Роджерс (Rogers) Карл Рэнсом

08.01 Л 902 Ок-Парк. Иллинойс —1987

Выдающийся американский психолог^ один из основателей гуманистической психологии. Роджерс родился в семье преуспевающего промышленника,'четвертым из шести детей. После окончания школы поступил в сельскохозяйственный колледж. Через два года он оставил колледж и поступил в Нью-Йоркскую духовную семинарию. Однако в результате поездки в Китай на Международную христианскую конференцию в 1922 году, он изменил свои взгляды, так как понял, что его главная жизненная цель - помогать людям, нуждающимся в духовной поддержке, может быть достигнута и вне церкви. Именно поэтому его привлекла психология. Он оставил семинарию начал изучать психологию в Висконсинском университете, а затем в Пе-202

дагогическом колледже, Колумбийского Университета. Там он получил докторскую степень(,1931). Затем он, в течение 12, лет, работал в Центре помощи детям в Рочестере? став директором центра в 1930году,,С 1935 до 1940,годы он читал лекции в,Ро-честерском университете, и написал свою первую книгу «The Clinical Treatment of the Problem Child» ( 1939), основанную на его опыте работы с тревожными детьми. В 1940 он стал профессором клинической психологии в Государственном универ-ситете ,Штатга(Ога,йо4, где о» написал «Counseling and Psiychotherapy» («Консультирование и психотерапия», 1942). В этой работе Роджерс впервые подчеркнул, что проблемы клиента решаются значительно Эффективнее, если'между ним и психотерапевтом 'устанавливается доверительная атмосфера, основанная наГпОнимаНии'й принятии! Став профессором психологии в Университете Чикаго (1945-1957), он создал там свой консультативный центр и провел ряд исследований, направлей-ных натпроверку эффективностнсвойх методов наставничества, связанный с университетом, и там провел занятия (изучения), чтс^бы определить эффективность efo Методов. Свои результаты и теории он описал в книгах: «ClientOentered Therapy» («Кли-ент-ЦентрирОванная терапия», 1951); «Psychotherapy and Personality Change» («Психотерапия и личностные Изменения», 1954). Затем он преподавал психологию в Висконсинском университете (1957-1963) И Написал одну из самых известных его книг «On Becoming a' Person» («Становление личности»; 1961). В 'качестве ядра личности Роджерс; рассматривал Я-концепцию, представленную динамикой соотношения Я^реального и Я-иде-ального. По его представлениям, в личности сосуществуют две инстанции, которые должны работать согласованно, «реальное Я», представляющее собой систему представлений и оценок самого себя, зависящую от индивидуального опыта и актуальных оценок окружающих, и «идеальное Я», представляющее собой то, каким человек хочет быть. Он разработал недирективную психотерапию, центрированную на клиенте, в основе

Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии

которой лежит правило не давать советов клиенту и избегать оценок его поведения, но актуализировать егостворческие потенций, требующиеся для самостоятельного решения его проблем. В 1963 году Роджерс переехал в Ла Джолла, Калифорния, где он работал в Центре изучения Личности. Здесь он написал две книги: «Carl Rogers on Personal Power» (1977) и «Freedom to Learn» (1983). " - " '

Розенталь Татьяна Карловна

.; ; ..' ' ; .' : 1875—1921 -• ;"'"ггл;,',;"'. f<,

^ Один из первых психоаналитиков, в России. Принимала участие в еврейском рабочем движении и,революции 1905 года. Затем закончила Цюрихский университет и получила докторскую степень по психиатрии. До сих пор неясно, кто анализировал ее в Цюрихе, но вернувшись в Петербург Розенталь занялась практикой и пропагандой психоанализа. С 1919 года она участвовала в работе только что основанного В. М. Бехтеревым Института мозга, возглавляя отделение, детских психопатий и невропатий и читая цикл,лекций по психоанализу.,Розенталь называла свой метод «психогенетическим» и возражала против сексуального монизма Фрейда. В 1919 году в журнале (под редакцией В. М. Бехтерева была опубликована ее статья «Страдание и творчество Достоевского». В своей клинической трактовке личности знаменитого писателя,она высказала,ряд положений,, которые полностью совпали ,с тем, что написал Фрейд в своей работе о Достоевском семь лет спустя, причем он не делал ссылок на ее статью-Точно так же, как позднее Фрейд, она утверждала, что Достоевский страдал не генуинной» а аффективной эпилепсией. Ее аргументация совпадала с фрейдовской: припадки у писателя вызывались сильными душевными потрясениями, снижение личности отсутствовало; его эмоциональная жизнь была необычно амбивалентной; на каторге состояние улучшилось и припадки прекратились. В 1921 году Татьяна Розенталь покончила жизнь самоубийством. 204

Роршах (Rorschach) Герман

08.11.1884 Цюрих - 02.04.1922 ГерйСау

., Швейцарский психиатр, создатель проективного теста цветовых пятен, получивший его имя. Старший сын учителя рисог вания, он в школе получил прозвище «клякса» из-за свое любви» рисовать шаржи. Закончил Цюрихский университет в 1912 году. В течение года работал в России, после чего вернулся в Цюрих и занялся частной практикой. В течение нескольких лет занимался^ психоанализом и в 1919 году,был избран вице-пре-зидентом^Швейцарского Психоаналитического Общества. В 1917 Роршах обнаружил работу Сцимана Хенса, который изучал фантазии своих пациентов, используя карточки с чернильными пятнами. В 1918 году Роршах начал его собственные эксперименты с 15 случайно подобранными, такими карточками, показывая пятна пациентам и спрашивая их, «что бы это могло бы быть?». Субъективные ответы позволили ему получить сведения об их ментальном и эмоциональном состоянии. Тест Рор-шаЬса основан на человеческой склонности проецировать истолкования и чувства на неоднозначные стимулы, в этом случае, чернильные пятна. Роршах опубликовал, результаты его исследований 300 психически больных пациентов и 100 нормальных людей в книге «Psychodiagnostik» (1921). Его тест с тех пор находит широко применение как инструмент для психологической, оценки состояний и психодиагностики. К сожалению талантливый исследователь Роршах скончался в 1922 году от аппендицита.

Наши рекомендации