Поддъяков Николай Николаевич
!."; Род. в 1929
Доктор психологических наук, профессор, действительный 'Член РАО, ученик Запорожца. Первым исследовал ;цсихику ре-чбенка как исходную целостность. Н.Н. Поддъяковым разработано фундаментальное направление научных исследований .творчества у детей дошкольного возраста. Известные работы: «Умственное воспитание дошкольников». М., 1972; «Мышление дошкольника». М., 1985; «Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников». М., 1985; «Закономерности психического развития ребенка». Краснодар, 1997.
Познер-Перле (Pozner-Perls) Лаура
1905—1990
Немецкий Психолог, соучредитель гештальт-терапии. Увлекалась психоанализом в ранний период своей жизни, прочитав в 16-летнем возрасте «Толкование сновидений» 3. Фрейда. Закончила психологический факультет Франкфуртского университета и в 1932 году получила докторскую степень. На ее мировоззрение большое влияние оказали -Такие известные философы-экзистенциалисты, как Мартин Бубер и Пауль Тиллих, с которыми она была знакома. Она была студенткой психологического факультета в то время, когда встретила Перлза. В 1930 году Фриц и Лаура стали мужем и женой. Лаура Познер-Перле была соучредителем гештальт-терапии. Ее. влияние на Перлза было общеизвестно, она написала главу в «Эго, Голоде и Агрессии». Феноменологические и экзистенциальные компоненты в гештальт-терапию были привнесены ею. Лаура, внесла элемент новаторства в психотерапевтические сеансы, начав, садиться лицом; к,-своим, пациентам и обращать внимание на их позы и жесты, используя свое знакомство с лечебной гимнастикой и современными танцами. В 1933 году она уехала с Лерлзом в Голландию, а оттуда в Южную Африку. В 1946 году Перлзы
п
Классики Мировой Психологии
уехали в США и в 1952 году основали Нью-Йоркский институт гештальт-терапии. После развода с Перлзом Лаура осталась в Нью-Йорке и в течение многих лет возглавляла Нью-Йоркский институт гештальт-терапии.
Основные работы: «Opening address; 8th annual conference on the theory and practice of Gestalt therapy - May 17, 1985», «Gestalt Journal», 9(1), 1985, 12-15 pp. «Concepts and misconcepts of Gestalt therapy», «Journal of Humanistic Psychology», 324.2), 1992^ 50-56 pp.
Пономаренко Владимир Александрович
Род. в 1933
>;' Доктор медицинских наук, профессор, генерал-майор'медицинской службы, академик РАО. Занимается проблемами повышения надежности и профессионального долголетия человека в опасной среде обитания (большие скорости, ускорения, необычная, пространственная ориентировка и др.). Под его руководством разрабатывается уникальная комплексная система развития профессионально важных личностных, интеллектуальных, психофизиологических качеств летчиков ,на всех этапах их подготовки. Автор более 200 научных трудов и семи монографий, из которых наиболее известна «Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике», опубликованная также в Польше и Германии.
Прибрам (Pribram) Карл Гарри
Род. в 1919 Вена, Австрия
Американский психолог. Закончил Чигагский университет (1939). Там же получил докторскую степень (1941). Член Нью-Йоркской академии наук. Профессор факультета психологии, психиатрии и поведенческих наук Стенфордского университета. Получил мировую известность благодаря исследованиям функционирования психики, которые он вел совместно с Миллером и 194
Классики Мировой Психологии
п
Галлантером. Эти исследования касались двух ключевых концепций: планирование и образ. Планом назывался любой иерархический процесс в организме, контролирующий порядок осуществления операций. Под образом понималось аккумулированное, структурированное представление человека о себе самом и окружающей его среде. Человеческая деятельность'может быть описана в виде блоков (проверка—действие—проверка-—выход). Блоки могут строиться друг на друге в иерархической последо-,вательности, и чем выше уровень иерархии, тем выше уровень обобщенности этих блоков. На основании своих исследований Прибрам выдвинул гипотезу о голографической структуре психики. Наибольшую известность получил его монументальный .труд «languages of the Brain Experimental. Paradoxes and Principles inNeuropsychology».(,1971). ,,, ...
Пушкин Вениамин Ноевйч
1931—1979 ..-,.,
•'*' Известный1 советский психолог, доктор психологических наук, профессор. Окончил в 1956 году МГУ. им. М. В. Ломоносова. Руководил лабораторией эвристики НИИ общей и педаго-'гической психологии Академии педагогических наук СССР в Москве, в которой занимался фудаментальными проблемами продуктивного мышления. Автор более 170 работ по пробле-'мам психологии, труда' мышления, психологическим аспектам кибернетики, биополя и экстрасенсорики.'Его работы были изданы в 18 зарубежных странах.
:s Основные работы: «Оперантное мышление в больших системах» (1965); '«Эвристика - наука о творческом мышлении» ('1967); «Психология и кибернетика» (1974, совместно с Г. В. ЧШавыриной); «Исследование системности интеллекта» (1977); «Парапсихология и современное естествознание» (1990, совместно с А. П. Дубровым).
р
Классики Мировой Психологии
Раин (Rhine) Джозеф Бэнкс
29.09.1895 Туниата. Пеннсильвания - 20.09.1980 Хиллсбороу. Северная Каролина
Американский психолог. Основатель научной парапсихологии. После окончания школы в течение полутора лет изучал богословие, в 1917 г, в поступил Добровольцем в морскую пехоту США. После окончания I Мировой войны Получил биологическое обра(-зование в Чикагском университете (физиология растений), работал с 1925 г: на кафедре ботаники университета Западной Вирджинии. Затем преподавал философию и психологию, с 1930 г. — ассистент профессора, с 1934 г. — ассоциативный профессор и с 1937 г. по 1950 г. — профессор, а также руководитель психологической лаборатории в университете Дьюка и, до пенсии в 1965 г., директор института «Фундаментальных исследований человеческой природы» в г. Дареме. В 1928 году Раин начал научные исследования в лаборатории парапсихологии, основанной У. Мак-Ду-галлом в университете Дьюка (впоследствии ставшей частным институтом), занимался до 1935 г. проблемой жизни после смерти, затем до 1940 г. проводил исследования ясновидения, а с 1945 г. — телепатии, с 1950 г. начал исследования с паранормальных свойств животных. Под его руководством К. Зенер (Sener) проводил свои всемирно известные опыты с картами («карты Зенера»). При поддержке У. Мак-Дуталла Раин основал в 1937 г. парапси-хологический журнал («Journal of parapsychology»). Для объяснения парапсихологических феноменов предложил термин psi-фун-кция, на которую не действуют известные физические законы, и для .анализа которой требуется изменение методологической, ориентации с модели «передатчик-канал-получатель» на психолого-квантовую модель. Занимался также исследованием феноменов экстрасенсорного восприятия (ESP) и психокинеза (РК). 196
' Райх (Reich) Вильгельм
Ф 24.03Л 897.Добвчиница. Галиция. Австрия • в , -,1957Льюисбург. США
у Выдающийся психолог и психотерапевт, основатель телесно-фиентйрованной психотерапии. Родился в Галиции (Австро-Венгрия) в семье еврейского крестьянина. Являясь приверженцем немецкой Националистической идеологии, его отец принял креще-йие. В'Семье говорили только по немецки и маленький Вильгельм был изолирован как от еврейских, так и от украинских сверстни-кЬв. Тетшые'и близкие отношения с матерью были прерваны ее внезапной смертью. Она покончила с собой, когда Райху было 14 лет (по оДной из версий в результате того, что Вильгельм раскрыл отцу 'ее Любовную связь). Через три года его отец умер от туберкулеза и Райх был вынужден заниматься семейной фермой. В 1916 году он стал офицером автрийской армии, воевал в Италии. После окончания медицинского факультета Венского университета, о'н был первым ассистентом 3. Фрейда, а затем вице-директором психоаналитической клиники в Вене. В 1928 году вступил в коммунистическую партию Германии. С 1930 г. жил в Берлине, где развивал антифашистские социальные теории. Он создал свою Теорию сексуальной гигиены, выступал с лекциями по всей Германии и даже побывал с этой целью в СССР. Однако его слишком радикальная программа сексуального воспитания привела к тому, что он был исключен из коммунистической партии в 1933 году и из Международной психоаналитической ассоциации в 1934 году. В 1933 году Райх покинул Германию -— уехал в Данию, затем в Швецию. Из этих стран он был изгнан за свои радикальные теории. Он переехал в Осло, где основал школу «психосоматической» (телесной) терапии. Спустя три года он стал эпицентром очередного скандала. Пресса обрушилась на него за то, что он посто-яйно подчеркивал идею о сексуальной основе всякого невроза. Нападкам подверглись и его лабораторные опыты с биоэнергией. Оказавшись в изоляции, Райх в 1939 году перебрался в Нью-Йорк,
' ^-йййЯйийм "
..$
Классики Мировой Психологии-
где он получил место адъюнкт-профессора медицинской психологии в Новой школе социальных исследований. Здесь он организует Институт Оргона (то есть жизненной энергий; которая по мысли Райха лежит в основе всех органических процессов и является биологическим эквивалентом либидо). Его книга «Анализ характера» стала значительным; вкладом в психоаналитическую мысль (участие Анны Фрейд в его Венском семинаре психоаналитической терапии повлияло на ее дальнейшую работу, связанную с эго-защитами). Он не раз подвергался преследованию за свои взгляды» его поздние работы официально были запрещены, сам он умер в американской тюрьме. Большинство современных направлений телесно-ориентированной.психотерапии .обязаны ему своим происхождением. Талантливый клиницист ц исследователь, обладавший великолепной интуицией,.В. Райх создал новое и очень перспективное направление в психотерапии, значение которого осознается только сейчас.
Основные концепции. , , ; <
.Функция оргазма и оргастическая потенция.Райх оставался приверженцем энергетической модели психики. Он приписывал оргазму главную роль в отреагирорании любых форм напряжения. Согласно Райху, всякий невроз всегда сопровождается нарушением сексуального выражения,. Неполный оргазм - признак тревоги, которая блокирует сексуальность. Таким образом, оргастическая потенция - способность «отдаваться потоку биологической энергии» - является по Райху главным критерием психологического здоровья.
Характерология.Райх считал, что для глубинных психологических изменений в личности человека, недостаточно фокусировать внимание на невротических симптомах, необходим последовательный анализ защитных процессов, лежащих в основе структуры характера. Характер человека формируется на основе конфликта естественных влечений ребенка и внешних фрустраций. Конфликт порождает психологические защиты, которые фиксируются и проявляются на всех уровнях- на пси-
Классики Мировой Психологии
хологическом, в характерном( поведении человека, его убеждениях, отношениях; на физиологическом, в характерной «мышечной броне», оргастической импотенции. Он выделил шесть типов характера- фалл ическо-нарциссистический, пассивно-женственный, маскулинно-агрессивный, истерический, компульсив-ный и мазохистский. ,
йОргон.Последние годы жизни Райх посвятил исследованию органа- гипотетической биофизической субстанции*пронизывающей космос и живые организмы, концентрирующейся в полях вокруг объектов и внутри них. Все психические процессы — защиты, перенос, характер и т.д., таким образом,,ярляются лишь описанием биофизических оргонных процессов. Именно эксперименты с оргоном привели к тому, что Райх оказался в американской тюрьме. Теория оргона не была воспринята психологами^ хотя она до сих пор никем не опровергнута. ,
Основные работы: «Der Triebhafte Charakter» (1925); «Die Funktion des Orgasmus» (1927); «Dialektischer Materialismus und Psychoanalyse» (одновременно «Диалектический материализм и психоанализ» вышел в московском журнале «Под знаменем марксизма», 1930), «Geschlechtsreife, Enthaltsamkeit, Ehemoral» (в дальнейшем - «Сексуальная революция») (1929);«Die Sexuelle Kampf der Jugend» (1932); «Charakteranalyse» (1933); «Massenpsychologie des Faschismus» (1933); «The Discovery of Orgone. Vol. 1: The Function of the Orgasm» (1942); «The Discovery of Orgone. Vol. 2: The Cancer Biopathy» (1948); «Ether, God and Devil» (1949); «The Orgone Energy Accumulator» (1951); «The Oranur Experiment: First Report» (1951); «People in Trouble» (1953); «Conspiracy: An Emotional Chain Reaction» (1955); «Contact with Space: the Second Oranur Report» (195 7).
,199
Классики Мировой Психологии
Ранк (Rank) (Розенфельд) Отто
22.04.1884 Вена-31.10.1939 Нью-Йорк
Австрийский психолог, применивший психоаналитическую теорию для изучения легенд,, мифов, искусства, и творческого потенциала и предположивший, что в основе невротической тревоги лежит психологическая травма, полученная в момент рождения. Ранк происходил из бедной еврейской семьи и учился в заводской школе, работая в механическом цехе и занимаясь по ночам. Прочитав «Толкование Сновидений» 3. Фрейда, он написал книгу: «Der Kunstler» (1907; «Художник»), в которой попытался объяснить искусство, используя психоаналитические принципы. Эта работа привлекла внимание Фрейда, который помог Ранку поступить5 в Венский университет, в котором он получил докторскую степень по философии в 1912 году. Учась в университете, он юридически оформил свой псевдоним Отто Ранк в качестве официальной фамилии и издал еще две работы: «Der Mythus von der Geburt des Helden» (1909; «Миф Рождения Героя») и «Das Inzest-Motiv в Dichtung und Sage» (1912; «Мотив Инцеста в Поэзии и Саге»), в котором он попытался показывать как Эдипов комплекс выражается в поэзии и мифе. Ранк был секретарем Венского Психоаналитического Общества и с 1912 до 1924 года редактировал «Internationale Zeitschrift fur Psychoanalyse» («Международный Журнал Психоанализа»). В 1919 он основал издательство, которое публиковало психоаналитическую литературу и возглавлял его до 1924 года. Публикация книги: «Das Trauma der Geburt» (1924; «Травма Рождения») привела к разрыву Ранка с Фрейдом и он был исключен из Венского психоаналитического Общества. В этой книге Ранк утверждал, что переход из матки во внешний мир является серьезной травмой для новорожденного и вызывает у него тревогу, которая может сохраняться как невротическая в течение всей дальнейшей жизни. Эта теория противоречила
Классики Мировой Психологии
основным концепциям психоанализа. После этого разрыва Ранк занимался преподаванием и частной практикой в США и Европе (в основном в Париже), а в 1936 году поселился в Нью-Йорке. В течение 1930-ых годов он развивал концепцию воли как основной силы в развитии личности. С его точки зрения воля направляет инстинктивные побуждения, которые Фрейд считал основными мотивирующими факторами человеческого поведения, в нужное русло. Таким образом, в представлении Ранка, проявление сопротивления пациентом в течение психоанализа по существу не является отрицательным фактором. Вместо ^разрушения сопротивления, что следует делать согласно теории Фрейда, Ранк использует его, чтобы направить на самораскрытие и развитие личности. Попытка Ранка свести всю психологию к монолитной системе, основанной на родовой травме весьма сомнительна. Но его акцент на персональном росте и само-актуализации и использование психоаналитической теории для интерпретации искусства и мифа до сих пор остаются актуальными.
Рибо (Ribot) Теодюль
18.12.1839-09.12.1916 Париж
Французский психолог, один из основателей французской экспериментальной психологии. Автор книг «Болезни памяти» (1881), «Болезни воли» (Л 883), «Болезни личности» (1885). Разрабатывал проблемы внимания, воображения, понятий. На основе применения патопсихологического метода строил модель нормального развития психики. Сформулировал закон регрессии памяти, получивший название закона Рибо. В своих поздних работах обратился к проблемам аффекта и эмоций.
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
Риверс Вильям
12.03.1864 Латон, около Четема. Графство Кент. Англия - 04.06.1922 Кембридж. Англия-
Английский медицинский; психолог и антрополог. После получения диплома врача занимался исследованиями и проблемами физиологической психологии. В 1897 он стал директором первой британской лаборатории экспериментальной психологии (Лондонский университет), и начал читать курс экспериментальной психологии в Кэмбриджском университете. В 1898 он, заинтересовавшись антропологией, участвовал в экспедиции Кембриджа в Пролив Скалистых вершин (между Новой Гвинеей и Австралией). С 1902 года работал в Колледже Святого Джона в Кембридже. Позднее участвовал в антропологических экспедициях в Южную Индию и Меланезию. Остальную часть жизни Риверс посвятил медицинской психологии. Его известна» книга «Instinct and the Unconscious» (Инстинкт и Бессознательное, 1920) многое сделала для того, чтобы вызвать симпатии британских психологов к психоаналитической теории.
.*„, -.-...•'• •• ' ' , • ''г i :' ;' •'?' '