благоприятно, т.е. у детей своевременно появляются обобщенные игровые действия с игрушками, но в последствии не наблюдается поступательного ее развития. Вместо того, чтобы начинать формирование игровых действий с предметами-заместителями, детей снова возвращают к хорошо освоенному способу – развернутым игровым действиям с игрушками. Следовательно, чтобы игра развивалась , у детей надо своевременно сформировать игровые действия с предметами-заместителями. Затем начинается освоение игровых действий с воображаемыми предметами.

Последовательность формирования у детей предметных способов

 
  Способы отображения детьми окружающего в игре - student2.ru

Задача руководства:формировать у детей предметные способы решения игровых задач: игровые действия с игрушками, предметами-заместителями, с воображаемыми предметами.

Самостоятельность детей в игре

Если сразу не начать формировать у детей самостоятельности в игре, то в последствии это будет сделать трудно, а порой и невозможно. Но воспитатели, руководство игрой, часто злоупотребляют прямыми приемами, они указывают, что надо делать в игре, например, обращаются к ним: "Накорми куклу", "Погуляй с собачкой" и т.п. Такое руководство не развивает у детей самостоятельность.

В чем дети могут быть самостоятельны? В сюжетно-отобразительной игре они уже могут самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать любой предметный способ их решения: кто-то предпочтет только игрушки, другие дети будут дополнять их предметами-заместителями, воображаемыми предметами.

Способы отображения детьми окружающего в игре - student2.ru

Задача руководства:развивать у детей желание самостоятельно ставить разнообразные игровые задачи и выбирать любые предметные способы их решения.

Взаимодействие детей в игре

В сюжетно-отобразительной игре дети еще не вступают во взаимодействие друг с другом, игра носит индивидуальный характер. Каждый ребенок ставит игровую задачу для себя и сам же ее решает. Но у детей постепенно появляется интерес к играм сверстников, его нужно поддерживать.

Задача руководства: вызывать у детей симпатию к играющим сверстникам, приучать их играть, не мешая, друг другу.

Наши рекомендации