Вагнер Владимир Александрович

1849—1934

Известный отечественный биолог и психолог, основатель сравнительной психологии в России. Создал объективный («био­логический») метод исследования поведения животных, психику которых рассматривал как продукт длительной эволюции. Сис­тематизировал огромный фактический материал, связанный с изучением инстинктов. Считал, что инстинктивные и разумные формы поведения нельзя свести только к рефлексам. Предло­жил теорию флюктуации, согласно которой инстинкты представ­ляют собой не стереотипы, одинаково повторяющиеся всеми особями одного вида, а неустойчивые, индивидуальные фор­мы поведения.

Основные работы: «Биологические основания сравнитель­ной психологии» (1910-1913); «Возникновение и развитие пси­хических способностей» (1924-1929).

Вайхингер (Vaihinger) Отто

25.09.1852 Нехрен. Вюртемберг-- 18.12.1933 Галле Немецкий философ, предложивший понятие «социальных вымыслы (Fictions)», которые не имеют основания в реальной действительности, но становятся определяющими чертами че­ловеческого поведения. Он считал, что люди, сталкиваясь с не­разберихой фактов и событий таким образом организуют свой опыт. Эти вымыслы становятся важными факторами, влияю­щими на человеческое поведение. Таким образом на людей боль­ше действуют ожидания, чем реальный опыт. Вайхингер назвал этот подход «фикционализмом» (fictionalism) или философией "как если бы». Вайхингер преподавал философию в Галльском Университете с 1884 по 1906гг., когда миопия вынудила его уйти

Классики Мировой Психологии

в отставку. Его основной труд: «Philosophic des Als Ob» (1911; Философия «Как если бы»), начатый в 1876, выдержал много изданий. Его взгляды оказали существенное влияние на инди­видуальную психологию А. Адлера и современную социальную психологию.

Вайцзекер (Weizsacker) Виктор, фон

21.04.1886 Штуттгарт — 09.01.1957 Гейдельберг Немецкий врач-интернист, невролог и философ, один из крупнейших представителей психосоматической медицины в Германии. После обучения в гимназии получил образование в университетах Тюбингена, Фрейбурга, Берлина, Гейдельберга (доктор медицины). С 1911 г, работал ассистентом в медицинс­кой клинике Гейдельберга; с 1914 г. по 1919 г. был в действую­щей армии. С 1923 г. - профессор неврологии в Гейдельберге. Большое влияние на его взгляды оказал 3. Фрейд. Вайцзекер — один из основа гелей антропологической медицины, опирающей­ся на понятия «бытия-в-мире» и «бытия-с-другими» и близ­кой по методологическим установкам 2-й лейпцигской психо­логической школе (прежде всего «психологии целостности» Ф. Крюгера). Ее задачу он видел в понимании проблем пациента в контексте его духовного развития. Ввел понятие Gestaltkreis («круг формы») для характеристики взаимоотношений организ ма и окружающего мира, в соответствии с которым начально! единицей анализа должна быть система, включающая в себя • восприятие, и движение; согласно этому понятию движение например, обязательно должно сопровождать восприятие какой-либо формы («Der Gestaltkreis. Theorie der Einheit vo Wahmehmen und Bewegen», 4 Aufl., Lpz., 1949). Пытался создэ~ «антропологическую психотерапию», объединяющую подход! к человеку с позиций естественнонаучной медицины и пси?" анализа, который он рассматривал в экзистенциальном ключе основанном на философии Хайдеггера.

>

Классикам провой^ Психологии^

Вацлавик (Watzlawick) Пауль

Род. в 1921

Известный австро-американский психолог и психиатр, зани­мающийся социально-психологическими проблемами челове­ческой коммуникации, семейной терапии; автор монографий и научно-популярных книг, переведенных на многие языки. Ро­дился в Австрии, получил докторскую степень в университете Венеции, работал в Швейцарии, с 1967 г. живет в США, воз­главлял научно-исследовательский институт в Пало Альто, с 1976 г. профессор Стенфордского университета. Имеет диплом аналитика Цюрихского института аналитической психологии им, К. Г. Юнга.

Основные работы: «The invented reality» (1984); «Ultra-Solutions How to Fail Most Successfully» ( 1988); «Munchauserl's Pigtail Psychotherapy and «Reality»» (1990); «The Language of Change Elements of Therapeutic Communication» (1993); «Constructing Realities Meaning-Making Perspectives for P\chotherapists»(Hugh Rosen, Kevin T. Kuehlwein, Editors, 1997).

Вебер Эрнст

1795—1878

Немецкий физиолог. Основоположник психофизики и экс­периментальной психологии. Закончил Лейпцигский универси­тет. В 1815 году получил докторскую степень. Занимался физи­ологией ощущений. Экспериментально установил наличие «двухточечного порога», как момента, когда испытуемый мо­жет распознать два независимых источника раздражения. Его опыты служили подтверждением пороговой теории, согласно которой существует момент перехода физиологической реакции в психологическую. Он также впервые применил математичес­кие методы измерения в психологии, экспериментально уста­новив наименьшее различие между двумя физическими раздра­жителями, которое может определить человек. В дальнейшем




в_

Классики Мировой Психологии

его исследования были дополнены Г. Т. Фехнером. (Закон Вебе-ра-Фехнера).

Веккер Лев Маркович

Род. в 1918

Выдающийся советско-американский психолог. Одним из первых пяти студентов окончил отделение психологии Ленинг­радского университета. В 1951 году защитил кандидатскую дис­сертацию. Преподавал психологию в Вильнюсском педагоги­ческом институте. С 1956 года заведовал кафедрой психологии. В 1959 году по приглашению академика Б. Г. Ананьева возвра­щается в Ленинградский университет. В 1964 году защищает докторскую диссертацию на тему: «Восприятие и основы его моделирования». С 1974 по 1981 год выходит его трехтомник «Психические процессы». В 1977 и 1979 году провел два семе­стра в Германии, в Лейпцигском университете, где он заведовал мемориальной кафедрой В. Вундта и читал лекции студентам. В 1981 году его вынудили покинуть Ленинградский универси­тет. В его просьбе об эмиграции ему было отказано и до 1987 года он находился на положении «отказника». В начале пере­стройки выехал с семьей в США. Несмотря на почтенный воз­раст, он сразу получил признание и работал сначала в корпора­ции BDM, а затем был приглашен в Университет Джорджа Мей-сона, расположенный недалеко от Вашингтона, где и трудится в настоящее время, сочетая обязанности профессора факульте­та психологии с работой в Институте перспективных исследо­ваний им. Ш. Краснова. В США им написаны три книги; «Эпи­стемология и история когнитивной психологии», «Психофизи­ческая проблема как стержень научной психологии», «Менталь пая репрезентация физической реальности» (совместно профес

сором Джоном Алленом).

1


В

JOiacciiKH Мировой Психологии

Векслер (Wechsler) Дэвид

12.01.1896 Леспеди. Румыния —02.05.198) Нью-Йорк

Американский психолог, создатель широко известных тес-гов оценки интеллекта для взрослых и детей. В возрасте шести лет вместе с родителями эмигрировал в США. Закончил Колум­бийский университет (1917). Там же получил докторскую сте­пень (1925). С 1927 по 1967 годы работал главным психологом в психиатрической клинике Бельвью в Нью-Йорке. Профессор Нью-Йоркского университета. Уже в 1939 году создал ряд ин­теллектуальных тестов, известных как шкала интеллекта Векс-лера-Бельвью. Этот тест стал самым распространенным тестом оценки уровня интеллекта у взрослых в США. В 1949 году Век­слер разработал шкалу оценки интеллекта для детей, а в 1955 году еще одну шкалу для взрослых. Последний из его интел­лектуальных тестов — шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников была опубликована в 1967 году.

Наши рекомендации