Карл Роджерс. Гуманистическая психология.

В середине 20 века возникает несколько новое направление в психологии, которое, в силу своей центрированности на личности, получило название гуманистического. Большое влияние на его развитие оказал персонализм.

Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.

Наиболее широкого своего развития это направление достигло в США, а среди лидирующих фигур были: Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс (135,177, 206).

Гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конструктивные признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности не может быть объективной, так как она представляется фрагментарной и конструируется либо как «система реакций» (Скиннер), либо как набор «измерений» (Гилфорд), структур типа Я, Оно и Сверх-я (Фрейд), ролевых стереотипов.

Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате же, как утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к «рацио», к способности оперировать абстрактными понятиями, а по другую – объект, данный в этих понятиях.

В докладе Ассоциации гуманистической психологии указывается, что с самого начала гуманистическая психология занималась изучением возможностей и способностей человека, к которым не обращается ни позитивизм, ни бихевиоризм, ни психоанализ, а именно – любовь, творчество.

Основные принципы гуманистической психологии выражены следующим образом:

Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для нее независимостью. Например, даже обреченный на смерть человек свободен по-разному чувствовать и вести себя при ее приближении.

Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективный психический опыт, доступный ему через его осознание «здесь и теперь».

Поскольку человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие, его природа никогда не может быть определена полностью, она всегда стремится к беспрерывному развитию, к реализации возможностей человека.

Человек един и целостен. Эта цельность «Я» создает уникальный характер переживаний каждого человека. В человеке невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.

Сознание человека не может быть сведено ни к его основным потребностям или защитам, как во фрейдизме, ни к эпифеноменам бихевиоризма.

Из этих принципов гуманистической психологии вытекают следующие этические принципы:

В жизни человек несет ответственность за свои поступки.

Идеальные отношения между людьми на взаимном признании, что каждый человек – творец своей собственной жизни. Каждый признает и ценит внутренний субъективный мир другого и себя. Такие эмоции человека, как боль, конфликт, вина и др., составляют его внутренний опыт и поэтому также должны восприниматься доброжелательно.

Каждый человек живет только в настоящем моменте «здесь-и-теперь» , и именно он существенен для бытия.

Для людей, достаточно хорошо усвоивших гуманистическую этику, характерен поиск опыта, который приводит к развитию человека и его личности.

Наиболее часто идеи гуманистической психологии выдвигались учеными, работающими в прикладных областях психологии, так как ученому-практику было легче использовать методы исследования, основанные на новых идеях, так как над практическими психологами не столь сильно довлели господствующие в науке нормы и цели. Кроме того, по мнению психологов-гуманистов, знания, используемые на практике, должны представлять собой теоретически завершенную модель, так как в этом случае их жесткая структура мешала бы проникновению в изменчивый мир другого человека.

Карла Роджерса по праву относят к виднейшим представителям гуманистической психологии, возникшей в США в начале 60-х годов двадцатого столетия.

Гуманистическая психология понимается как совокупность теоретических воззрений на человека и как психотерапевтическая практика. С самого начала возникновения этого течения, его последователи из среды известных психологов противопоставили себя бихевиоризму и психоанализу как негуманным и редукционистским подходам к человеку.

Предметом изучения у Карла Роджерса стала уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни, регулирующая границы своей субъективной свободы.

На основе своей психологической концепции К. Роджерс разработал “клиент-центрированную терапию”, основой которой стало принятие клиентом ответственности за решение своих жизненных проблем. Это явилось новым качественным скачком в истории мировой психотерапии. Именно благодаря этому работы Роджерса очень популярны и в настоящее время, а его психокоррекционные методики используются специалистами из многих стран мира.

Все психологические теории Карла Роджерса являлись фундаментом в его психокоррекционных методиках. В них он прежде всего делал упор на «самостоятельность» клиента: в процессе работы с клиентом психотерапевт не должен навязывать ему своего мнения, а должен стараться подвести его к правильному решению, которое клиент примет сам. В результате такой работы и происходит то «озарение», которое помогает переструктурировать самооценку, «переструктурировать гештальт», что дает возможность человеку принять себя и окружающих, наладить общение с окружением, снять напряжение. Техники, разработанные К.Роджерском, великолепно раскрывают гуманистическую парадигму в работе с клиентами. Излагаем их по книге Фейдимена и Фрейгер (206).

Инструментарий.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ. РЕАЛЬНАЯ И ИДЕАЛЬНАЯ САМОСТЬ

Ниже приводится список прилагательных, выбранных к:)к возможные различные личностные характеристики. Разделите лист на четыре колонки, в левой напишите столбиком прилагательные, в остальных трех колонках делайте соответствующие пометы. В первой отметьте те характеристики, которые применимы к вам. Эти характеристики должны отражать то, каким вы знаете себя, независимо от того, характеризует ли так вас кто-нибудь еще. В следующей колонке, «Как другие видят меня», отметьте те качества, которые, как вам кажется, указали бы люди, вас знающие. В последней колонке, «Идеальная самость», отметьте те качества, которые описывают вас в наилучшем виде. Помните, что речь идет о вашей идеальной самости, ^ не о намалеванном святом, с которым вы не могли бы отождествиться.

Список прилагательных: бодрый, упорный, шумный, ответственный, витающий в облаках, беспокойный, требовательный, чванливый, искренний, честный, возбудимый, незрелый, смелый, Жалеющий себя, честолюбивый, спокойный, индивидуалистичный (серьезный, дружелюбный, зрелый, артистичный, умный, 'Равный, идеалистичный, понимающий, теплый, расслабленный, чувствительный, сексуальный, активный, милый, эгоистичный ) проницательный, нежный, самоуверенный.

Предполагается, что никто из нас не является таким, как описывают эти прилагательные, все время, так что не волнуйтесь по поводу того, что, назвав себя бодрым, вы не всегда бодры.

Теперь вы можете обвести кружком те прилагательные, где возникает определенное расхождение между столбцами. Это— возможные моменты инконгруентности в вашей жизни. Не так уж важно, много ли найдется таких строчек. Мало кто из тех кто проделал это упражнение, оказались целиком конгруентными.

Если вы хотите, можете продолжать это упражнение. Вы можете работать небольшими группами, обсуждая свои несоответствия, или вы можете завести дневник, отмечая в нем то, что с ними связано. В качестве классной работы можно разыграть в ролях любую из трех колонок, чтобы посмотреть, как вы будете чувствовать себя в одной из выявившихся структур самости.

Цель этого упражнения состоит в том, чтобы помочь вам осознать природу самости как описывает ее Роджерс. Хотя он не выделяет специально самость, как ее видят другие, мы ввели эту колонку для прояснения идеи конгруентности в повседневной жизни.

СЛУШАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

Вот упражнение из статьи Роджерса «Общение: блоки и усовершенствование». Он предлагает способ усовершенствования понимания других. «В следующий раз, когда вы ввяжетесь в спор с женой или другом, или в небольшой компании друзей, приостановите дискуссию на момент и ради эксперимента установите правило: каждый может сказать свое только после того, как он .точно пересказал мысли и чувства, выраженные говорившим до него, так что тот выразит согласие с пересказом. Вы увидите, что это значит. Это значит, что прежде чем представить свою точку зрения, будет необходимо реально обрести точку зрения говорившего ранее, понять его мысли и чувства настолько хорошо, чтобы вы смогли их подытожить удовлетворительно для него. Это кажется -просто, не правда ли? Но тот, кто попробует это сделать, обнаружит, что это одна из трудней' тих вещей, за которую он когда-либо принимался. Однако, ее' ли вы научитесь видеть точку зрения другого, ваши собственные комментарии радикально изменятся. Вы также обнаружите, что эмоции, сопровождающие дискуссию, успокоятся, различи уменьшатся, а те, которые останутся, станут более рациональными и понятными.

САМОСТЬ ПРОТИВ ИДЕАЛЬНОЙ САМОСТИ

Составьте список того, чем вы в себе недовольны: недостатков, изъянов, ограниченностей, используя полные предложения. Например:

1. «Во мне 10 фунтов лишнего веса» (около 4,5 кг).

2. «Я несколько жаден, в особенности в отношении своих книг».

3. «Мне никогда .не понять математических рассуждений». Перепишите эти утверждения как расхождение между вашей

реальной самостью и идеальной самостью. Например: 1. «Моя идеальная самость весит на 10 фунтов меньше, чем я».

2. «Моя идеальная самость щедра, она охотно дает книги почитать или лаже дарит их друзьям, которым они нужны».

3. «Моя идеальная самость—хороший математик, не профессионал, но способна легко учиться и запоминать выученное». Оцените свою идеальную самость. Не покажется ли вам, что некоторые из ваших пожеланий нереалистичны? Нет ли оснований полагать, что вы могли бы изменить некоторые из целей, которые предполагаются вашим идеальным самоописанием? Есть ли для этого причины?

ТЕРАПЕВТ, ЦЕНТРИРОВАННЫЙ НА КЛИЕНТЕ

Выберите партнера, с которым вы хотите работать. Решите. кто из вас сначала будет терапевтом, а кто—клиентом. Клиент рассказывает терапевту историю, правдивую или нет, потенциально способную привести в замешательство, которую трудно рассказать (например, случаи, когда вы лгали, или мошенничали. или были неадекватны, несправедливы и т. п.).

Терапевт старается максимально понимать то, что рассказывает клиент, слушая так, что может повторить то, что рассказали. В качестве терапевта переформулируйте то, что слышите, чтобы быть уверенным что вы понимаете то, что говорится. Вы Как терапевт не должны принимать точку зрения правоты или неправоты, не должны давать совета, утешать или критиковать. Вы должны продолжать относиться к клиенту как к равному человеческому существу, что бы он вам ни рассказал,

Это—трудное упражнение. Постарайтесь отметить моменты. когда вам захотелось комментировать, когда вы начинаете судить, жалеть когда клиент начинает вас раздражать или беспокоить. Вы можете заметить, что трудно одновременно сознавать собственные переживания и поддерживать позитивное внимание. Вы обнаружите, что не так уж трудно притворяться ведущим себя подобным образом, но постарайтесь сознавать ваши актуальные чувства.

Поменяйтесь ролями, пусть тот, кто был терапевтом, будет теперь клиентом. В качестве клиента вы можете почувствовать, каково воздействие того, как вас слушает, на то, о чем вы собираетесь рассказать.

Это упражнение много требует как от клиента, так и от терапевта. Его цель не в том, чтобы дать вам представление о терапии, центрированной на клиенте, а чтобы вы представили себе требования, которые Роджерс полагает необходимыми для эффективного консультирования и терапии.

[К1]

Наши рекомендации