Брушлинский Андрей Владимирович

Род. в 1933

Известный отечественный психолог. Окончил отделение пси­хологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1956). Доктор психологических наук, профессор, член-коррес­пондент РАН, академик РАО, действительный член АПСН, ака­демик Российской академии естественных наук, директор Ин­ститута психологии РАН, член Европейского совета по коорди­нации исследований в социальных науках (Венский центр). За­нимается исследованиями в области онтологических и гносео­логических оснований психологии (в соотношении с логикой, математикой, информатикой, социологией, физиологией), а так­же проблемами психологии личности, мышления, психологии творчества и педагогической психологии. Открыл новый вид инсайта - немотивированный инсайт, выявил подчиненность диалога мышлению в ходе совместного решения задачи, про­анализировал психологические аспекты нового политического мышления. Разработал антитоталитарную теорию умственно­го развития на основе оригинальной трактовки обратной связи и других механизмов саморегуляции, теорию проблемного обу-

Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии



анализировать пациента, т. е. извлекать из его микрокосмоса неосознанные факторы и преобразованную таким образом энер­гию направлять на сознательную жизнедеятельность. Он мо­жет, стало быть, достичь определенного восстановительного эффекта. Врач способен помочь тому, чтобы расчлененная, дес-труктурированная душа в какой-то мере собрала и упорядочила себя. Но есть иная, более значимая задача - восстановить угас­ший или зачахнувший личностный центр. В названном случае психиатр с такой задачей не справится. Это сумеет осуществить лишь тот, кто глубоким взглядом целителя схватит подспудное, латентное единство страдающей души. Но здесь нужен другой тип связи. Для того чтобы когерентно способствовать высво­бождению и актуализации этого единства в новом согласии лич­ности с миром, пациент должен все время находиться не только в своей роли, но и на другом полюсе этого биполярного отно­шения. Но возможно ли такое? Лечить, как и воспитывать, мо­жет лишь тот, кто живет во встрече и все же обособлен.

Бубер полагал, что его философская антропология указыва­ет путь, выводящий за пределы индивидуализма и коллективиз­ма. Здесь обрисовывается третье решение, познание которого должно помочь человеческому роду вновь обрести подлинное «Я» и основать подлинную общность. Основным предметом такой науки будет не индивид, не коллектив, а человек во взаи­мосвязи с другим человеком. Взгляды Бубера оказали заметное влияние на развитие гуманистического направления в психоте­рапии. (Гештальт-терапия, экзистенциальная терапия и др.).

Бэндлер (Handler) Ричард

Род. в 1937

Выдающийся американский психолог, создавший совмест­но с Джоном Гриндером нейро-лингвистическое программиро­вание. В начале 70 х гг. Ричард Бэндлер, был студентом матеман тического факультета в Калифорнийском университете в Сан-та Круз. Затем он начал изучать психологию. После тщательно-56

го ознакомления с методами работы ведущих психотерапевтов, он открыл для себя, что, если в точности воспроизводить обра­зы их поведения, можно достичь подобных результатов в соб­ственной работе с людьми. Это открытие стало основой рево­люционного подхода в НЛП, названного «Копированием Чело­веческого Совершенства». Позднее Ричард познакомился с еще одним создателем НЛП, доктором Джоном Гриндером, экстра­ординарным профессором кафедры лингвистики. Развитие ка­рьеры Гриндера происходило так же необычно, как и у Ричар­да Его искусство быстрого овладения языками и перенятия куль­турных традиций усовершенствовалось во время пребывания в Войсках Специального назначения США в Европе в 60-е годы и позднее, когда он работал в Европейском отделе разведки США. Его увлечение психологией отвечало главной цели лин­гвистики — открытию скрытой грамматики мышления и дей­ствия. Обнаружив общность интересов, Бэндлер и Гиндер ре­шили объединить свои знания в области информатики и линг­вистики для создания нового «языка изменений».

Сначала, по вторникам Бэндлер проводил занятия по геш-тальт-терапии для студентов и всех желающих. Он настолько подражал Ф Перлзу, что даже отпустил бороду, стал заядлым курильщиком и начал говорить по-английски с немецким ак­центом. Также по вторникам Гриндер проводил занятия с дру­гой группой, используя вербальные и невербальные модели доктора Перлза, подсмотренные и подслушанные им у Ричар­да. Постепенно они начинали опускать поведенческие элемен­ты, которые, по их мнению, были несущественными (немецкое произношение, курение), пока не дошли до основной сути тех­ник Перлза, того, что отличало его от других, менее эффектив­ных терапевтов. Затем они начали изучать работу одного из создателей семейной терапии Вирджинии Сатир, выдающегося философа Грегори Бейтсона и гениальною психотерапевта Милтона Эриксона. Ричард собрал свои оригинальные откры­тия в диссертации, позднее опубликованной в качестве первого




Классики Мировой Психологии

тома книги «Структура магии». От большинства школ альтер­нативной психологической мысли, возникающих в то время в Калифорнии, их отличал поиск сущности изменения. Когда Бэн-длер и Гриндер начали работать с людьми, обремененными раз­личными проблемами, они заметили, что все те, кто страдает какой-либо фобией, ведут себя так, как будто то, чего они боят­ся, происходит с ними именно в эту минуту. В то же время, те, кому удается преодолеть свой страх, вспоминаю! о пережитом так, как если бы они наблюдали за кем-то иным со стороны. Бэндлер и Гриндер решили учить людей, страдающих фобия­ми, смотреть на вселяющие в них страх ситуации с определен­ной дистанции и так, как если бы все это происходило с кем-то другим. Страх исчезал мгновенно. Таким образом было совер­шено принципиальное открытие НЛП. То, как люди думают о чем-то, решительным образом изменяет то, как они будут это переживать.

Весной 1976 года Джон и Ричард спрятались в бревенчатом домике высоко в горах неподалеку от Сайта Круза, собирая вме­сте все прозрения и открытия, которые они сделали. К концу марафона, который длился 36 часов, они открыли бутылку крас­ного калифорнийского вина и назвали свой метод «Нейро-лин-гвистическим программированием» - словосочетание, за кото-j рым скрываются три основные идеи. Часть «Нейро» отражает ту фундаментальную идею, что поведение берет начало в не­врологических процессах видения, слушания, восприятия за-, паха, вкуса, прикосновения и ощущения. Мы воспринимаем мир через пять своих органов чувств, мы извлекаем «смысл» из! информации и затем руководствуемся им. Наша психика вклю-| чает в себя не только мыслительные процессы, но и физиологи­ческие реакции на идеи и события. Одно просто является отра-1 жением другого на физическом уровне. В человеке тело и ра-] зум образуют неразделимое единство.

«Лингвистическая» часть названия показывает, что мы ис-1 пользуем язык для того, чтобы упорядочивать наши мысли и|

поведение и чтобы вступать в коммуникацию с другими людь­ми. «Программирование» указывает на те способы, которыми мы организуем свои идеи и действия, чтобы получить резуль­таты.

НЛП имеет дело со структурой субъективного опыта чело­века: как мы организуем то, что видим, слышим и ощущаем, и как мы редактируем и фильтруем с помощью органов чувств то, что получаем из внешнего мира. НЛП также исследует то, как мы описываем это в языке и как мы действуем - намеренно или ненамеренно - чтобы получить результат. Они сформули­ровали основные принципы НЛП:

1. Карта - это еще не территория,

2. Сознание и тело - это часть одной и той же кибернетичес­
кой системы.

3. Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной
системе.

4. Субъективный опыт состоит из визуальных образов, зву­
ков, чувств, вкусовых ощущений и запахов.

5. Смысл моего общения заключается в той реакции, кото­
рую оно вызывает.

6. Не бывает поражений, существует только обратная связь.

7. Любое поведение представляет собой выбор самого луч­
шего варианта из имеющихся в настоящий момент.

8. Любое поведение имеет позитивную интенцию; любое
поведение привязано (адаптируется) или было привязано к пер­
воначальному окружению.

9. Каждый из нас располагает ресурсами, которые необходи­
мы для достижения своих целей; мы создаем свой собственный
реальный мир.

10. Вселенная, в которой мы живем, представляет собой дру­
жественную, изобилующую ресурсами сферу.

В дальнейшем их идеи были развиты Лесли Камерон, Джу-Дит Делозье, Робертом Дилтсом, Дэвидом Гордоном, Стивом и Конивой Андреас и др.

59

Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии



В настоящее время Ричард Бендлер работает над методом, названным им DHE (Design Human Engineering), который явля­ется дальнейшим развитием НЛП.

Основные работы: «Из лягушек в принцы» (1993, совместно с Дж.Гриндером); «Структура магии» (1995, совместно с Дж.Гриндером); «Используйте свой мозг для изменений» (1998); «Магия в действии» (1995).

Бэн (Bain) Александер

11.06.1818 Абердин— 18.09.1903 Абердин Шотландский философ и психолог, известный своими рабо­тами о ментальных процессах. С 1860 до 1880 преподавал ло­гику и Английскую литературу в Абердинском университете, где он был сторонником реформы образования в Шотландии. В психологии Бэн придерживался строго научного подхода. Он стремился найти физические корреляты для таких абстрактных понятий как «идея» и «разум» и подчеркивал необходимость дальнейшего исследования мозга и нервной системы. В 1876 году он основал первый в мире психологический журнал «Mind». Основные работы: «On the Study of Character» (1861); «Mental and Moral Science: A Compendium of Psychology and Ethics» (1868); «Mind and Body: The Theories of Their Relation» (1873); «A Criticism, with Personal Recollections (1882); «Autobiography» (1904).

Бюллер (Buhler) Карл

V V t Г

27.05.1879 Мекесхайм. Баден. Германия — 24.10.1963 Лос-Анжелес

Немецко-австрийский психолог. Медицинское образование получил во Фрейбургском университете, где в 1903 году защи­тил диссертацию, посвященную экспериментальному развитию теории цветового зрения Гельмгольца. В 1904 году Бюллер по­лучил докторскую степень по философии В Страсбургском уни­верситете. В первый период творчества примкнул к Вюрцбург-

ской школе, где разрабатывал методики экспериментального изучения мышления, в частности метод свободного отчета ис­пытуемого о своих психических процессах при решении слож­ных задач. Считал, что к содержаниям сознания следует отнес­ти особые, лишенные сенсорной ткани элементы - мысли. Пос­ле первой мировой войны сосредоточился на изучении проблем развития детской психики. Бюлером была предложена схема грех стадий развития психики у животных и человека (инстинкт, навык, интеллект). Ряд его исследований посвящен проблемам теории и психологии языка и речи. Вопросы методологии науч­ного познания Ьюлер рассматривал в работе «Кризис психоло­гии» (1927), считая, что выход этой науки из кризисной ситуа­ции возможен путем интеграции трех основных направлений: интроспективной концепции сознания, бихевиористической концепции поведения и культурологических исследований пси­хики, ставящих личность в зависимость от системы ценностей. В дальнейшем предпринял попытку дать собственную трактов­ку принципа целостности в жизнедеятельности человека и жи­вотных.

Бюлер (Buhler) Шарлотта

20.12.1893 Берлин —03.02.1974 Штутгарт Немецкий психолог. Происходила из состоятельной еврейс­кой семьи. Девичья фамилия Малаховски. Ее отец был извест­ным архитектором. Получила образование в университетах Оренбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. По рекомендации К. Штумфа она получила работу в известной психологической лаборатории Мюнхенского университета, которой руководил Освальд Кюльпе. После смерти Кюльпе его место занял Карл Кюлер, ставший в 1916 году ее мужем. В 1918 году она защити­ла диссертацию по психологии мышления и получила степень доктора философии. Затем они вместе работали в Дрезденском технологическом институте, где она стала первой женщиной, получившей звание приват-доцента. В 1923 году, получив Рок-


 

Классики Мировой Психологии

феллеровскую стипендию, она отправилась на стажировку в Колумбийский университет, где работал под руководством Э. ТорндаЙка. С 1929 г. Шарлотта Бюлер - профессор Венского университета. В 20 - 30-е гг. в созданной ею Венской школе возрастной психологии проводила исследованиям уровня пси­хического развития ребенка, для диагностики которого ввела понятие «коэффициента развития» (вместо «коэффициента ин­теллекта»). На основе этих исследований создана периодиза­ция жизненного пути личности, главным мотивом которого была признана потребность личности в самоосуществлении. В 1938 году супруги Бюлер уехали из оккупированной фашистами Ав­стрии сначала в Осло, где она была профессором местного уни­верситета, а затем в 1940 году в Лос-Анджелес. В 1964 году она вместе с Виктором Франклом, Карлом Роджерсом и Абрахамом Маслоу приняла участи в организации конференции, положив­шей начало гуманистической психологии. В 1965 году Ш. Бю­лер стала первым президентом Ассоциации гуманистической психологии. Проблемам периодизации жизненного пути, лич­ностного роста и самоактуализации были посвящены наиболее интересные ее работы: «Жизненный путь человека» ( в соав­торстве с Ф.Масариком, 1968), «Введение в гуманистическую психологию» (в соавторстве с Мелани Ален, 1972).

62


В
 
 

Наши рекомендации